Тело человека, по воззрению Церкви, - освящённый благодатию Таинств храм души, по слову святого апостола Павла: "Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок - святая Тавифа, ученица апостола Петра: "Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице" (9, 20-21).
Тела умерших архиереев и священников не омываются водой, а обтираются губкой, пропитанной елеем, и совершается это не мирянами, а священнослужителями (иереями или диаконами). Тело усопшего монаха не омывают, а лишь отирают теплой водой, "творя прежде гу́бою крест на челе скончавшагося, на пе́рсех, на руках, и на ногах, и на коленях, вя΄щше же ничто́же" (Большой Требник, Последование исходное монахов), затем "его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, которая и бывает ему как бы гробом; над мантией делают из того же облачения три креста ради Христа, Крест Которого он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, то есть икону Христа" ("Новая скрижаль").
|
Тело священнослужителя облачается во все одежды, соответствующие его сану, чем знамену́ется, что на Страшном Суде он будет держать ответ не только по исполнению христианского долга, но и по исполнению пастырского служения. Одежды должны быть новые и по цвету не темные, а светлых оттенков. В правую руку умершего архиерея и священника влагается Крест, а на груди полагается Евангелие, по примеру апостола Варнавы, завещавшего, по преданию, святому Марку положить с ним Евангелие от Матфея. В знак того, что священник был совершителем Божественных Таинств, его лицо по смерти закрывается возду́хом (то есть покровом) в знак почета, ибо Священное Писание уподобляет священников ангелам Божиим, которые предстоят пред престолом Всевышнего, "лица закрывающе". Тело усопшего диакона полагается во гроб в полном диаконском облачении со вложенным в руку кадилом, лицо его не покрывается возду́хом. Умершего архиерея после омовения елеем облачают во все священные одежды с пением: "Да возрадуется душа твоя о Господе", с рипидами, кадильницами, трикирием и дикирием. По окончании облачения посаждают в кресло, и протодиакон возглашает: "Да просветится свет твой пред человеки" и затем полагают его на стол и покрывают большим возду́хом. Церковные правила не указывают возлагать на умершего священника пожалованный ему Крест. На умершего иерея возлагают скуфью или камилавку, подобно тому, как возлагают митры и палицы на тех умерших, которые при жизни сподобились этих наград. Церковные и светские ордена не возлагаются на умерших. Запрещенные в служении иереи и диаконы полагаются во гроб в облачении своего сана с разрешения архиерея. Из умерших псаломщиков в стихарь облачаются лишь те, которые были посвящены в него. За облачение священно-церковнослужителей, а равно и за все церковные принадлежности, употребляемые при их погребении (покров, свечи, ладан и проч.), неприлично и несправедливо требовать платы, так как они все свои труды посвятили на пользу Церкви и местного храма. Евангелие и возду́х остаются в гробу и погребаются вместе с телом усопшего священнослужителя. Потир и дискос не следует полагать в гроб почившего иерея.
|
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд, в некоторых местах надевают саван - белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святой водой, а гроб архиерея еще и осеняется трикирием, дикирием и рипидами. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, "Отче наш..." и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы "Помощник и Покровитель...", а в дни Святой Пасхи поются стихиры "Да воскреснет Бог...", "Пасха священная нам днесь показа́ся..."
Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором говорит святой апостол Павел: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4, 8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров - сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают Крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
Священник в своих проповедях должен бороться против бытующих в отдельных местностях суеверных обычаев, согласно которым в гроб полагают хлеб, пару белья, деньги и другие посторонние предметы.