Кафедра уголовно-процессуального права 1 глава




41. Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для правильного применения уголовно-процессуального закона.

 

Конституция РФ – является источником уголовно-процессуального права, она содержит ряд основополагающих норм, которые в виду её высшей юридической силы должно соответствовать отраслевое уголовно-процессуальное законодательство.

 

Это прежде всего положения гл. 2 Конституции РФ, касающиеся прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность личности, частной жизни, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, право на доступ к правосудию и судебную защиту, презумция невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем Конституция РФ – это акт прямого действия (ч.1 ст. 15). При необходимости нормы Конституции могут применятся в уголовном процессе непосредственно.

 

Согласно п.4 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Далее в п.6 ст. 125 говориться, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

 

 

В связи с жалобами граждан и запросам депутатов Государственной Думы, судей Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях дает важные для применения УПК разъяснения, касающиеся полномочий суда в уголовном суопроизводстве, обеспечения прав подозреваемого, обвиняемого на защиту, прав потерпевшего на доступ к правосудию. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ. Аргументы и выводы, содержащиеся в постановлениях, используются и при подготовки постановлений Пленумов Верховного суда.

 

Таким образом, Конституционный Суд РФ играет огромную роль в формировании уголовно-процессуального законодательства.

 

 

42. Решения Европейского Суда по правам человека и их значение для уголовного судопроизводства в России.

 

Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Согласно ч.3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Согласно ч.3 ст. 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора.

 

Российская Федерация является членом Европейской Конвенции по правам человека. ЕСПЧ в своей практике руководствуется положениями именно этой Конвенции, рассматривая дела о нарушении прав и свобод.

 

В связи с этим согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов.

 

Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.

 

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

 

Согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.

 

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

 

Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

 

При определении того, насколько срок судебного разбирательства являлся разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение заявителя (истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого), поведение государства в лице соответствующих органов.

 

 

43. Понятие и виды уголовного преследования в уголовном процессе.

 

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

 

Однако, законодатель в УПК РФ обозначил уголовное преследование и как деятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ), и как процессуальную функцию в рамках «принципа» состязательности (ст. 15 УПК РФ).

 

Вместе с тем представляется очевидным, что

процессуальная функция обвинения, как и противоположная ей функция защиты, ограничена процессуальным статусом лица или органа, ее выполняющего, а также лица, в отношении (в интересах) которого она осуществляется, тогда как

процессуальная деятельность по изобличению лица, совершившего преступление, иными словами, уголовное преследование, осуществляется независимо от того, появилась ли на правовом горизонте фигура подозреваемого или обвиняемого или нет.

 

Уголовное преследование как деятельность органов, ведущих уголовное судопроизводство, направлена на раскрытие преступления, изобличение лица, его совершившего, и опровержение презумпции его невиновности, т.е. направлена на решение общих задач всего уголовного судопроизводства ради достижения его цели. Исходным, или первичным, в данном случае является сам факт совершения преступного деяния, позволяющий утверждать, что уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела как по факту обнаружения события преступления, так и в отношении конкретного лица.

 

Как правило, уголовное преследование осуществляют прокурор, органы следствия и дознания, вместе с тем деятельность по уголовному преследованию органов следствия и дознания, прокурора, в отличие от процессуальной функции обвинения (уголовного преследования), значительно сложнее в силу публичного характера органов государства, призванных защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и т.д. Поэтому в уголовное преследование как процессуальную деятельность входят не только действия органов следствия и дознания, заключающиеся в собирании только обвинительных доказательств, применении принудительных мер, обеспечивающих изобличение лица и применение к нему наказания, но и те действия, которые направлены на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное обвинение, убедить суд на основе совокупности как уличающих, так и оправдывающих доказательств в виновности обвиняемого и необходимости применить к нему соответствующее наказание. При этом поддержание государственного обвинения в суде является лишь составной частью уголовного преследования.

 

Деятельность по осуществлению уголовного преследования представляет собой деятельность по применению норм права.

Характерные признаки уголовного преследования:

процессуальная деятельность (осуществляется в предусмотренных уголовно-процессуальным законом формах);

осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами (только они вправе и обязаны устанавливать фактические обстоятельства дела, давать им юридическую оценку и принимать соответствующие решения по делу);

содержание данной деятельности заключается в принятии мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также в вынесении соответствующих актов уголовного судопроизводства, адресованных конкретным участникам уголовно-процессуальной деятельности и содержащих формулировку обвинения;

носит государственно-властный, публичный характер, так как обеспечивается принудительной силой государства;

является основной движущей силой уголовного процесса, которая организует весь процесс по конкретному уголовному делу и определяет содержание и направление производства по нему.

 

Таким образом, уголовное преследование представляет собой государственно-властную, публичную, организующую процессуальную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также по установлению иных фактических обстоятельств дела, их юридической оценке и вынесении соответствующих актов уголовного судопроизводства, содержащих формулировку обвинения, адресованных конкретным участникам уголовного судопроизводства и обоснование его перед судом.

 

Деятельность по осуществлению уголовного преследования как правоприменительная есть своеобразный процесс, представляющий собой совершение компетентным государственным органом и должностным лицом требуемых действий. Говоря об этой деятельности как о процессе, нельзя избежать рассмотрения вопроса о содержании этого процесса, развивающегося в определенной последовательности. Учитывая однородность совершаемых действий, цели, преследуемые ими, а также относительную обособленность их во времени, можно говорить о стадийности уголовного преследования. Вместе с тем последовательность перехода от одной стадии судопроизводства к другой при осуществлении уголовного преследования относительна, так как после изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также после установления фактических обстоятельств дела, их юридической оценки у следователя может возникнуть необходимость вернуться к установлению обстоятельств дела, произвести какие-либо следственные или иные процессуальные действия. Точно так же при принятии решения по делу, например, о формулировании предъявляемого обвинения следователь нередко вынужден возвращаться к установлению фактических обстоятельств дела и их юридической оценке. Но, несмотря на взаимопроникновение и взаимозависимость указанных действий, деятельность по осуществлению уголовного преследования характеризуется стадийностью.

Возбуждение и прекращение уголовного преследования

 

По общему правилу, уголовное преследование

начинается с момента возбуждения уголовного дела и

завершается с наступлением (освобождением от) уголовной ответственности, когда суд от имени государства признает лицо виновным в совершении преступления во вступившем в силу обвинительном приговоре или невиновным в оправдательном приговоре, либо применением к указанному лицу принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия.

 

Вместе с тем, из приведенного правила относительно прекращения уголовного преследования есть исключения, а именно:

прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ч. 3 ст. 24 УПК РФ); вместе с тем, уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев установления непричастности лица к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК РФ);

уголовное преследование прекращается при переквалификации деяния, совершенного виновным (ст. 175 УПК РФ); под переквалификацией деяния (преступления) понимается изменение или дополнение обвинения либо прекращение уголовного преследования в соответствующей части выдвинутого обвинения в совершении преступления;

собственно прекращение уголовного преследования (ст. 27 УПК РФ) — если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Виды уголовного преследования

 

1. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

 

2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116 частью первой, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

 

3. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 136 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частно - публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

 

4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

 

5. Уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения.

 

44. Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях.

 

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре рф», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

 

 

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

 

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

 

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

 

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

 

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

 

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

 

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

 

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

 

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

 

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

 

 

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

 

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

 

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

 

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

 

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

 

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

 

 

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

 

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

 

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

 

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

 

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

 

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

 

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

 

 

45. Руководитель следственного органа: процессуальный статус.

 

Начальник следственного отдела, его полномочия.

 

 

Начальник следственного отдела, а также его заместитель - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение(п.18. ст.5 УПК);

 

Начальник следственного отдела осуществляет непосредственное, оперативное руководство следователями, оказывает помощь в их работе и может непосредственно вести следствие по делу;

 

1. Начальник следственного отдела уполномочен (ст. 39 УПК):

 

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав;

 

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

 

3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

 

2. Начальник следственного отдела вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.

 

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник следственного отдела вправе:

 

1) проверять материалы уголовного дела;

 

2) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

 

4. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела.

 

 

46. Следователь: процессуальный статус.

 

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. (ст. 38 УПК)

 

Следователи являются должностными лицами

 

прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151),

 

органов ФСБ (п.2 ч.2 ст.151),

 

ОВД (п.3 ч.2 ст.151), о

 

рганов налоговой полиции (п.4 ч.2 ст.151).

 

Этими полномочиями могут обладать также прокурор (п.2 ч.2 ст.37) и начальник следственного отдела (ч.2 ст.39) в случае принятия ими УД к своему производству.

 

Следователь является участником процесса со стороны обвинения.

 

Следователь уполномочен:

 

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

 

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

 

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

 

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

 

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (1) признание доказательства недопустимым (ч.2 ст.88); 2) принятие решения о приводе обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего и свидетеля (ст.113); 3) вызов граждан для допроса (ст.187); 4) требование от хозяйствующих субъектов различных форм собственности, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, необходимых для установления по УД фактических данных (ч.4 ст.21); 5) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст.91) и др.)

 

3. В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

 

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

 

2) о квалификации преступления;

 

3) об объеме обвинения;

 

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

 

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных;

 

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

 

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

 

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

 

4. В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.

 

 

47. Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель: процессуальный статус.

 

Органы дознания

 

Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: