Представители – братья – греки Лихуды: Иоанникий (1639-1717гг) и Софроний (1652-1730гг). Авторы учебных книг: «Учебник логики», «Учебник риторики», «Учебник физики» (естественной философии); «Алфавитарь – преднаказание детям» и др. – ученики старших классов переводили с греческого на славянский труды братьев Лихудов.
IV –ый подход – старообрядческий – начетнический: представитель протопоп Авакум (1621-1682гг) занимал резко отрицательную позицию о допустимости светского знания. Выступал против мирской мудрости, содержавшейся в латинских и польских переводных книгах; против изучения «внешних наук» и иностранных языков; убеждал отказаться от латинского и греческого образования в пользу православия.
Таким образом, в России XVII веке появились образовательные учреждения нового типа, при их организации учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, усилилось внимание к светскому знанию, поворот в сторону европейской образованности XVII в. с его развитием школ нового типа подготовил образовательные реформы начала XVIII века.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем особенности воспитания детей у восточных славян (VI –IX вв)?
2. Какова роль народной педагогики в воспитании восточных славян?
3. Что Вам известно об истории создания славянской письменности?
4. Какую роль сыграло в образовании принятое православие?
5. Что Вы знаете о памятниках педагогической литературы XI – XIII вв и о первых образовательных учреждениях Киевской Руси?
6. В чем отличие и преемственность между «учением книжным» и у мастеров грамоты?
7. Какова роль монастырей в сохранении и развитии образования в период татаро-монгольского ига?
8. Каковы результаты школьного обучения в Русском государстве XIV – XVI вв.?
|
9. Проанализируйте деятельность образовательных учреждений в том числе Славяно-греко-латинской академии?
10. Какие типы учебных заведений XVII века существовали на Украине и в Белоруссии? Охарактеризуйте особенности их возникновения, содержание программ.
11. В чем проявилась взаимосвязь между культурой и образованием славян и европейских народов?
12. В чем состояла самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси и Русском государстве?
Прочитайте текст еще раз, составляя свой план.Найдите в каждой выделенной части главную мысль и выпишите эти положения. Сформулируйте эти положения своими словами или найдите адекватные формулировки в тексте. Составьте тезисный план. Часть тезисов может быть записана виде цитат (при условии дополнительного обращения к источникам по данному разделу).
РАЗДЕЛ IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Становление Нового времени
Новое время – эпоха, сменившая Возрождение, его отчитывают с XVII века. Устами Фрэнсиса Бэкона Новое время возвестило: «Знание-сила». Идея выведения законов общества из природы – лейтмотив общественной мысли XVII века. Соответственно обосновалось единство познания природы и природного воспитания. При всем различии педагогических концепций XVIIв. в их основе лежит одна ведущая идея – идея природосообразности.
Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650) рассматривал природу как совершенный механизм, доступный постижению математически вооруженному разуму. Важнейшее значение придавал развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления окружающего мира и собственных поступков. Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) в своих сочинениях выразил научные и передовые педагогические представления Нового времени. Исходя из своих философских представлений, он утверждал: «Из всех людей с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию». Воспитание должно строиться на гармоническом единстве всех составляющих и быть непременно природосообразным. К середине XVII века выдвигается установка Я.А.Коменского «Всем знать все обо всем», а в качестве универсального закона мироздания представлена природосообразность
|
Ян Амос Коменский – педагог нового времени
Ян Амос Коменский (1592-1670гг) – основоположник научной педагогики, философ – гуманист, общественный деятель. Чехия. Труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований» и др.
Цели воспитания:
1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.
2. Подготовка к загробной жизни
Задачи воспитания:
1. Познания себя и окружающего мира (умственное воспитание)
2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).
3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)
Методы воспитания:
Личный пример
Наставление-разъяснение
Упражнение
Поощрение
Наказание
Возрастная периодизация. Система школ.
|
«Великая дидактика» Я.А.Коменского «универсальное искусство учить всех всему….Кратко, приятно, основательно».
Принцип природосообразности реализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации.
Возраст | Тип школы и содержание | Место |
От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств. | Материнская школа Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире. основы нравственного воспитания. | В каждой семье. Мать - главная воспитательница. |
6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки. | Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная. и народная.воспитания | В каждой общине, городе, местечке или деревне. |
12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е.развитие ума. | Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика. | В каждом городе. |
18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой. | Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие. | В каждом государстве и даже в значительной провинции. |
Разница между школами троякая.
В 1-х, в материнской и школе родного языка все будет преподаваться в более общих и элементарных чертах, а в последующих – все более подробно и отчетливо …. «как дерево с каждым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов».
Во 2-х, в материнской школе дети приучаются обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их – упражняются преимущественно внешние чувства; в школе родного языка – упражняются более внутренние чувства, воображение, память вместе с языком и рукой; в гимназии – развитие понимания и суждения о науках и искусстве; в академии развивается воля, способности, которые научат сохранять гармонию.
В 3-х, в материнской школе и школе родного языка будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – те, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; в академии – будущие ученые и руководители других.
Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.
Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в задачах воспитания, в содержании образования и обучения:
· принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;
· принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;
· принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;
· принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному);
· глава 19 «Великой дидактики» - основы кратчайшего пути обучения. Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира. «Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики.
Стержень педагогики Я.А.Коменского вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».
Задания и вопросы для самоконтроля:
Изучите главы (9,12, 16-19, 23, 26) «Великой дидактики» (Хрестоматия по истории педагогики: Том 2, Новое время / Под ред. А.И. Пискунова – М., 2006 – с. 10-40) и ответьте на вопросы:
1. Какие 6 способностей выделяет Я.А.Коменский и какие дает рекомендации учителю, исходя из них?
2. Каковы особенности обучения (6 последовательных классов)?
3. Какие требования предъявляются к методу упражнения?
4. Выпишите в конспект рекомендации к каждому принципу данные Я.А.Коменским?
5. Какие требования Я.А.Коменский выдвигает к личности учителя?
6. Каково отношение Я.А.Коменского к женскому образованию?
Изучите и проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике:
1. В каких занятиях должны упражняться дети с самого рождения?
2. Каким образом развивать у детей здоровье?
3. Каким образом упражнять детей в понимании вещей?
4. Каким образом приучать детей к постоянным занятиям и деятельной жизни?
5. Каким образом упражнять детей в нравственности и добродетелях?
6. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе и какие признаки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?
7. К какому сезону года относит Я.А.Коменский материнскую школу и почему?
8. Какие мысли возникли у Вас в ходе выполнения этих заданий?
9. Удовлетворены ли Вы ответами на вопросы (вашими и однокурсников, если работали в группе)?
10. В чем Вы утвердились, а с чем не согласны и готовы вступить в полемику с Я.А.Коменским?
11. Какие советы и рекомендации Я.А.Коменского, на Ваш взгляд, не утратили своей актуальности в современной школе?
12. Достижением Я.А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения. Является ли она ведущей системой в современной педагогике?
Педагогические взгляды Джона Локка
Джон Локк (1632-1704гг), Труды: «Мысли о воспитании»,
Философ, просветитель, педагог. «Об управлении разумом»
Англия. Выпускник и преподаватель
Оксфорда.
Цель воспитания: создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножать свое богатство
Задачи воспитания:
1. физическое выработка воли.
закаливание, укрепление здоровья, здоровая пища, верховая езда, танцы.
2. нравственное – умение сдерживать неразумные желания; управлять собой.
Средства: авторитет родителей, похвала, наказание, пример, среда, приучение.
3. умственное воспитание реальное образование, вооружающее
полезными знаниями.
новые языки, рисование, астрономия, Основной дидактический
география, этика, математика, принцип: опора на интерес
законоведение, бухгалтерия и др. и любознательность детей.
Заканчивается путешествием.
4. Изучение и овладение несколькими ремеслами. Трудовое воспитание: занятие столярным, охотничьим ремеслом, садоводством, сельским хозяйством, парфюмерным делом, гравированием.
Такое воспитание и образование джентльмена должно быть организовано в семье.
Д.Локк выступал против теории «врожденных качеств», он считал, что «человек родится с душой чистой как доска». В развитии ребенка решающее значение имеет воспитание.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы социально –политические и философские взгляды Д.Локка?
2. В чем заключается сущность его проекта «Рабочие школы»?
Задание: Прочитав «Мысли о воспитании» ответьте на вопросы:
1. Что является основой воспитания твердого характера?
2. Какие нравственные качества ценит Д.Локк?
3. Почему пример является важным средством воспитания?
4. Как следует, по мнению Д.Локка, относиться к капризам детей?
5. Согласны ли Вы с рассуждениями Д.Локка о поощрениях и наградах?
6. Что имел ввиду Д.Локк, утверждая «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств»?
7. Какое значение придавал Д.Локк опыту? Почему?
8. Какие мысли, идеи Д.Локка Вы поддерживаете или, напротив, не разделяете и готовы вступить в полемику с автором «Мысли о воспитании»?
9. Проанализируйте свои ответы, зафиксируйте для себя, какие вопросы требуют дополнительной информации?
10. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на занятии?
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век вошел в историю под названием века Просвещения. Просвещение охватило страны Западной и Восточной Европы, Россию, а также Северную Америку. Приметой времени выступил Энциклопедизм. Энциклопедически образованные люди стали создавать и издавать энциклопедии: Германская энциклопедия в 64 томах, Великая французская энциклопедия и др. Педагоги Просвещения стремились приблизить образование к меняющимся социальным условиям, учитывая в полной мере природу человека. Деятели французского Просвещения:
· Основатель Энциклопедии и автор многих статей Дени Дидро (1713-1784) – Философ, писатель, композитор, педагог.
· Энциклопедист Клод – Адриан Гельвеций (1715-1771гг)
· Философ – энциклопедист Франсуа Вольтер (1694-1778гг).
Особое место среди деятелей французского Просвещения занимает философ, писатель, композитор, критик Жан-Жак Руссо.
Теория естественного свободного воспитания Жан-Жак Руссо
Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг) «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая
Элоиза», «Общественный договор», «Исповедь»
Цель воспитания
Воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы жил плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.
Задачи воспитания
1. Воспитание способности иметь свою точку зрения.
2. Воспитание добрых чувств, суждений, воли, ненависти к рабству.
3. Воспитание привычки к труду.
Факторы воспитания:
1. Природа – то есть наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. Она развивает способности и чувства.
2. Вещи – это среда, которая окружает ребенка.
3. Люди – они создают возможность для воспитания.
Главный фактор - природа
Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
Возрастная периодизация- четыре книги «Эмиль или О воспитании» посвящены каждому из периодов воспитания (до 2 лет; с 2 до 12 лет; с 12 до 15 лет; с 15 до 25 лет).
Периоды | Идеи | Содержание |
0-2-младенческий возраст 1 период | Идея свободы. Никакого режима, никаких пеленок, никаких привычек. Не потакать капризности. Не заставлять – пусть говорит и ходит, когда хохочет | Физическое воспитание и развитие ребенка. «Не мешайте природе! Дайте телу возможность свободно развиваться!» |
2-12 лет – детский возраст «Сон разума» 2 период | Идея собственности того, что приобретено собственным трудом. Метод естественных последствий. Идея развития органов чувств – основы развития ума; особенно развития зрения и тонкого, точного слуха, осязания | Физическое воспитание – укрепляет здоровье. Познание ограничивается самостоятельным измерением, взвешиванием, сравнением; слушанием музыки, игрой, занятиями музыкой. Включение в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности и дисциплины. Нет специального обучения грамоте. |
12-15 лет – отрочество 3 период | Идея умственного воспитания: – основа учения – интерес: – практическая ценность знаний и поисковый путь их получения. Идея трудового воспитания: труд – обязанность каждого гражданина. | Критерий выбора предметов – интерес ребенка. Эмиль увлечен географией, природоведением, астрономией – он исследователь. В процессе обучения важен живой мир. Обучение ремеслом: плотницкое, кузнечное, сельское хозяйство. |
15-18 лет – юношеский «Период бурь и страстей» 4 период | Идея нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли. Половое воспитание. Знакомство с религией в ее «естественном» варианте. | 1 этап – формирование доброго чувства опытным путем. 2 этап воспитание добрых суждений – знание истории, литературы. 3 этап – воспитание воли – правильные поступки. Возвращение в систему общественных отношений. |
с 18-20 лет | Познание жизни, народов, стран людей | Путешествия |
· Человек будь человеком, это твоя первая обязанность.
· Вам не удается никогда создать мудрецов, если будите убивать в детях шалунов.
· Уметь ничего не делать с воспитанниками – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания.
· Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
· Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь.
Воспитание женщины
Чувствительное сердце _____ покорность и повиновение, забота о
здоровье своем и детей
Проницательный ум _____ развивается в общении с родителями,
в процессе наблюдений за людьми;
знании тонкости хозяйства.
Легкий характер ______ нравиться мужчинам, делать их жизнь
приятной, быть кроткой, не болтливой
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность естественного и свободного воспитания в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо?
2. Раскройте сущность метода естественных последствий. приведите примеры из второй книги «Эмиль, или О воспитании».
3. Какими видами ремесла должен овладеть воспитанник?
4. Изложите основные положения концепции Ж.-Ж.Руссо. Вы поддерживаете эту концепцию или готовы вступить в дискуссию с ее автором?
Педагогические взгляды представителей педагогического течения филантропизма, утверждавшие гуманизм в педагогике
Иоганн Бернгард Базедов (1724 – 1790) – немецкий педагог, основатель филантропизма (от греч. «Любовь к людям»); большое влияние на педагогические воззрения оказали сочинения Ж.-Ж. Руссо.
Труды: «Книга методов», «Элементарное руководство»
Цель воспитания: подготовка детей к полезной для всех, патриотической и счастливой жизни.
Задачи воспитания:
· домашнее воспитание нравов, свободной деятельности ума маленьких и старших детей, юношества;
· раннее обучение, основанное на игровом методе;
· нравственное воспитание и воспитание ловкости движений и приятных манер.
1774г. – год основания учебного заведения - филантропин – школы человеколюбия.
Принципы воспитания: конфессиональная терпимость (от лат. «признание, исповедание»); принцип дружбы и согласия между природой, школой и жизнью.
Методы воспитания и обучения:
· разнообразные игры;
· поощрение к самостоятельной деятельности;
· методы, способствующие доступности учебного материала детскому сознанию;
· активные методы обучения;
· физические упражнения.
Содержание обучения:
языки, философия, мораль, история, география, математика, рисование, музыка, ручной труд, танцы, верховая езда.
Педагоги-филантрописты
Христиан Генрих Вольке Книга «Наставление
для матерей и воспитателей»
(1741-1825) – немецкий педагог, методист
Природосообразное воспитание и обучение
подготовка матери
Женская школа. Задача воспитания:
подготовка воспитательниц добрых и понятливых, способных изучить телесную и духовную природу ребенка
Йоахим Генрих Калепе (1746-1818) – педагог, Книга «Что
филолог, детский писатель. такое душа?»
Задача воспитания в дошкольном возрасте: Беседы с детьми о
обучение благоразумию, укрепление здоровья психологии с
и привитие вкуса объяснительными
картинками
Кристиан Готхильф Зальцман (1744-1811) – Книга «Руководство
пастор, преподаватель в филантропине к разумному воспитанию
И.Б.Базедова, учредитель филантропина в детей»
Тюрингии (1784)
Цель воспитания:
всестороннее развитие детей
Задачи воспитания: Содержание обучения:
· «естественное» воспитание, языки, предметы реального цикла,
учитывающее особенности и знакомство с достопримечательностями
потребности детского возраста; родного края,участие в археологических
· физическое развитие; раскопках, знакомство с различными
· нравственное воспитание; ремеслами, сбор лекарственных трав,
· совершенствование внешних работа в огороде и саду, уход за скотом.
чувств: слуха, зрения, обоняния,
вкуса.
Свой социальный долг И.Б.Базедов и другие последователи филантропизма выдели в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка, доставляя ему радость и обеспечивая свободное развитие в процессе образования и воспитания. Через 15 лет после смерти Базедова «Филантропин» был закрыт, но подобные учреждения стали открываться не только в Германии, но и в других странах Европы. Видными филонтропистами Англии XIX века были Р. Оуэн и Т.Д. Бернардо (основатель колонии для беспризорных детей).
Задания и вопросы для самоконтроля:
1. Кто был основателем педагогического течения филантропизма в Западной Европе? Изложите основные положения этого течения.
2. Перечислите имена немецких педагогов – филантропистов конца XVIII начала XIX века. Охарактеризуйте их педагогическую деятельность и педагогические сочинения о воспитании детей.
3. Изучите педагогические сочинения педагогов-филантропистов по «Истории зарубежной дошкольной педагогики». Хрестоматия /под ред. С.Ф.Егорова, - М, 2000. – С. 170 – 197:
- Определите, усвоение каких педагогических сочинений вызвало у Вас затруднения?
- При затруднении обратитесь с вопросами к преподавателю.
- Какие мысли и чувства возникали у Вас в ходе знакомства с педагогическими идеями филантропистов о воспитании и обучении детей?
- В чем Вы утвердились, какие новые идеи появились у Вас?
Педагогику Просвещения в Западной Европе завершает Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник дидактики начального обучения.
Труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Наглядное учение о числе», «Лебединая песнь».
Цель воспитания: гармоничное, разностороннее развитие природных сил.
Задачи воспитания:
· формирование деятельной любви к людям;
· развитие природных способностей, заложенных в каждом ребенке;
· физическое и трудовое воспитание, начиная с простейших телодвижений и навыков
Принципы воспитания:
· согласие с природой;
· учет индивидуальных особенностей;
· «Час рождения ребенка есть первый час его обучения»
Средства воспитания: труд, игра, обучение.
Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци – это система развития способностей ребенка, система упражнений для матери и учителей начальной школы
Воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным.
Простейшие элементы знания:
число-счет: единица; форма-измерение: линия; слово-речь: звук.
Основные принципы обучения.
Обучение должно быть природосообразным:
· строгая последовательность или связанность ступени обучения «…соблюдать последовательность в приобретении познания, последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое…добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми»;
· постепенность; обучение должно начинаться с самого легкого и постепенно переходить к более трудному, соответственно каждому возрасту;
· принцип самодеятельности обуславливает ясность познания, воспитывает способность самим себе помогать во всем.
Естественное развивающее обучение должно быть постепенно -последовательно – элементарно - наглядно – самодеятельно – все принципы вместе, их нельзя отделять друг от друга.
Содержание элементарного образования ___________
Нравственное Умственное Физическое Трудовое
Начало в семье – естественная любовь к матери, затем к окружающим и ко всему человечеству. Закрепляется в действиях, постоянных упражнениях, в нравственных делах и поступках, приносящих пользу другим. Является центром воспитания, развития умственных сил ребенка. | Умение измерять, считать, владеть речью. Система специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа - наблюдение и опыт. | Развитие и укрепление физических сил и возможностей, основано на естественном стремлении к движению (игры, упражнения, походы, строевые занятия, гимнастика). | Практический труд развивает силы, ум, формирует нравственность, вырабатывает точность, правдивость, расчетливость, аккуратность и бережливость. Соединение обучения с производительным трудом. Труд – средство развития умственного, физического и нравственного воспитания. |
Задания и вопросы для самоконтроля:
1. Составьте конспект научно-педагогического сочинения И.Г.Песталоцци «Лебединая песнь».
2. Определите, какие затруднения у Вас вызвала педагогическая теория И.Г.Песталоцци:
· Каким должно быть развивающее и воспитывающее обучение? Каковы его принципы?
· Охарактеризуйте основные положения теории элементарного образования.
· Какова роль матери и педагога в развитии и обучении детей?
· Оцените степень своего понимания педагогической теории И.Г.Песталоцци:
- понятно все, могу использовать знания, активно участвуя в семинаре;
- теория в основном понятна, но вызывали затруднения определенные разделы материала;
- теория недостаточно понятна, требуются разъяснения преподавателя.
3. Дайте характеристику воспитательно-образовательных учреждений И.Г.Песталоцци. Разработайте проект «Один день в приюте И.Г.Песталоцци» по его системе (на основе чтения и анализа его сочинения).
4. Определите, какова актуальность и действенность мыслей и экспериментов Песталоцци для нашей современности?
Российское Просвещение
С.Соловьев «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя, и вождь явился».
XVIII век – век создания абсолютной монархии и мощного государственного аппарата, рост промышленности и торговли, строительство регулярной армии выдвинули настоятельную потребность в подготовке кадров, в проведении просветительских реформ.
История первой трети XVIII века – просветительские реформы Петра I и его сподвижников (Иван Тихонович Посошков, Василий Никитич Татищев и другие).
История второй трети XVIII века – это десятилетнее правление Анны Иоанновны, отличающееся засилием иностранцев в экономической и культурной жизни страны. Правление дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 – 1761) отличается созданием учебно-воспитательных закрытых заведений для дворян.
Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765).
Последняя треть XVIII века – правление Екатерины II - концепция просвещенного абсолютизма. Реформы в образовании. Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795). Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 – 1814).
Реформирование системы образования в России первой трети XVIII века.
Культурные реформы Петра I:
1. Введен новый гражданский алфавит.
2. Возникла периодическая печать (газета «Ведомости»).
3. Ликвидирована монополия духовенства в области образования.
4. Создаются публичные театры, библиотеки, музеи.
5. Создаются учебно-воспитательные учреждения с учетом реальных нужд государства:
v 1701г. «Школа математических и навигацких наук, т.е. мореходных хитростно наук учению» - профессиональная подготовка на основе широкого общего образования (в г.Москве). За 14 лет подготовила 1200 специалистов морского дела.
В 1715г. на ее базе открыта Морская академия (старшие классы этой школы переведены в г.Петербург). Существует и поныне.
v 1701г. Москва – школа переводчиков;
v 1704г. Петербург - школа переводчиков (разноязычные школы);
v 1707г. Петербург – медицинская школа при военном госпитале;
v 1712г. Москва – инженерная школа для дворянских детей;
v 1719г. Петербург – инженерная и артиллерийская школы;
v 1714г. Указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и монастырях цифирных школ и училищ: обязательное обучение дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей 10-15 лет; обучение грамоте, письму, арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.
К 1718г. открыто 42 цифирных училища.
v 1717г. Указ об обучении «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров всех записных учить русской грамоте и цифире»;
v 1721г. «Духовный регламент» - широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии.
v 1721г. – горнозаводские школы готовят специалистов горнорудного дела + общее образование
Обучение во всех учебных заведениях на русском языке.
Учебные книги при Петре I
v 1701г. «Букварь» Федора Поликарпова (писатель, переводчик, издатель, педагог для первоначального обучения грамоте; можно обучать сразу трем языкам, тексты на старославянском, греческом и латинском.
В «Букварь» включен славяно-греко-латинский словарь, где впервые помещались слова «о училищах и книгах»; новые слова: академия, школа, учитель, книга, летописец, хроника.
«Букварь» прекрасно оформлен, красным цветом выделены буквицы, слоги, слова, названия частей. Страницы украшены гравированными вставками.
v 1703г. «Арифметика сиречь наука числительная» Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) (русский математик, педагог; преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук). Сведения из практического приложения к алгебре, геометрии, астрономии, геодезии, навигации.
Энциклопедия математических знаний с методикой преподавания.
Написан учебник в форме вопросов и ответов. М.В.Ломоносов называл его «вратами учености».
Многие задачи и примеры в современной серии Я.И.Перельмана («Живая математика», «Занимательная геометрия» и др.)
v 1717г. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти»
Состоит из двух частей: 1- Букварь и краткое нравоучение из Священного писания. Новый гражданский шрифт облегчает усвоение грамоты и письма; 2- основная часть, где изложены правила внешней культуры и поведения дворянина в обществе, поведения девушек из дворянского сословия.