Самый значительный след оставила, конечно, храмовая архитектура античности. Сосредоточение памятников древнегреческой архитектуры находится в Афинах. Для афинского строя архитектуры характерен ряд колонн (стоек), на которые уложены камни (балки). Такая система конструкций называется стоечно-балочной, она придавала прочность и устойчивость сооружению задолго до применения в строительстве бетона и железобетона. Ряд архитектурных форм получил в истории зодчества название ордер (от лат. Ordo – порядок). Его основные элементы – колонна и балочное перекрытие – антаблемент.
На рисунке 1: название архитектурных элементов и виды ордеров слева направо: дорический, ионический, коринфский.
Древнегреческая архитектура создала три ордера: дорический, ионический и коринфский. 1. Дорический ордер. Строг, почти лишён украшений, колонны стоят тесно, антаблемент крупный. 2. Ионический ордер воплощает нежность и грациозность, его колонны тоньше и расставлены несколько шире. Детали ионического ордера украшены резным орнаментом и скульптурным рельефом. 3. Коринфский ордер: капитель богато декорирована стилизованными листьями южного растения аканта. Это более изящный стиль, чем ионический, здесь колонна и капитель выше и стройнее.
На рисунке 2: разновидности ордеров слева направо: дорический 1, дорический 2, ионический, коринфский.
Пример: архитектура храма Геры в Пестуме и Парфенона на афинском Акрополе. Оба храма выполнены в дорическом стиле.
На рисунке 3: храм Геры в Пестуме. V в. до н.э. Вид с северо-востока.
Массивные элементы храма Геры с шестиколонным портиком придают сооружению торжественность и величавость. Парфенон выстраивался заново после межкультурного конфликта 480-479 г.г. до н.э., когда персы сильно повредили акрополь, практически разрушив его. Парфенон с соразмерным уменьшением элементов ордера и восьми-колонным портиком выглядит более изящным. Зодчие Парфенона Иктин и Калликрат ввели много оптических поправок – отклонений от правильной геометрии сооружения. Горизонтальные линии храма имеют плавный изгиб вовне и вверх, а угловые колонны, видимые на фоне неба, утолщены. Храмовые скульптуры выполнил Фидий и его ученики по замыслу Перикла в период процветания афинской демократии. С 449 г. до н.э. Фидий и его ученики трудились над созданием скульптур в течение 16 лет.
|
На рисунке 4: Парфенон – главный храм афинского Акрополя. Архитекторы Иктин и Калликрат, 447-438 г.г. до н.э.
Римская архитектура не только воспроизводила принципы и формы древнегреческой архитектуры, но и развивала их. Римляне не изобретали новый архитектурный образ или новый орнамент, а применяли свою изобретательность в планировке новых городов. В трактате римского архитектора и инженера Витрувия (I в. до н.э.) суммированы основные теоретические принципы зодчества и строительные правила того времени, и ордер в его трактовке – средство художественной выразительности, подчинённое универсальной норме. Римские варианты ордеров – коринфский и более сложный, композиционный, достигают в постройках колоссальных размеров.
Римское зодчество соединило стоечно-балочную систему греков с местной этрусской сводчатой конструкцией из кирпича и бетона. Это породило ордерную аркаду, получившую название «римской архитектурной ячейки». Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка становится основой нового сооружения – триумфальной арки. Ордер использовался не только с аркой, но и отдельно для создания акцента на главном элементе здания. Самый грандиозный пример римской архитектуры – Пантеон, «Храм всех богов». Грандиозный круглый храм имеет сферический купол диаметром 43,2 метра со световым диаметром 9 метров, это самый большой в римской архитектуре купол. Вход в виде портика из 16 колонн с тяжёлым фронтоном приставлен к основному объёму как украшение здания, не связанное с его конструкцией. В инженерных сооружениях арочное решение было без ордера. Так строились водопроводы (акведуки) и мосты, сложенные из камня, некоторые из которых сохранились до наших дней.
|
На рисунке 5 слева: Пантеон, интерьер. Архитектор Аполлодор Дамасский, 115-125 г.г. н.э.; в центре: Триумфальная арка Тита, Рим, 81 г. н.э.; справа: Римский акведук «Градский мост» на территории Франции, конец I в. н.э.
Особенностью древнеримской религии было не только включение в римский пантеон богов побеждённых народов, но и обожествление власти. В Древнем Риме всеми делами религии управляла Высшая коллегия жрецов. Изначально понтификом мог быть избран только патриций, а с 254 года до н.э. это право получили и плебеи. Политики могли быть избраны понтификами, что ещё более способствовало сакрализации политической власти в империи, где правящий император и так считался живым богом. Например, Юлий Цезарь был избран понтификом в 63 году до н.э. Отдельным жанром сакральной скульптуры стало создание бюстов политиков.
|
На рисунке 6 слева: Юлий Цезарь в образе понтифика (в ГМЗ «Павловск»).
Эпоха античности завершается с падением Рима, точнее Западной Римской империи. 395 г. – раздел Римской империи на Западную и Восточную (после смерти императора Феодосия).
476 г. – падение Западной Римской империи: германец Одоакр захватывает Рим, и Сенат просит восточного императора Зинона даровать Одоакру достоинство патриция и оставить ему управление Италией. 1204 год – во время Четвёртого Крестового похода крестоносцы захватили Константинополь, провозгласив Латинскую империю, а в 1261 году ромеи вернули Константинополь и возродили Ромейскую империю.
1453 г. – турки-османы завоевали территории ромеев и захватили Константинополь, спустя почти тысячу лет и Восточная Римская империя завершила своё существование. Таким образом, период античности закончился в V веке н.э., а период средневековья длился со времени падения первого Рима по XV век, когда не устоял и второй Рим – Константинополь. Средневековая культура открывает новую страницу в изучении мировых культур и межкультурных коммуникаций.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ к части III лекции 4.
1. Что такое архитектурный ордер? Какие три основных ордера применялись в древнегреческой архитектуре?
2. Какие шедевры древнегреческой архитектуры сохранились до наших дней? Какие древнегреческие зодчие Вам известны?
3. Использовали ли древнеримские зодчие ордера и принципы древнегреческой архитектуры? Какие новые принципы и формы внесла в античную архитектуру древнеримская архитектура? Какие архитектурные шедевры и имена зодчих древнеримского периода дошли до наших дней?
4. Практическое задание: изучить официальный сайт музея Акрополя в Афинах Галерея склонов Акрополя | Музей Акрополя | Официальный сайт (theacropolismuseum.gr), там на интерактивной карте можно нажимать на обозначенные точки и изучить фото экспонатов, выбрать пять, которые понравились больше всего.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л.: Наука, 1989.
2. Борисковская С.П. Греческие вазы//Юный художник, 1985, № 8, с. 34-36.
3. Борисковская С.П. Художественные изделия античных мастеров// сб. ст./ Гос. Эрмитаж, отд. антич. мира Л.: Искусство, 1982.
4. Бурганов А. Н. Скульптура как миф// Юный художник, 1989, № 9, 1988.
5. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
6. Зинченко С.А. Введение в основы искусства Древней Греции: учебное пособие. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014.
7. Искржицкий Г.И. Древний Рим: союз ордера и арки// Юный художник, 1987, № 11, с. 44-45.
8. Искржицкий Г.И., Сычёва М.А. По законам красоты: беседы об архитектуре. М.: Просвещение, 1981.
9. Искржицкий Г.И. Рассказ о градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985.
10. Искржицкий Г.И. Что такое ордер? // Юный художник, 1987, № 8, с. 42-43.
11. Колпинский Ю.Д. Искусство Древней Греции. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.
12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: «АСТ», 2000. (М.: Высшая школа, 1963).
13. Попов А.А., Банников А.В. История и культура Древней Греции. СПб: изд-во СПбГУКИ, 2014.
14. Попов Е.А. Мировая культура и искусство. От первобытности до Возрождения. Учебное пособие. Ек-г: Изд-во Урал-го ун-та, 2018.
15. Савельев А. Е. Культура Древней Греции: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.
16. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. – М.: Искусство, 1972.