Деятельностный подход в обучении истории: проблемы и пути их решения




Лазукова Наталья Николаевна.


В школьном историческом образовании деятельностный подход предполагает такую организацию обучения, при которой ученик осваивает учебное содержание в процессе своей непосредственной работы с различными источниками знаний о прошлом.
… это означает, что к концу школьного обучения ученик должен уметь сам: определять цели и план своей учебной деятельности; выбирать источники знаний и способы (приемы) своей работы; изучать, анализировать, оценивать, обобщать приобретаемую информацию; применять полученные знания для решения учебных и жизненных задач; анализировать результаты своей деятельности.

В опыте зарубежных развитых стран существует практика реализации деятельностного подхода в обучении истории, в качестве первоочередной задачи выдвигается формирование умений познавательной деятельности [1]. Единицы исторических знаний, зачастую, не входят в стандарты исторического образования.

В целях высвобождения учебного времени на обучение самостоятельной деятельности учеников в данных методических моделях нередко прослеживается тенденция отказа от изучения в школе всех этапов исторического процесса… Овладение умениями познания истории в большинстве случаев осуществляется интуитивно, методом «проб и ошибок». Поэтому способность к самостоятельной работе становится достоянием не всех учеников, а только тех, у которых хорошо развита рефлексивная сфера.

В российской педагогике и методике со второй половины ХХ века на теоретическом уровне пути реализации такого подхода базируются на концепции деятельности Леонтьева А.Н. и соответствующих ей психолого-педагогических теорий развивающего обучения. Отечественные ученые исходят из единства решения задач формирования знаний и развития умений в обучении, из системного, целенаправленного, поэтапного формирования у школьников осознанных умений познавательной деятельности. Первое имеет особое значение для обучения нашему предмету. Базовая историческая наука по своей природе информационно-знаниевая, а не деятельностная (не содержит теорем, правил, законов и т.д., которые бы служили инструментом познания). … отечественная методическая традиция предполагает целостное изучение в школе исторического процесса на всех его основных этапах. Возникает объективная проблема обеспечения в нашем предметном обучении единства в освоении большого по объему исторического содержания и одновременного овладения школьниками способами учебной деятельности.

Становление модели обучения истории на основе деятельностного подхода в российском историческом образовании идет крайне медленно. Анализ результатов ЕГЭ показывает невысокий балл оценок по истории в целом, особенно слабо ученики справляются с тестовыми заданиями, в которых проверяется их способность к выполнению самостоятельных действий [2]. …

В переходе к обучению истории на основе деятельностной модели существуют проблемы во всех звеньях методического обеспечения учебного процесса:

- в отборе предметного содержания:

- в планировании учебного процесса;

- в формах и методах обучения;

- в средствах обучения;

- в способах оценки достижений учащихся.

1. Проблемы отбора учебного исторического содержания в соответствии с деятельностным подходом в образовании.

Анализ структуры учебного материала в учебниках и в практике… показывает, что в подавляющем большинстве случаев обор учебного содержания ориентирован исключительно на насыщение курсов истории различного рода исторической информацией и предъявление ее ученикам в готовом виде. Т.е. не учитывается необходимость организации действий школьников по поиску, отбору, анализу, логическому построению и оценке предоставляемых сведений.

Сегодня такой подход мало продуктивен. … вне зависимости от объема предъявляемой информации, ученик в состоянии непроизвольно освоить за урок (в зависимости от возраста) не более 5-7 единицучебных знаний (присвоенные учеником знания). Общеизвестно, что прочно присваиваются, как правило, лишь те единицы знаний, с которыми организуется работа школьников по их восприятию, осмыслению, закреплению, систематизации. При перегруженности урока историческими сведениями все учебное время урока затрачивается на их изложение и не остается времени на работу по осознанному освоению главных вопросов содержания в процессе деятельности школьников…

→ учебное содержание не ограничивается только собственно историческими сведениями. Оно включает в себя опыт познавательной деятельности учеников и знания, обеспечивающие осознанность приемов учебной работы школьников.

Реализация деятельностного подхода предполагает жесткий отбор основных единиц исторического содержания. Эти учебные сведения должны быть оптимально емкими: быть минимально достаточными для организации осознанного изучения главного содержания темы в процессе деятельности учеников и одновременно позволять школьникам осваивать на этом материале новые умения учебной работы. Другие исторические сведения, вводимые в урок, должны быть направлены на конкретизацию и углубленное понимание основного содержания. Это второстепенные единицы знаний, не обязательные для усвоения.

→ исторические учебные сведения + Требования к формированию умений познавательной деятельности как к компоненту учебного содержания представлены лишь в самом общем виде в стандартах и типовой программе для основной и полной средней школы. Однако чтобы могла сложиться система целенаправленной, непрерывной работы по развитию способности учащихся к самостоятельной деятельности необходим на программном уровне по курсам специальный перечень умений познавательной деятельности, формируемых на данном этапе обучения. Он является ориентиром для решения задач развивающего обучения при работе над учебниками и другими пособиями, как для ученика, так и для учителя.
Такой опыт включения в содержание исторического образования предметных умений существовал в 70-80-е гг. ХХ века, сейчас он представлен в учебных программах издательства «Вентана-Граф» [5].

В структуре современного учебного содержания важно на нормативном уровне присутствие еще одного компонента – сведений, обеспечивающих осознанное овладение учащимися + способами учебной деятельности. Без этого невозможно создание ориентационной основы для осознанных действий учащихся в историческом познании. К таким компонентам знаний относятся: элементы знаний вспомогательных исторических наук (например, о хронологии, источниковедения и т.д.); правила, алгоритмы (последовательность) рационального выполнения учебных действий (например, алгоритмы анализа исторического события, типовой алгоритм изучения войн, написания реферата и т.д.).

Таким образом, на современном этапе учебное содержание для каждого курса истории должно представлять собой систему тщательно и оптимально отобранного собственно исторического материала, и соответствующих ему умений, сведений о способах и видах учебной познавательной работы школьников, обеспечивающих познание прошлого учениками в процессе собственной деятельности.

2. Проблемы разработки и использования форм и методов развивающего обучения истории.

Но… на практике трудно выявить учителей, у которых бы существовала система целенаправленного формирования умений из урока в урок от класса к классу. При этом удельный вес уроков, где бы на протяжении всего занятия в структуре учебного процесса преобладали формы активной самостоятельной деятельности учеников, незначителен. Даже творческий и трудолюбивый учитель в силах организовать в одном классе за учебный год в среднем 1-2 урока игры или 1-2 дискуссии, 2-3 лабораторных занятий, работу над 1 -2 проектами и т.д. Остальной процесс обучения строится на основе традиционных приемов предъявления готовой исторической информации. Учителя называют в качестве основных причин этого факта большую трудозатратность при подготовке интерактивных технологий и необходимость значительных резервов времени для их использования.
В экспериментальных исследованиях кафедры методики обучения истории, было выявлено, что одним из эффективных путей реализации деятельностного подхода в обучении является система организации всего учебного процесса, построенная на отечественной технологии управления познавательной деятельностью школьников.

В соответствии с ней, по мере поэтапного системного освоения учениками способов учебной деятельности в курсах истории, возрастания их самоорганизации, способности к самопознанию и самоанализу, идет непрерывное сокращение роли учителя как носителя готового учебного содержания и возрастание его функции по управлению самостоятельной работой школьников.

Меняется характер методического обеспечения учебного процесса. Традиционная схема обучения предполагает: определение учителем плана урока – введение им готовой информации с опорой на дополнительные источники знаний – организация освоения и закрепления при помощи вопросов по изучению содержания – анализ педагогом результатов деятельности. При использовании технологии управления учебный процесс предполагает:

– планирование учениками, (управляемыми учителем) своей деятельности

– выбор ими (или обоснование выбора) источников информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых ответов на задаваемые вопросы)

– освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками

самоанализ школьниками результатов работы.

Соответственно меняется характер приемов обучения, используемых учителем.
Конструкция урока представляет собой систему вопросов и заданий учителя, направленных на

организацию деятельности учеников по самостоятельному планированию школьниками учебной работы (или по определению правил ее осуществления),

по выбору способов учебной деятельности и их анализу,

по поиску, отбору и изучению учениками учебных источников знаний (с постановкой учениками вопросов к источнику), а так же

задания на освоение способов анализа, критики, систематизации новой информации и самоанализ своей работы.

Как показали исследования О.В. Иванова, Г.М.Карелиной, Д.В.Кузина Н.Н. Лазуковой [9] особую эффективность для развития у учащихся способности к самостоятельной деятельности показали приемы подведения учащихся под самостоятельное определение понятия, под формулировку самими учениками рациональной правил учебной деятельности (памяток, алгоритмов и т.д.) на основе анализа ранее осуществленных учениками на интуитивной основе действий.

Вот некоторые приемы и задания технологии управления познавательной деятельностью на уроке:

определить тему (цель, план) изучения нового материала;

выбрать источник (способ) для деятельности;

поставить вопросы к новому осваиваемому содержанию или источнику знаний;

самостоятельно извлечь учебную информацию (на основе алгоритма или без него);

осуществить критику (дать оценку) информации (на основе алгоритма или без него);

сформулировать выводы по изученному вопросу;

проанализировать свою деятельность (с опорой на памятку или без нее).

Таким образом, деятельностный подход предполагает принципиальное изменение характера взаимодействия учителя и учеников, по мере освоения учениками приемов самостоятельной работы должна сокращаться роль учителя как носителя учебной информации и возрастать использование им способов управления самостоятельной деятельностью учеников.

3. Проблемы разработки учебно-методического комплекса на основе деятельностного подхода. Организация учебного процесса на основе деятельностного подхода требует методического сопровождения деятельности учителя и учащихся на принципиально ином уровне, создания качественно иного учебно-методического комплекса (УМК)….Требуются совместные усилия целых коллективов учителей, методистов авторов учебных пособий для полной поурочной разработки методического сопровождения курса.

В этой связи необходимо переосмысление подходов к перспективному (тематическому) планированию процесса обучения истории в школе. До сих пор оно строится в логике развертывания собственно исторического содержания… → важно в соответствии с изучаемым историческим содержанием поурочно определять опорные уроки, где специально, целенаправленно будет идти работа по освоению, закреплению или применению новых способов учебной деятельности, выстроив обучение новым умениям в логике их поэтапного формирования [10]. Кроме того, в поручном планировании важно определить неуклонно усложняющиеся виды и формы коллективной самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Также следует разработать для планирования перспективные задания для самостоятельной групповой и индивидуальной творческой исследовательской деятельности школьников, результаты выполнения которых уместно представить при изучении соответствующей темы урока.

Эффективность подобной структуры планирования была теоретически обоснована и экспериментально проверена в диссертации О.Н. Журавлевой, в исследованиях группы разработчиков инновационного учебно-методического комплекса для курса истории 5 класса [11].

Таким образом, перспективное планирование процесса обучения истории должно осуществляться в единстве логики развертывания собственно исторического содержания и логики поэтапного развития умений познавательной деятельности школьников, отражать усложнение форм и методов обучения, обеспечивающих последовательное приобретение школьниками опыта самостоятельной работы.

В современной практике обучения ведущим звеном УМК являются учебники истории. Прослеживается позитивная тенденция к сокращению объема их учебных текстов... Вместе с тем, по своей сути учебники строятся на основе традиционной знаниевой модели обучения. Как правило, авторский текст (повествовательный или описательный по своему характеру) имеет только компонент собственно исторического содержания, а методический аппарат, изобразительный ряд и документы - его иллюстрируют. Вопросы и задания учебников нацеливают учеников на осмысление и закрепление предлагаемого учебного материала, но не предполагают систематического освоения всей совокупности необходимых учебных умений познавательной деятельности. В лучших учебниках содержатся задания для исследовательской деятельности школьников, но ученики не вооружены знаниями о том, как эту работу осуществлять и не всегда готовы к соответствующей деятельности в силу несформированности соответствующих умений.

… давно разработаны пути, способствующие созданию (расширению) интерактивного пространства учебника.

1. Использование приемов изложения содержания, обеспечивающих активную мыслительную деятельность учеников в процессе восприятия основного текста учебника: проблемное изложение материала (по Лернеру), подведение под определение новых понятий,объяснение (а не только описание) основных излагаемых фактов, введение обобщающих текстов по разделам для систематизации сведений параграфа, создания целостного видения процессов и явлений курса истории.

2. Введение в учебники сведений из вспомогательных исторических дисциплин, памяток, рекомендаций по освоению умений, выполнению исследовательских и творческих заданий.

3. Целенаправленный и оптимальный отбор такого иллюстративного материала, дополнительных текстов и заданий к ним, благодаря которым обеспечивается освоение темы параграфа на основе взаимосвязанной работы ученика с основным текстом и с другими источниками учебной информации, и при этом осуществляется поэтапное освоение умений познавательной деятельности.

Внедрение деятельностного подхода предполагает использование принципиально иных путей отслеживания результатов обучения, важнейший из них - внедрение диагностических методик, без которых невозможна дифференциация и индивидуализация процесса обучения, его адресная коррекция применительно к уровню познавательных возможностей учащихся данного класса. Методика диагностики результативности процесса обучения истории теоретически обоснована и экспериментально проверена в диссертационном исследовании Э.В. Ваниной [12]. Основными компонентами диагностических методик должны быть помимо тестов, анкеты, параметры для анализа различных результатов деятельности учеников (включая их исследовательскую работу, художественное творчество) и схемы коррекции процесса обучения в соответствии с диагностическими данными.

Следовательно, задачи организации систематической работы учителя на основе деятельностного подхода смогут успешно решаться только при условии создания технологичного по своей сущности УМК для полного методического обеспечения в учебном процессе.

Такой комплекс полного обеспечения учителя и учеников для преподавания истории древнего мира в 5 классе уже существует, он прошел экспериментальную проверку, его материалы представлены в Единой коллекции образовательных ресурсов [Ванина Э. В].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: