для проведения рубежного контроля




 

1. «10 заповедей» получены от Бога через пророка:

1) Самуила, 2) Давида, 3) Моисея, 4) Иосифа.

 

2. Древневавилонским политико-правовым памятником являются:

1) законы Ману, 2) речения Ипусера, 3) законы XII таблиц, 4) законы Хаммурапи.

 

3. Кто уподоблял власть императора власти отца:

1) Каутилья; 2) Конфуций; 3) Мо-цзы; 4) Шан Ян.

 

4. Под «дике» Гомер понимает:

1) полисный закон, 2) суд Зевса, 3) справедливость, 4) власть лучших.

 

5. Равенство Пифагора предполагает:

1) равенство всех, включая рабов, 2) равенство лучших, 3) равенство всех граждан, 4) власть племенной аристократии

 

Литература [4]

 

Основная

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2005.- 704 с*

История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. О.Э Лейста. - М., 2002. - 688с*

История политических и правовых учений: Хрестоматия/под ред. О.Э Лейства.- М.: Городец, 2000.- 512 с.*

Исаев И.А История политических и правовых учений России: Учебник. - Изд 2, перераб. и доп. - М., 2003. - 415с.*

 

Дополнительная

1. Учебники:

История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев.- М.: Спарк, 2006.- 672 с.*

Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоровой.- изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: научн. Изд. БЭС, 2001.- 1434 с. с прилож.*

Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.

Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / под ред. А.В. Крутских.- М.: Инфра-М, 2004.- 398 с.*

Баркалов В.Я. Политические учения Древнего Востока. – Барнаул, 1994. – 29 с.

Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений: Учебное пособие, - Ленинград-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1991. – 82 с.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.: Юрист, 1995. – 379 с.

История политических и правовых учений: [Учебное пособие]/ Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. – М.: Юрист, Вып. 1. – 1994. – 139 с.

История политических и правовых учений ХIХ в / Графский В.Г., Кобзев А.И., Зорькин В.Д. и др. – М.: НАУКА, 1993. – 388 с.

История политических и правовых учений XVII-XVIII вв./ Отв. Ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1989. – 446 с.

Назарова Н.С. История политической мысли: Учебное пособие. – Одесса: Кобзарь, 1991. – 171 с.

Нерсесянц В.С.. Политические учения Древней Греции. - М., 1979.

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Изд. Группа «ИНФА-М: Норма», 1997. – 647 с.

Рахматуллин Э.С., Модестов В.П. История социально-политических учений: Учебн. пособие, - Казань: Изд-во Казанского университета,1992.–75с.

2. Источники:

Августин Аврелий. О граде Божием. Т. 1-2. – Киев, 1998.

Антология мировой политической мысли: Учебн. пособие: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.

Антология мировой правовой мысли: В 5 т./ Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин; Научн. ред. совет: В.Н. Кудрявцев и др.– М.: Мысль, 1997- 1999.

Антология мировой философии. В 5 т. - М.: Мысль, 1969-1972.

Аристотель. Афинская полития. – М. – Л.., 1936. (Любое изднание).

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

Вехи. Из глубины. – М.: «Правда», 1991.

Гегель. Политические произведения. – М., 1978.

Гегель. Философия права. – М., 1990.

Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. – М., 1989-1991.

Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1992.

Гурвич Г.Я. Философия и социология права. СПб,. 2004.

Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1963.

Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. – М., 1972.

Евтидем// Платон. Диалоги./ Пер. с древнегреч.; Сост., ред, и авт. Вступ. статьи А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1986. – 607.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1907.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. – М.,1961.

История политических и правовых учений: Хрестоматия для высш. шк. /Сост.: В.П. Малахов и др. – М.: Академический проект, 2000. – 414 с.

Кампанелла Т. Город Солнца. - М.-Л., 1954.

Кант. Трактаты и письма. – М., 1980.

«Лаодокийское послание» // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV в. – М., 1983.

Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39.

Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полное собрание сочинений. Т. 39.

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. Т. 37.

Локк Д. Избранные философские произведения. - М., 1960. Т.1-2.

Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990.

Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Там же.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3.

Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955.

Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.

Мор Т. Утопия. - М., 1953.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/ Текст подгот. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – Л., 1979.

Платон. Сочинения. В 3 т. – М., 1968-1972.

Политическая мысль Европы конца XIX- начала XX века: Хрестоматия / Сост. В.Н. Штинов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та., 1991. – 243 с.

Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному. – СПб., 1726. – 537 с.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. - М., 1969.

Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1-2. – М. – Л., 1948.

Сперанской М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002

Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1957.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989.

Франклин Б. Избранные произведения. – М., 1956.

Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 1-4. – М. - Л., 1951-1954.

Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. М,. 2006

Хрестоматия по истории политических учений / Составитель П.С. Грацианский. Вып.1. М., 1972.

Цицерон. Диалоги. - О государстве. – О законах. – М., 1966.

Чичерин Б. Н. Собственность и государство. СПб., 2005

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.

 

3. Монографии и научные статьи:

Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета. – М., 1990.

Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юрид. литература, 1988.

Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. – М.: Высшая школа, 1991. – 203 с.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2001..

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.

Баскин М.П. Философия американского Просвещения. – М., 1955.

Бибиков А.И., Павлов А.А. Понятие DOMINIUM в голландском праве XVII веке в изображении Гуго Гроция // Древнее право. – М., 1998. - №1. – С. 206-210.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников: (Истоки и эволюция) / - М.: Наука, 1993. – 317 с.

Грацианский П.С. Десницкий. – М.: Юрид. литература, 1978. – 111 с.

Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. – М.: Наука, 1984. – 253 с.

Две тенденции в истории социалистической мысли: социалистический гуманизм и казарменный коммунизм: Сб. обзоров / Ред.-кол.: Каплан А.Б. и др. – М., 1991. –80 с.

Дегтярёва М.И. Понятие суверенитета в политической философии Ж. де Местра // Полис. – 2001. - №3. – С. 113-122.

Дегтярёва М.И. Разработка понятия суверенитета Ж. Боденом// Полис. – 2000. - №3. – С. 157-169.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М.–Л., 1965.

Замолеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л., 1987.

Зимин А.А. И. Пересветов и его современники: Очерки по истории общественно-политической мысли середины XVI в. – М., 1958.

Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. – М., 1980.

Игнатенко А. А В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. – М., 1971.

Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения марксизма). – М., 1967.

Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785- 1803). – М., 1976.

Клибанов А.Н. Реформационные XIV – в первой половине XVI в. движения в России. – М.: Изд-во АН СССР,1960.

Коваленко В.И. Никита Михайлович Муравьёв // Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки. – 2001. - №1. – С. 91-105.

Коммунизм и национал-социализм: сравнительный анализ. – Пробл.-тем. сб. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – 199 с.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского просвещения 18 в. – М., 1965.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 1989.

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689- 1714 гг.). – М.: Б.и., 1994. – 303 с.

Либерализм. Консерватизм. Марксизм: Пробл. – тематический сб.– М., 1998.

Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли: 1917-1945. – М., 1979.

Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. – М., 1993.

Левин З. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. – М., 1988.

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914. — М., 1995.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 2000.

Луковская Д.И. О предмете науки истории политических и правовых учений.// Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. – М., 1978. – 144 с.

Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. –532 с.

Лурье Я.С. Русские современники Возрождения: Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. – Л.: Наука, 1988. – 159 с.

Макарова С.В. Политические взгляды В.Н. Татищева // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987. – 148 с. – С. 78-90.

Маковельский А. Софисты. - Баку, 1940. Вып.1

Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксический период. – М.: Наука, 1989.

Мележик И.Н. Учение Томаса Гоббса о формах государства// Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987. – 148 с. – С. 135-147.

Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. литература, 1979. – 111 с.

Нерсесянц В.С. Миф в истории политических учений (о роли традиций) // Политика мира и развитие политических систем. – М.: Наука, 1979. – 279 с. – С. 257-264.

Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Юридическая литература, 1984. – 104 с.

Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Наука, 1977. – 152 с.

Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. – М., 1973.

Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы: Сб. научн. тр. – М.: ВЮЗИ, 1988. – 120 с.

Пяткина С.А. Правовые категории в теории Л.И. Петражицкого // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987.– С. 47-66.

Сатышев В.Е. Идеологические истоки английской буржуазной революции XVII века // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987. – 148 с. – С. 103-135.

Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998. – 416 с.

Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. – М., 1973.

Степанянц М.Т. Восточная философия.—М., 2001.

Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997.

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. – М., 1989.

Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М.: Наука, 1990.

Философия Канта и современность./ Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. - М., 1974.

Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. – М.: Интератэк-Р, 1995.

Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения второй половины XVIII века. – М., 1971.

 

вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Предмет Истории политических и правовых учений.

2. Мифические и религиозные представления в Древнем Мире как источники политико-правовой мысли.

3. Политико-правовые памятники Древней Индии.

4. Даосизм, конфуцианство, моизм и легизм в Древнем Китае.

5. Политико-правовые учения в Древней Греции: общая характеристика.

6. Политико-правовые воззрения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

7. Политико-правовое учение софистов и антисофистские взгляды Сократа.

8. Идеальное государство Платона.

9. Учение Аристотеля о справедливости и государстве.

10. Стоицизм (древняя, средняя и новая Стоя): его основные представители и положения.

11. Политико-правовые взгляды в Древнем Риме: общая характеристика.

12. Учение Цицерона о государстве и праве.

13. Учение римских юристов о праве.

14. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия.

15. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Средневековые ереси.

16. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

17. Взгляды Марсилия Падуанского. Средневековая юридическая мысль

18. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.

19. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда.

20. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.

21. Средневековая российская политико-правовая мысль

22. Новая наука о политике. Никколо Макиавелли. Жан Боден.

23. Взгляды Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

24. Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.): Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

25. Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дин Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Риды и Али Абдель Разека.

26. Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция.

27. Политическое и правовое учение Спинозы.

28. Основные направления английской политико-правовой мысли в XVII в.

29. Политико-правовое учение Томаса Гоббса

30. Политическое и правовое учение Джона Локка.

31. Политические и правовые учения Германского и Итальянского Просвещения.

32. Взгляды на политику, государство, право и закон Вольтера и Шарля Луи Монтескье.

33. Политико-правовое учение Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.

34. Политико-правовые идеи якобинцев и французских социалистов.

35. Возникновение и становление американской политико-правовой мысли.

36. Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-2-й половине XVIII вв.

37. Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.

38. Политические и правовые учения в трудах Георга Гегеля.

39. Политические и правовые идеи Иоганна Фихте.

40. Направления политико-правовой мысли в России в 1-й четверти ХIХ в.: М. Сперанский и Н. Карамзин, декабристы.

41. Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.

42. Английский либерализм 1 половины ХIХ в.

43. Французский либерализм 1 половины ХIХ в.

44. Немецкий либерализм ХIХ в.

45. Политико-правовой позитивизм Огюста Конта

46. Политические идеи Герберта Спенсера.

47. Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше

48. Социологическое направление в теории права: Р.Иеринг, Л. Гумплович.

49. Идеология утопического социализма и утопического коммунизма.

50. Политико-правовое учение марксизма.

51. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.

52. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.: Критика революции («Вехи», «Из глубины»). Правоведы русского зарубежья.

53. Аналитическая юриспруденция Герберта Харта и интегративная юриспруденция.

54. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический позитивизм.

55. Политико-правовые положения солидаризма и институционализма Леона Дюги

56. Социологическая юриспруденция.

57. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.

58. Политико-правовая идеология национал-социализма. Неофашизм.

59. Современные концепции естественного права.

60. Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска.

 

 


Приложения

 

Краткое содержание курса

I Политическая и правовая мысль Древнего мира.

1. Первые политико-правовые идеи Древнего Востока

Истоки политико–правовых представлений и понятий содержались в ранних мифологических и религиозных воззрениях на земные порядки, формы устройства общественной и государственной жизни людей. Эти воззрения еще не выделялись в самостоятельную форму общественного сознания и были частью целостного мифологического мировоззрения. Миф закрепляет картину мира, дает нормы поведения, упрощает ориентацию человека в мире. Право выступает как всеобщий принцип, масштаб и мера формального равенства. Религия в этот период выполняла роль связующего звена между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями.

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Месопотамии, Индии, Палестине, Китае. Для древневосточных учений характерны: наивно-религиозный метод объяснения общественных явлений, распространение мононорм (древнейших запретов, основанных на космологических принципах, религиозных заповедях и предписаниях морали). Примером мононорм могут служить: Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник XVIII. до н.э.; гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»); «Законы Моисея» и «Новый Завет»; «Ригведа», «Дхармашастры», «Артхашастра» Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила. Справедливость в Законах Хаммурапи подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества – свободных (с их делением на два разряда –авилум и мушкенум), рабов-иноплеменников (захваченных на войне) и долговых рабов (на срок не свыше трех лет).

В Законах Ману (II в. до н.э.) -- памятнике древнеиндийского права, оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны (касты), их неравенство. Все варны и их члены должны следовать божественному закону (дхарме). Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла дхармы.

Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления, землепользования, религиозные и моральные запреты.

2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

Своеобразие древнекитайской политико-правовой мысли состояло в том, что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Расцвет общественно – политической мысли Древнего Китая относится к VI – III вв. до н.э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.

Идеи даосизма (VI в. до н.э.) изложены в работе Лао – Цзы “Дао дэ цзын”. Дао (путь) понимается не как проявление “небесной воли”, а как не зависимый от небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность. Оно определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Конфуций – великий китайский философ. Его философия, основанная на личной морали и концепции власти правителя, подпитывает китайскую культуру более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца. социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины”, “низкие” должны подчиняться “благородным мужам”. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство, Конфуций отводил ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добробетели. В основе конфуцианства – учение об обычном праве, т.е. правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное – это сохранение традиционных религиозно – моральных методов воздействия на подданных. Основные категории конфуцианства – понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» («Беседы и высказывания» (V в. до н.э.), трактатах Мэн-цзы (III в. до н.э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н.э.). По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими моральными качествами: соблюдение ритуала (ли), человеколюбие (жень), забота о людях (шу), почтительное отношение к родителям (сяо), преданность правителю (чжун). Вся эта целостность, за исключением позитивного закона (фа) представляет собой единство моральных и правовых явлений.

В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами в IV-III вв до н.э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым воздерживаться от притеснения народа.

В IV в. до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение – легизм. Одним из основателей этой школы был правитель области Шан – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания, подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере управления. Концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этом учении отрицаются какие – либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает.

В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти, поддержания установленного порядка в обществе, механизма осуществления власти и правосудия.

3. Политико-правовая мысль Древней Греции

Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции -это полисы (города-государства), которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), Тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта).

Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания.

Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем. В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический (V-первая половина IV в. до н.э.) – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.

Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики. Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины.

Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа. Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.

Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н.э.) -одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия -правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии. В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным -тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития (смешение олигархии и демократии), в которой правит большинство в интересах общей пользы. Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства). Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, «закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.

Политико-правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.

4. Политические и правовые учения Древнего Рима.

В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права, с чем связано появление государственно-правовых теорий и появление науки – юриспруденции, которая трактовалась римлянами как науке о праве и государстве. Римские юристы использовали положения древнегреческих авторов в разработке теории закона. Были исследованы такие проблемы как: соотношение закона и права (Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс); отрасли права (Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел).

Большой вклад в развитие политко-правовых идей внес Марк Туллий Цицерон (106 –43 гг. до н.э.) в своих диалогах и трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях». Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, согласованное правовое общение его свободных членов, «общий правопорядок». Государство порождено разумом, подражающим повелениям природы: «природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща» (диалог «О законах»). Цицерон различает три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия, т.к. «полновластие народа приводит к тиранической власти толпы». Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Право устанавливается природой в силу ее божественного начала. Закон устанавливается людьми. соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Право народов рассматривается частью как положительное (установленное) право разных народов и частью как естественное право международного общения. В трудах Цицерона политико-правовые идеи получили свое логическое завершение в качестве универсальной идеологии государства.

 

II. Политические и правовые учения западноевропейского Средневековья

1. Политико-правовые идеи раннего христианства

Христианство возникло в I в. в Римской империи. Главный источник политико-правовых идей христиан – Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. В раннехристианских общинах было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов. В основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в виде «закона совершенного, закона свободы».

Эволюция христианства приводит к возникновению в конце II в. «вселенской церкви». С начала III в. все большую роль играет апологетика. Церковь от осуждения императорской власти перешла к культу императора, призыву подчиняться властям. Союз церкви с императорской властью оформился в 324 г., когда император Константин признал христианство господствующей

религией.

2. Учение Аврелия Августина.

Важнейшим идеологом церкви и западной патристики был епископ Гиппона (Северная Африка) Аврелий Августин (в православии – Августин Блаженный) (354 – 430 гг.). Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики – трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью. Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. Мистически осмысленная диалектика истории представлена в трактате «О граде Божием». В «Исповеди» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом и обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Пример тому – падение Рима. Автор пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» – общиной праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе. В вопросе о формах государства Августин придерживается традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма возможна, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдает верность заветам религии. В процессе обоснования своих теологических воззрений Августин зачастую обращается к правовым вопросам. Основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений. Законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

3. Учение Фомы Аквинского

Авторитет Авгутина Блаженного оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии – Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274 гг.) В XIII в. завершилось создание системы схоластики – католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Схоласты, используя рационалистический и формально-логический подходы, попытались обосновать догматы веры, рационально доказать иррациональные истины. Работы Фомы Аквинского – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства. По мнению Фомы Аквинского, в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. по этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Учреждение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Цель государства – «общее благо». Фома Аквинский выделяет три чистые, правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три извращенные (тирания, олигархия, демагогия или демократия). Принцип деления на формы –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: