Народная сказка - это устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.
Философ И. Ильин: «Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души».
Самое интересное определение жанру дано в самой сказке: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добру молодцу урок».
Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории, и только в XX веке стала в основном принадлежать детям.
Существует множество теорий по поводу времени и способа возникновения как жанра сказки вообще, так и отдельных её разновидностей, отдельных сюжетов. Наиболее распространено представление о том, что сказка пришла на смену мифу. «Миф – это рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит » (В. Я. Пропп). Миф существует до тех пор, пока люди верят в реальность происходящего в нём. Иссякающая вера превращает миф в сказку. П ервые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси (X-XI век). История русской сказки богата событиями. Отношение к ней у русского человека было двояким. С одной стороны, любимый развлекательный жанр, интерес к его содержанию и высокая оценка мастерства сказочников. С другой – запрещение сказки, гонения на сказочников, начиная с XII века, с выступлений видного писателя и религиозного деятеля того времени митрополита Кирилла Туровского, считавшего общение со сказкою одним из грехов, до Н. К. Крупской, приветствовавшей дискуссию 20-х годов XX века по проблеме «Нужна ли сказка пролетарскому ребёнку?». Отрицая фольклорную сказку, участники дискуссии видели в ней один лишь вред ребёнку. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в это время; впоследствии потребовалось специальное постановление ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 о необходимости широкого издания сказок для детей.
|
В 1930-е годы в защиту этого жанра выступил М. Горький. Он не только признал право на жизнь старых сказок, но и призвал создавать новые, которые будут способствовать развитию в человеке творческого начала, будут признаками новой культуры. Но даже такой авторитетный в то время деятель культуры, как М. Горький, был не в силах остановить закономерный процесс угасания фольклорной сказки. Чем более цивилизованным становилось человечество, тем менее нужны были ему активно бытовавшие архаичные формы культуры.
С конца XVIII века сказку стали записывать, на основе народных создавались литературные сюжеты. Большую роль играла личность сказочника. Ценилось его умение сказывать сказку. Сказки всегда разыгрывались, это был своего рода театр одного актёра. Но к 30-м годам XX века в связи с развитием театра, киноискусства, изменением быта и интересов людей, долгой борьбой со сказкой, жанр перестал существовать как произведение устного словесного искусства.
В 50 – 60 годы XIXвека А. Н. Афанасьев вместе со своими корреспондентами по всей России собирает, систематизирует, комментирует произведения сказочного жанра, сохраняя особенности «живого» бытования сказки. Это была подвижническая работа, которая привела к первому научному изданию русских народных сказок.
Классификация сказок по А. Н. Афанасьеву.
|
× Сказки о животных;
× Волшебные сказки;
× Бытовые сказки;
× Авантюрные сказки;
× Докучные сказки.
Архитектоника или эстетический план построения сказки.
1. Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Её цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует в сказке сама по себе: она не связана с содержанием произведения. Одна и та же присказка может быть у двух разных сказок. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера, артистизма его натуры, обстоятельств, при которых приходилось сказывать сказку. «Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные…». Чаще всего присказка встречается перед волшебной сказкой и является такой же цветистой, яркой, самобытной, как и сама сказка.
2. Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Он уводит слушателей в сказочный мир, подчёркивает необычность, неопределённость того мира, где происходит действие сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван – царевич…» - таков зачин волшебной сказки. В сказках других видов они не столь красочны: «Жил старик со старухою…», «Жил кот с кочетком…». Зачин играет в сказке огромную роль: он определяет место действия и время действия, называет героев сказки.
3. Основная часть сказки:
× Подготовительная цепь действий
× Центральное действие
× Развязка.
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия: «Стали жить да быть да животы наживать – на славу всем людям».
|
Домашнее задание. Прочитайте сказку «Лиса, заяц и петух». Дайте анализ архитектоники сказки.
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна - красна - у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки:
- Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
- Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
- Не плачь, зайчик! - говорят собаки.- Мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним! Подошли к избенке:
- Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Собаки испугались и ушли. Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
- О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
- Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала. Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню! Пошли гнать:
- Поди, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел. Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
- Про что, зайчик, плачешь?
- Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
- Пойдем, я ее выгоню.
- Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню.
Подошли к избенке:
- Поди, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел. Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой.
- Ку-ку-реку! О чем, зайчик, плачешь?
Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
- Пойдем, я выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!
- Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
- Ку-ку-реку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она услыхала, испугалась, говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ку-реку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
- Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
- Ку-ку-реку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать, да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне крынка масла.