Пояснительная записка
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник. М. Ломоносов.
Проект: «Исследователи таинственного мира» позволит каждому ребенку примерить роль ученого разных сфер жизнедеятельности: геолога, физика, химика, географами, астрономами.
Необходимость данного проекта связана с постоянно изменяющимися технологиями и открытиями.
С помощью данного проекта ребенок сможет узнать свои интересы и склонности к определенной сфере познания, первично профориентироваться.
Актуальность
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Для решения данной задачи в проекте: «Исследователи таинственного мира» передача знаний происходит с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995). По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, формирования основ целостной картины мира дошкольника, средствами экспериментальной деятельности, в практику был внедрен проект: «Исследователи таинственного мира»
Цель проекта: формирование интереса детей к свободному изучению мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать умение самостоятельно проводить опыно-экспериментальную деятельность;
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах;
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями;
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие
- Развития интереса к открытиям;
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- Развитие мелкой моторики и координации движений;
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- Развитие внимания и памяти;
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Участники проекта: педагоги, дети 5-6 лет, родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: декабрь 2020 года – май 2021 года.
Методы работы:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Формы работы:
- совместная продуктивная деятельность педагов, детей и родителей;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- просмотр обучающих видео роликов;
- целевые проглки;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры путешествия, игры эксперименты;
- познавательные занятия;
- беседы;
- эксперименты и опыты;
Принципы работы:
Принцип развития: отражает четкую ориентацию поисково-экспериментальной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации: предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности: свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения: как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов опытно - экспериментальной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение предлагаемого материала.
Принцип доступности: предусматривает осуществление опытно-экспериментальной деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности: Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности: заключается в постепенном повышении требований в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Ожидаемый результат
Дети:
- развитие самостоятельного экспериментирования детьми;
- развитие познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности;
- формирование проектно - ориентированного логического мышления;
- стимулирование интереса дошкольника к наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира.
Родители:
- активно сотрудничают с детским садом;
- осознают важность проведения экспериментальной деятельности с детьми дома;
- оказывают помощь в оснащении среды и помощи в проведении экспериментальной деятельности.
Этап – Подготовительный
Декабрь 2020 г.
Цель: планирование проекта.
Задачи:
- Изучение литературы по проблеме: «Проведение экспериментальной деятельности в ДОУ»;
- Анкетирование родителей: «Исследовательская деятельность детей»;
- Проведение диагностики с детьми по владению навыками экспериментальной деятельности;
- Разработка перспективного плана работы;
- Разработка конспектов занятий с детьми;
- Создание предметно-пространственной среды;
- Привлечение родителей в оказании помощи по осуществлению проекта.
Этап – Основной
Цель: реализация подобранного материала.
Задачи:
- Формирование интереса к познанию мира;
- Формирование предпосылок к самостоятельному изучению мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности;
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах;
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями;
- Формирование умения делать выводы, открытия.
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- Развитие мелкой моторики и координации движений;
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- Развитие внимания и памяти;
- Развитие речевых способностей.
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Перспективный план
Форма работы | Наименование мероприятия, план | Задачи мероприятия |
Январь 2021 «Свойства воды» | ||
Беседа | «Вода - это жизнь» | - Уточнить, что вода - важная составляющая всего живого; - Дать понятие о рациональном ее использовании; - Развивать любознательность, мышление; - Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям. |
Экспериментальная деятельность | «Свойства воды» | - Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха; - Уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни; - Развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию; -Закреплять умение работать с посудой; - Закреплять умение работать с жидкостью. - Развивать способность анализировать и делать выводы; - Активизировать и обогащать словарь новыми словами; - Воспитывать бережное отношение к воде; - Воспитывать умение работать в коллективе; |
Экспериментальная деятельность | «Состояния воды» | - Познакомить детей с явлениями перехода воды в пар и наоборот (при нагревании лёд превращается в воду, вода во время кипения в пар, а пар охлаждается и превращается в воду); - Познакомить детей со свойством воды: отсутствие собственной формы; -Развивать социальные навыки: умение договариваться, работать в группе, учитывать мнение партнёра. - Развивать навыки проведения опытов; - Активизация и обогащение словаря детей. |
НОД | «Круговорот воды в природе» | - Формировать представления о круговороте воды в природе (о переходе воды из одного физического состояния в другое); - Показать необходимость воды для всего живого; - Дать представления о том, как человек приспособился использовать воду для своих потребностей; - Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома; - Формировать бережное отношение к использованию воды. |
Опыт | «Очистка воды» | - Создать условия для очистки воды разными фильтрами; - Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать результат; - Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире; - Развивать самостоятельную деятельность. |
Игры-эксперименты | «В нашей лаборатории» | - Создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности детьми; - Обобщить и закрепить знания о воде; - Учить делать выводы, подводить итоги работы. |
Февраль 2021 «Воздух» | ||
Эксперимент | «Воздух вокруг нас» | - Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром; - Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы; - Формировать интерес к экспериментальной работе; -Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека; - Закрепление представлений о воздухе и его свойствах; - Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Беседа | «Химический состав воздуха на Земле, свойства воздуха» | - Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них –кислород (мы им дышим), что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - Объяснить, как дышат люди, как трансформируется кислород; - Учить делать выводы. |
Проблемная ситуация | «Зачем нужен кислород» | - Учить формулировать высказывания; - Рассказать детям о влиянии и значении состава воздуха на процесс дыхания; - Развивать фантазию, любознательность, память. |
Познавательно- экспериментальная деятельность | «Факторы загрязнения воздуха, очистка воздуха» | - Закрепить некоторые свойства и качества воздуха, выяснить уровень усвоения знаний предыдущих занятий; - Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, некоторых правилах экологической безопасности; - Закрепить понятия: кислород и углекислый газ и источников их возникновения; - Довести детей до понимания, что это только люди загрязняют воздух - Воспитывать бережное отношение к природе; - Познакомить с приспособлениями для очистки воздуха; - Изготовить маски с фильтром, проверить их работу. |
Игры-эксперименты | «Воздушные приключения» | - Закрепить знания о воздухе; - Учить самостоятельно, с помощью опыта доказывать свои суждения; - Воспитывать любознательность к познанию мира. |
Март 2021 «Почва» | ||
Эксперимент | «Из чего состоит почва» | - Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; -Закрепить знания о представителях почвенной фауны, подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте; - Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого; - Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи; - Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений; - Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры. |
НОД с элементами экспериментирования | «Свойства песка» | - Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы; - Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка; - Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; - Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности; - Побудить интерес к познавательной деятельности. |
Беседа | «Значение почвы для роста растений, для жизни людей» | - Расширять представления о важности почвы для растений и людей; - Рассказать о факторах загрязнения почвы; - Рассказать об истощении почвы; - Формировать экологическую культуру и бережное обращение к природе. |
Игры –эксперименты | «Подземное царство» | - Формировать предпосылки к самостоятельному экспериментированию детей; - Развивать познавательный интерес; - Обобщить знания о почве, подвести итоги, сделать общие выводы. |
Чтение литературы | «Кормилица земля» | - Воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь ко всему живому; - Подвести детей к пониманию того, что от действий каждого человека зависит благополучие окружающей среды; - Увлечь детей процессом экспериментирования; создать условия для развития положительных эмоций. |
Командная игра –эксперимен | «Расскажи и докажи» | - Учить детей доказывать свою точку зрения с помощью опыта; - Учить формулировать гипотезу, делать выводы; - Учить работать в команде, сообща; - Обобщить знания детей о почве. |
Апрель 2021 «Минералы» | ||
Презентация, наблюдение | «В гостях у Хозяйки Медной горы» | - Познакомить детей с природным материалом – камень; - Формировать умение определять свойства и качества камня. - Учить наблюдать за объектом; - Развивать внимательность. |
НОД с элементами экспериментирования | «Полезные ископаемые» | - Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека - Дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; - Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; - Воспитывать умение работать в коллективе. |
Игры –эксперименты | «Мы – геологи» | - Познакомить детей с составом камней; - Показать детям как правильно добывают ценные ископаемые; - Обобщить знания о полезных ископаемых. |
Опыт | «Выращиваем кристалл» | - Изучить условия образования кристаллов; - Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; - Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования; - Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах. |
Игра- эксперимент | «Как образуются камни-самоцветы» | - Воспитывать интерес к самостоятельному экспериментированию; - Учить доказывать свои высказывания экспериментально; - Обобщить знания детей о минералах. |
Эксперимент | «Извержение вулкана» | - Объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют; - Рассказать, что такое кислотно-щелочная среда; - Вызвать у ребенка исследовательский интерес; - Развить навыки самообучения; - Рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды. |
Май 2021 «Растения» | ||
Наблюдение | «Из чего состоят растения» | - Познакомить детей с комнатным растением и дикими растениями; _ Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели); - Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; - Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. |
НОД с элементами опыта | «Растения легкие земли» | - Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений; - Раскрыть значимость растений для жизни людей и животных на Земле; - Воспитывать бережное отношение к природе. |
Наблюдение | «Что такое хлорофилл» | - Познакомить детей с таким веществом как хлорофилл; - Выявить, зачем растениям нужен хлорофилл; - Воспитывать познавательный интерес. |
Эксперимент | «Как питаются растения» | - Формировать у детей систему знаний и представлений о том, что растения - живой организм: двигается, дышит, питается, растёт; - Формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи, используя моделирование и проблемные ситуации; - Формировать бережное, заботливое, ответственное отношение к растениям. |
Эксперимент | «Зачем растениям нужен свет» | - Формировать знания о том, что нужно растению для существования; - Провести опыт с растениями, которые были лишены солнечного света; - Выявить знания детей о растениях, обобщить полученные знания. |
Экологическая акция | «Высаживание рассады» | - Углубить знания о условиях для комфортного роста растений; - Формировать навыки аккуратной работы; - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Работа с родителями В течение года | ||
- Опрос: «Любознательность ребенка» | ||
- Анкетирование: «Проводите ли вы с ребенком опыты и эксперименты дома» | ||
- Картотека: «Игры- эксперименты» | ||
- Картотека: «Опыты для детей 5-6 лет» | ||
- Беседа: «Значение опытно- экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста» | ||
- Подготовка предметной среды для свободного экспериментирования в детском саду | ||
- Рекомендация детской научной литературы по изучению окружающего мира | ||
- Рекомендации по организации научного уголка для детей дома | ||
- Проведение совместной акции по высадке рассады | ||
- Консультация: «Развитие любознательности в познании окружающего мира детей 5-6 лет» | ||
- Памятка: «Последовательность выполнения опытоы» | ||
- Плакат: «Природы общий дом» |
Этап – Заключительный
Цель – изучение сформированных ЗУН экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Проверить уровень любознательности детей в изучении окружающего мира;
- Проверить знание об этапах экспериментирования;
- Проверить навыки экспериментирования;
- Диагностировать эффективность метода эксперимент в познании окружающего мира;
- Изучить качество самостоятельной экспериментальной деятельности детей;
- Проверить умение доказывать свою точку зрения экспериментально, делать выводы; умение выделять свойства, отличительные особенности, состояния предмета;
- Повторное анкетирование родителей6 «Исследовательская деятельность детей»;
- Подведение итогов проекта;
- Выведение сравнительных результатов в виде диаграммы.
В рамках проекта мы изучили особенности эксперементально-опытной деятельности детей 5-6 лет в психолого-педагогической литературе; апробировали комплекс мероприятий по повышению уровня самостоятельной деятельности детей в уголке экспериментирования, просветили родителей по проблеме свободного экспериментирования детей дома, создали мини лабораторию в группе.
Список использованных источников
1. Ватлина, Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Е. А. Ватлина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 333-335.
2. Салалыкина, М. В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников / М. В. Салалыкина, С. Ю. Никитюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 132-135.
3. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников: учебное пособие / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 272 с.
4. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
5. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
7. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
8. Нищева, Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
9. Нищева, Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
10. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.