Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения




Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения…………………………..6

1.1. Сущность и особенности подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения……………………………….6

1.2 Анализ практического опыта подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения……………………………...13

1.3. Критерии, показатели и средства диагностики готовности младшего

школьника к жизни и труду…………………………………………..19

Выводы по первой главе………………………………………………………...25

Глава II. Пути и средства подготовки младшего школьника к жизни

и труду в процессе обучения…………………………………………………..26

2.1. Ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий..26

2.2. Методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и

труду в процессе обучения…………………………………………...31

2.3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как

средство подготовки к жизни и труду………………………………36

Вывод по второй главе…………………………………………………………..42

Заключение……………………………………………………………………..44

Список литературы……………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………..49

Введение

 

Проблема подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость. Развитие новых экономических механизмов предъявляет к человеку более жесткие требования в отношении уровня образованности, умения адаптироваться в обществе, способности к трудовой деятельности. Современному обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, личности всесторонне развитые, знающие свое дело.

Сегодня социальный заказ общества к образованию требует создания необходимых условий, которые максимально способствуют подготовке учащихся к труду и жизни.

Слабая осведомленность учащихся о трудовой и профессиональной деятельности, понимание своих возможностей, осознание своих интересов приводит к случайному выбору профессии, направления трудовой деятельности, что в дальнейшем приводит к разочарованию. Во избежание этого необходима серьезная работа, направленная на подготовку учащихся к жизни и труду.

Чем раньше осуществляется этот процесс, тем успешнее проходит социализация личности. Поэтому необходимо уже в начальной школе готовить учащихся к современной жизни, к тем требованиям, которым должна соответствовать личность, чтобы суметь успешно реализовать свои способности, возможности. Уже в начальных классах необходимо воспитание у учащихся понимания, что именно в труде человек реализует себя как личность, создает благополучие себе и своей семье. От того, насколько у учащихся будут сформированы интерес к труду, стремление к трудовой деятельности, понимание ее значимости, необходимости, зависит то, как в дальнейшем будет складываться их жизнь.

Подготовка младших школьников к жизни и труду имеет свои особенности, связанные с такими возрастными особенностями учащихся, как любознательность, эмоциональность, восприимчивость к воздействиям взрослых, особенно педагогов.

Решению проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду способствует содержание образовательного процесса начальной школы. Все предметы, изучаемые в начальных классах, содержат богатый потенциал для подготовки учащихся к жизни и труду, который необходимо использовать максимально.

Проблема подготовки школьников к жизни и труду нашла свое отражение в трудах педагогов, как прошлого, так и настоящего.

Теоретические основы подготовки учащихся к жизни и труду начали разрабатываться в отечественной педагогике в 20-е годы. П.П. Блонский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий особое внимания уделяли проблеме коллективной деятельности, труда, направленного на удовлетворение общей потребности данного коллектива. Весомый вклад в развитие теории данной проблемы внес А.С. Макаренко, писавший о необходимости каждой личности развивать свои способности, о влиянии трудового воспитания в коллективе на подготовку молодого поколения к жизни и труду.

Позже проблема подготовки учащихся к жизни и труду нашла свое отражение в работах педагогов: А.М. Арсеньева, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, А.И. Каирова, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского, и других.

В это же время нельзя не отметить недостаточную разработанность данной темы в современных исследованиях. В профессиональных журналах тема подготовки учащихся к жизни и труду, и прежде всего младших школьников, почти не находит своего отражения.

Актуальность проблемы подготовки младших школьников к жизни и

труду определила выбор данной темы исследования.

Цель исследования: выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе обучения.

Объект исследования: процесс подготовки младших школьников к жизни и труду.

Предмет исследования: пути и средства подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе обучения.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе обучения будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

- используются разнообразные методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения;

- осуществляется включение младшего школьника в трудовую деятельность как средство подготовки к жизни и труду.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогическую сущность и особенности подготовки младших школьников к жизни и труду.

2. Проанализировать педагогический опыт подготовки младших школьников к жизни и труду.

3. Определить критерии, показатели и средства диагностики готовности младших школьников к жизни и труду.

4. Выявить и научно обосновать пути и средства подготовки младших

школьников к жизни и труду в процессе обучения.

Методы исследования:

· анализ психолого-педагогической литературы;

· анализ педагогического опыта;

· педагогическое наблюдение;

· тестирование.

Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения

1.1. Сущность и особенности подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения

Процесс подготовки учащихся к жизни и труду сложный и многогранный; в результате его осуществления учащиеся перенимают от старших поколений трудовой и социальный опыт, который необходим им в будущем, в трудовой деятельности, в подготовке их к выбору профессии.

Проблема подготовки учащихся к жизни и труду может рассматриваться в двух аспектах: подготовка к жизни как помощь в процессе социализации личности и подготовка к труду в рамках трудового воспитания.

Е.Н. Шиянов определяет социализацию как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [16].

С.А. Смирнов считает, что задачи подготовки учащихся к жизни как составной части процесса социализации включает в себя формирование у них положительной «Я-концепции», потребности в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, формирования интереса к ней, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия [17].

Трудовое воспитание имеет своей целью подготовку учащихся к труду.

Н.Ф. Харламов определяет трудовое воспитание как процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов [23].

В то же время подготовка учащихся к жизни и труду представляет собой целостный процесс, что нашло свое отражение в работах таких ученых, как С.И. Гессен, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Так, С.И. Гессен, рассматривая особенность трудового воспитания, отмечает, что оно должно способствовать подготовке учащихся к жизни. Трудовая школа, по его мнению, даже если она исходит из труда, имеющего производительное значение, имеет своей целью не интересы самой профессиональной деятельности, а интересы личности, ее успешного вхождения во взрослую жизнь. Сущность трудовой школы состоит в том, что вместо пассивного повторения учащимися образца, заданного учителем, весь класс в совместной работе создает некий продукт, который имеет определенную ценность. Это может быть возделанное поле, предметы быта, художественный образ, имеющий эстетическую ценность, созданный учащимися журнал и т.д. В ходе такой деятельности учащиеся усваивают определенный продуктивный опыт, помогающий становлению их личности во всех ее аспектах[4].

Проблема подготовки учащихся к жизни и труду нашла свое

отражение в системе трудового воспитания С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий считал, что подготовить детей к жизни – значит организовать трудовую деятельность, имеющую общеобразовательное значение. Дети должны выбрать труд в соответствии с их интересами – труд в столярных, слесарных, ткацких, художественных мастерских, в естественнонаучных лабораториях. Организовать жизнь детей – значит организовать их деятельность, в процессе которой осуществляется трудовое, физическое, умственное воспитание. По мнению ученого, школа должна быть связана с жизнью, и методы обучения в ней должны опираться на опыт ребенка, который он получил в процессе деятельности. [29]

Особое место трудовое воспитание занимает в педагогической системе А.С. Макаренко. Особенно актуальным сегодня является утверждение А.С. Макаренко о том, что труд «вообще» не является воспитательным средством, готовящим учащихся к жизни. А.С. Макаренко приходит к выводу о необходимости такой организации труда в детских коллективах, при которой превалировали бы не узкохозяйственные задачи, а задачи именно педагогические. И тогда воспитательным станет не столько трудовое усилие, сколько переживание этой заботы. Обязанность ученика трудиться на общую пользу дает ему право на большую самостоятельность, необходимую ему в дальнейшей жизни. В противном случае, говорил А.С. Макаренко, можно воспитать лишь лошадиную покорность в труде, когда работа делается без удовольствия [12].

Особое значение трудовому воспитанию учащихся придавал В.А. Сухомлинский, называя труд могучим воспитателем. Труд становится основой гармонического развития личности, в труде человек способен не только добывать хлеб насущный, но и материализовывать свой ум, творчество.

В.А.Сухомлинский рассматривал трудовое воспитание в широком смысле этого понятия. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного и физического. Трудолюбие как важнейшая черта воспитывается как в процессе физического труда, так и в интеллектуальной, эмоциональной, волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами, так нельзя воспитать его без серьезных умных слов. В этом деле значительная роль должна быть отведена не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим осмыслить свой труд.

Сухомлинский считал трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязанными. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание [19].

Б.Т. Лихачев связывает трудовое воспитание с нравственным и в качестве наиболее общих задачам трудового воспитания выделяет формирование трудолюбия, ответственности, воспитание уважения к людям труда, других нравственных качеств, а также осуществление профориентации, интереса к различным профессиям.

Б.Т. Лихачев отмечает, что сегодня в основе подготовки младших школьников к жизни и труду лежит передача социального опыта, трудовых навыков, развитие личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений, развитие умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия, приобщение его к ценностям человечества и конкретного общества. Развиваясь, ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом этого является проявление и утверждение в личности определенного набора качеств, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе [11].

Задачи, связанные с подготовкой учащихся к жизни и труду, решаются при условии включения их в различные виды и формы активной деятельности – учебной, трудовой, общественной и др. Здесь в процессе взаимодействия между детьми у них формируются навыки сотрудничества, коллективизма, доброжелательного отношения [14].

Подготовка младших школьников к жизни и труду осуществляется в учебной деятельности. Необходимо воспитывать у учащихся понимание ценности знаний в современном обществе, активную позицию в учебной деятельности, готовность к постоянному самообразованию, понимание необходимости приложения определенных усилий, трудолюбия в приобретении знаний.

Сегодня в условиях жесткого рынка, экономической нестабильности особое значение приобретает трудовое воспитание. Необходимо воспитывать у учащихся не только готовность к труду, трудолюбие, но и стремление к совершенствованию в профессии, а также психологическую готовность к ее смене, экономическую активность, инициативу, предприимчивость.

Подготовка учащихся к жизни и труду имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным особенностям школьников. Как отмечает Т.А. Пантелеева, подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая младшему школьному возрасту, требует использования разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов. В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в деятельность, легко увлекаются, но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому они легко могут охладеть к занятиям, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Поэтому в работе с ними необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы воспитания. У детей младшего школьного возраста преобладает интерес к конкретному, они эмоционально активны, любознательны, впечатлительны, непосредственны и доверчивы. Это требует подбора яркого в художественном отношении материала, содержащего элементы занимательности. В целом возрастные особенности младших школьников являются благоприятными для осуществления подготовки учащихся к жизни и труду [13].

Особое значение в подготовке младших школьников к жизни и труду имеет процесс обучения.

Анализ учебников для начальной школы позволяет отметить богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о различных сторонах жизни, взаимоотношений между людьми, о профессиях, о людях труда. Учебники содержат множество терминов и понятий профориентационного характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.

Программы трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа на пришкольном участке, изготовление наглядных пособий закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки, интересы и увлечения младших школьников.

Задачи по подготовке младших школьников к жизни и труду могут успешно решаться на уроках гуманитарного, естественного, художественно-эстетического курсов, на уроках трудового обучения специфическими средствами данных курсов.

Формируя у учащихся готовность к жизни и труду, необходимо учитывать, что важно, чтобы этот процесс проходил осознанно. Поэтому необходимы знания о том, что принимается обществом, а что отвергается. На основе имеющихся знаний у ребенка складываются представления о сущности подготовки к жизни и труду, о необходимости овладения необходимыми для этого знаниями, качествами личности. На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу. Так, предлагая учащимся сделать что-то полезное не только для себя, но и для других, например, принять участие в коллективном труде, педагог разъясняет смысл работы, ее значение для коллектива, стремясь таким образом выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительное представление о ее социальной значимости. На основе полученных знаний у ребенка складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к предстоящей деятельности, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в том, что осуществляется переориентировка младшего школьника на новые ценности. Происходит как бы обесценивание прежде интересных для детей игр, развлечений, и соответственно возрастает ценность ранее менее привлекательного для них серьезного и трудного задания. Безразличное отношение к социально значимому делу быстро сменяется большой чувствительностью ребенка по отношению к оценке окружающих. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Ребенок будет активно стремиться к участию в трудовой, общественной деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других.

Таким образом, процесс подготовки учащихся к жизни и труду направлен на приобретение школьниками трудового и социального опыта, который необходим им в будущем, в трудовой деятельности, в подготовке к выбору профессии. В процессе подготовки учащихся к жизни и труду осуществляется развитие самостоятельности, активности, трудолюбия.

 

1.2 Анализ практического опыта подготовки младшего школьника

к жизни и труду в процессе обучения

В работе педагогов начальной школы существует определенный практической опыт подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения. В ходе исследования были проанализированы публикации по данной теме, представленные в журнале «Начальная школа» за последние годы, на основе которых был выявлен следующий опыт.

Подготовке младших школьников к жизни и труду способствует введение новых учебных предметов, разделов, содержание которых тесно связаны с современной экономической ситуацией страны. Сегодня младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как экономика, бюджет, деньги. Н.М. Белянкова (г. Арзамас) [1] предлагает опыт проведения интегрированных занятий с учащимися 3 класса в рамках курса «Мир вокруг нас» (А.А. Плешаков) по теме «Деньги». Учащиеся знакомятся с историей появления денег, с их функцией, осваивают понятия бартера, цены, валюты и др. С целью развития интереса учащихся к данной теме им предлагаются игровые ситуации, дети решают задачи, связанные с организацией семейного бюджета.

В то же время учитель обращает внимание детей на то, что, несмотря на то, что деньги важны в жизни государства, каждого человека, но не все можно купить за деньги. С помощью учителя школьники отмечают, что за деньги нельзя купить здоровье, дружбу, любовь. Поэтому необходимо разумное отношение к деньгам, а накопительство, погоня за богатством делает человека несчастным. На примере трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» учащиеся обсуждают такие черты характера, как скупость, жадность, крохоборство.

Учитель обращает внимание детей на то, что нужно отличать эти неприятные черты от бережливости, к которой во все времена народ относился положительно. Учащиеся записывают пословицы о бережливости, необходимой в современной жизни черты:

- Бережливость лучше богатства.

- Копейка рубль бережет.

В ходе урока учитель создает ряд проблемных ситуаций, которые учащиеся должны решить. Например, можно ли подарить другу то, что подарили тебе? Или – можно ли назвать жадным ученика, который не отдал своему товарищу купленную родителями красивую авторучку? Обсуждая эти и другие ситуации, учащиеся приобретают знания о том, как следует вести себя в столь щекотливых ситуациях, с которыми они сами нередко сталкиваются. [1]

Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что подобные уроки показывают учащимся, что деньги – основа благосостояния семьи, каждого человека, дающая возможность реализовать свои планы. Но тем не менее в нашей жизни деньги решают не все. В дальнейшем эти представления учащихся, развиваясь и обогащаясь, закладывают основу формирования экономически грамотного гражданина.

Немаловажное значение в подготовке учащихся к жизни имеет формирование у них таких важных качеств, как культура поведения, общения, коммуникативные навыки.

А.В. Хайдукова (г. Владимир) [22] делится опытом формирования у учащихся культуры общения и коммуникативных навыков на уроках русского языка. Учитель использует упражнения, формирующие навыки общения: пословицы о языке и речи, отрывки из литературных произведений с использованием диалога. Так, в словарной работе учитель предлагает детям определить значение слова «здравствуйте», читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!». Учащиеся определяют главную мысль стихотворения и обсуждают, какой ответ можно дать на вопросы этого стихотворения. Дети отмечают, что вежливые слова помогают поднять настроение, делают другого человека добрее. Особое значение учитель уделяет воспитанию у учащихся доброжелательности по отношению к окружающим. Дети составляют словарь «волшебных слов», которые необходимо использовать в разговорной речи. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:

· Почему эти слова называют «волшебными словами русской речи»?

· В чем их волшебная сила?

· Почему они так необходимы?

Чтобы подобные слова вошли в повседневную жизнь учащихся,

разыгрываются диалоги между детьми, способствующие развитию доброжелательности в отношениях, умения слышать и понимать другого, что немаловажно в подготовке учащихся к жизни. [22]

Особое место в педагогическом опыте занимает работа по формированию у учащихся готовности к труду.

Т. Х. Хузина (Республика Татарстан) [24] делится опытом подготовки младших школьников к трудовой деятельности. Как отмечает учитель, началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Для осуществления этой задачи учитель опирается на национально-региональный компонент. В селе, где учатся ученики педагога, основное занятие населения – скотоводство. Особенно славится село своими изделиями из шерсти овец. Поэтому на уроках трудового обучения учитель обучает школьников прядильному мастерству, вязанию. При этом используется авторская технология педагога. Учащиеся самостоятельно составляют технологическую схему изготовления каждого изделия, делятся на группы, каждая группа осуществляет какую-либо операцию, согласно разработанной схеме. Все операции по изготовлению пряжи выполняются детьми в течение 15 минут. Затем учащиеся приступают к вязанию, которое сопровождается пением народных песен, что создает особую эмоциональную атмосферу. После окончания работы лучшие образцы помещаются на выставку. [24]

Ценность данного опыта состоит в том, что учитель нашла естественный и гармоничный способ включения учащихся в трудовую деятельность, традиционную для данного региона, обучила школьников технологическим операциям, необходимым для качественного изготовления изделий. Выполняя работу, характерную для взрослых данного села, учащиеся имеют возможность почувствовать свою значимость, осознать свои возможности. Подобный подход способствует эффективности работы учащихся, воспитывает в них трудолюбие, помогает осознать значение культуры труда. В данном опыте положительным нам представляется то, что учитель, используя инновационные методы в процессе трудового обучения, развивает в учащихся умении работать коллективно, творчески, воспитывает в детях потребность в том, чтобы результаты их труда радовали не только их самих, но и других людей.

Ж.В. Вологина (г. Великий Устюг) [5]делится опытом работы в рамках проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Учителем создана авторская программа по освоению ремесел Русского Севера. Учитель предлагает свой опыт проведения урока трудового обучения «Уроки Деда Мороза». Учащиеся изготовляют на уроках упаковки для новогодних подарков. Учитель обращает их внимание на то, что подарки не только приятно получать, но и дарить, особенно когда они сделаны с любовью, своими руками. Учащиеся изготовляют свои изделия по образцу учителя, но при этом вносят в них свои элементы. Кто-то по-иному завяжет ленточку, по-своему вырежет картон, иначе раскрасит упаковку. Особую радость доставляет учащимся момент, когда они преподносят свои изделия детям из детского сада, первоклассникам. Таким образом, учащиеся ощущают значимость, пользу своего труда для других, что особенно важно в подготовке учащихся к труду. [5]

Представляет интерес нетрадиционный подход к формированию у учащихся готовности к жизни и труду, который содержится в опыте учителя И.М. Власова (Мурманская область) [3]. Учитывая интерес младших школьников к игровым формам обучения, учитель разработал и проводил в течение нескольких месяцев игру «Государство в государстве». Класс был представлен как маленькое государство, в котором учащиеся выступали в роли народа, а учитель - в роли государственной системы управления. У государства были свои деньги – фертинги, а также иностранная валюта, у каждого ученика определенная сумма, заработанная двумя путями: за учебу, когда в конце рабочей недели подсчитывалась сумма отметок за уроки (при этом удерживалась часть денег за аренду, налоги и т.д.) и за продажу своих поделок, сделанных на уроках труда, за выигрыши в лотереях и т.д. Учащиеся выполняли роли банкиров, налоговых инспекторов, продавцов, предпринимателей и т.д. Одновременно с игрой, в процессе которой школьники пробовали свои силы в различных профессиях, происходило разъяснение экономических терминов, на уроках математики решались задачи экономического содержания. В процессе игры учащимся предоставлялась свобода выбора. В результате учитель выявил группу детей, имеющих способности к коммерческой деятельности, умеющих ориентироваться в различных экономических ситуациях. С другими учащимися проводилась разъяснительная работа, анализировались их ошибки в коммерческой деятельности.

Кроме профессий, связанных с коммерцией, предпринимательством, учащиеся пробовали себя в дизайнерском деле, в журналистике. Они создавали свои рекламные проспекты, журналы, газеты, лотерейные билеты. Как отмечает учитель, он не ставил перед собой цель профессионального самоопределения учащихся – об этом еще рано говорить в начальной школе. Но предоставленная учащимся возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности, проявить свои способности помогает им в развитии умения оценивать себя, сопоставлять свои желания с возможностями, формирует у них готовность к жизни и труду [3]

Анализ педагогической литературы показывает, что в подготовке учащихся к жизни и труду в процессе обучения имеются богатые возможности, которые находят свое воплощение в работе педагогов начальной школы.

1.3. Критерии, показатели и средства диагностики готовности младшего

школьника к жизни и труду

Для того, чтобы узнать, каков уровень готовности учащихся к жизни и труду, необходимо сопоставить реальные и запроектированные результаты воспитания, что позволит в дальнейшем планировать процесс подготовки учащихся к жизни и труду и управлять им. Выявление степени соответствия осуществляется при помощи диагностики – оценочной процедуры, направленной на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности учащихся. [15]

Как уже отмечалось, подготовка к жизни и труду включает в себя различные стороны. В данном исследовании мы будем рассматривать ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:

· когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;

· мотивационно-личностный – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

· поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня готовности младших школьников к труду и жизни осуществляется посредством использования методик диагностики.

В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к жизни и труду.

Критерии Показатели Методики диагностики
Когнитивный 1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 2. Знания об основных профессиях, их особенностях.   Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?»)  
Мотивационно-личностный 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?»
Поведенческий 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности.  

Характеристика средств измерения готовности младших школьников к жизни и труду.

· Тестирование

Тесты «Зачем нужен труд?» и «Какая это профессия?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1,2).

· Беседа «Кем быть?»

Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том,

какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

· Методика «Продолжи предложение»

Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 3).

· Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового

обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

- аккуратность выполнения работы;

- соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

- наличие элементов творчества в продукте деятельности;

- проявление трудолюбия в процессе работы.

· Наблюдение

Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

В процессе исследования нами были определены три уровня готовности младших школьников к жизни и труду: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней готовности младших школьников к жизни и труду

1.Высокий уровень.

У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены интересы к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.

2.Средний уровень.

Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.

3.Низкий уровень.

Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень готовности младших школьников к жизни и труду.

Экспериментальная база исследования: средняя школа № 55 г. Новокузнецка.

Эксперимент проводился в 3 «В» классе. В классе обучаются 27 учащихся. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности готовности младших школьников к жизни и труду

Уровни Когнитивный критерий Мотивационно-личностный критерий Поведенческий критерий
Высокий 26% 37% 18,5%
Средний 55,5% 51,9% 59,3%
Низкий 18,5% 11,1% 22,2%

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, более половины учащихся обладает средним уровнем готовности к жизни и труду.

Средний уровень показали: по когнитив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: