Особенности художественного мира.
1. Постоянные стилистические формулы – фразы, без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили – были»; «утро вечера мудренее»; «долго ли коротко ли», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
2. Ретардация – увеличение протяжённости художественного времени сказки за счёт троекратных повторов одной и той же функции или действия: трижды кот наказывает петуху не откликаться на зов лисы, и трижды он нарушает наказ; три царства: медное, серебряное и золотое; и т. д.
3. Отсутствие портретных описаний героев, описаний их характера и точных указаний на возраст: «Хозяйка этого двора, баба – вдова, не больно стара». В сказке все молодые молодцы, удалые удальцы.
4. Интонация живого рассказа. Этот эффект достигается использованием различных художественных приёмов:
× Введение оборотов, слов, междометий, свойственных разговорной речи;
× Частое использование диалогов;
× Интенсивное употребление обращений, создающих представление о разговоре, происходящем на глазах у слушателей.
Сказки о животных считаются самыми древними. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказку о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих.
|
Среди сказок о животных есть особая группа так называемых кумулятивных сказок. Кумулятивный принцип их построения – это принцип нанизывания одного микросюжета на другой («Репка», «Колобок», «Теремок», «Ледяная и лубяная избушка»).
Волшебные сказки
Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть.
Признаки волшебной сказки:
1. Чудесные предметы: ковёр – самолёт, шапка – невидимка, сапоги – скороходы, чудесный клубочек или зеркальце и т.д.;
2. Чудесные события: воскрешение из мёртвых, превращение человека в зверя, птицу, в какой – нибудь предмет;
3. Магические слова, заклинания: «Избушка – избушка, стань к лесу задом, ко мне передом…»;
|
4. Типы героев:
× положительные и отрицательные (герой и антигерой) – мачеха и падчерица, ведьма и белая уточка и т. д.;
× представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр.;
5. Главный эпизод — путешествие героя ради того или иного важного задания;
6. Сказка – оптимистичное произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Она переполнена мечтой о лучшем будущем своих героев, которое в сказке связано с изменением социального статуса (бедняк становится богачом, крестьянский сын – царским зятем).
Бытовые сказки
Героями бытовых сказок являются баре, чиновники, церковнослужители, судьи, наделённые всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т. д. Им противопоставлены умные, хитрые, сметливые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Победителем здесь, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков. Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворство чиновников, глупость и неприспособленность к жизни бар и помещиков, фальшь церковнослужителей. В. Я. Пропп указывает на отличие бытовых сказок от других видов сказок отсутствием волшебных помощников и волшебных предметов, а также на иную природу сверхъестественного: «оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически».
|
Исследователи считают бытовые сказки сказками позднего происхождения, так как они лишены мифологической основы, в них запечатлено мировоззрение достаточно цивилизованного человека, который уже, например, не слепо верит в чёрта, а посмеивается и над ним, и над верой в него. Бытовые сказки лаконичны, здесь почти нет троекратных повторений.
Бытовые сказки близки к авантюрным. Но авантюрные сказки, являясь сатирическими по сути, не достигают сатирических обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки.
Докучные сказки
Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. Название сказок введено В. И. Далем, образовано от слова «докучать» - надоедать. Они могут быть прозаическими («Про белого бычка») и поэтическими:
Жили – были два солдата –
Вот и сказочка начата.
Жили – были два павлина –
Вот и сказки половина.
Жили – были два гуся
Вот и сказка вся.
Исследователи не проявляют большого интереса к докучным сказкам. Их роль в сказочном эпосе не столько эстетическая, сколько психологическая. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказки, о, наоборот, останавливал тех, кто был готов слушать их бесконечно.
Докучная сказка, как и другие виды сказок, имеет свою вторую жизнь в литературе (Л. Квитко «Сказка», М. Яснов «Чучело – мяучело»).
В одном болоте жила была лягушка по имени и отчеству квакушка. Вздумала она прыгнуть через мост. Присела, да и завязила в тину хвост. Дергала, дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязила хвост…
Программные сказки. «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Лиса-привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Бычок — смоляной бочок», «У страха глаза велики», «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот Котофей Котофеевич», «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему веленью», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка - бурка», «Снегурочка», «Финист — Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна- лягушка», «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка», «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили-были два братца...», «Рассказать ли тебе...», «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Хрустальная гора», «Царевна-змея», «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум».
Задание: заполнить таблицу (по 6 примеров каждого вида)
Классификация сказок | |
Виды русских народных сказок | Название сказок |
Сказки о животных | |
Сказки волшебные | |
Сказки бытовые |
План анализа народной сказки
1. Внимательно прочитать сказку.
2. Определить вид сказки.
3. Доказать правомерность определения вида сказки, обратив внимание на образную систему сказки (герои главные и второстепенные, положительные и отрицательные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки).
4. Наличие существенных признаков, характеризующих вид сказки:
× В сказках о животных – кумулятивность, комизм сюжета, мораль;
× В волшебных сказках – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои;
× В бытовых сказках – наличие социальной сатиры.
5. Дать анализ архитектонике сказки, выделив и объяснив имеющиеся в наличии присказку, зачин, основную часть, концовку, исход.
6. Дать анализ художественного мира сказки. Выявить постоянные стилистические формулы, ретардацию, портретные описания героев, средства обрисовки их характера, указания на возраст. Найти другие выразительные художественные приёмы, свойственные данному тексту. В художественном мире сказки надо увидеть то, что будет свидетельствовать о его оригинальности, отличии, неповторимости.
7. Обобщив полученные доказательства, подтвердить или опровергнуть первоначальное предположение о типе сказки.
8. Определить нравственную проблематику сказки – «урок молодцу».
Анализ сказок: «Снегурушка и лиса», «Жихарка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Бычок – смоляной бочок», «У страха глаза велики».