Понятие законности, ее основные требования и принципы.
Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Содержание законности:
1.всеобщность права (все отношения требующие правового регулирования должны быть урегулированы, т.е. не должно быть пробелов в правовом регулировании; все нормативные предписания должны соответствовать праву)
2.верховенство закона (все другие нормативные акты должны соответствовать закону). Эти требования к правотворческим органам
3.обеспечение неукоснительной реализации прав граждан
4.эффективная правоприменительная деятельность
5.борьба с правонарушениями – Эти требования к государству 6.соблюдение норм права всеми субъектами - это требование к гражданам.
Аспекты законности:(это подходы к законности)
1.законность понимается как метод государственного руководства обществом. Суть-государство все свои мероприятия проводит с помощью права.
2.принцип деятельности государства-все гос. органы действуют только в рамках закона.
3.законность понимается как принцип права- право и правовое регулирование осуществляется в соответствии с Конституцией и др.законами.
4.это требование к гражданам исполнять и соблюдать законы. 5.законность-режим общественно-политической жизни.
Принципы законности:
1.Всеобщность законности - это требования равные ко всем, единые для всех субъектов. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии
|
2.Единство законности означает, что закон един на всей территории страны. Недопустимы попытки создания в
каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной.
3.Целесообразность законности. Законность всегда целесообразна. С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.
Гарантии законности.
Гарантии законности - объективные условия, субъективные факторы и специальные средства, обеспечивающие режим законности.
1.Объективные условия, те которые способствуют укреплению законности, создают предпосылки для их развития и воздействия на людей - условия общественной жизни, в которой осуществляется правовое регулирование:
-экономические (Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда и объема производства и т.д.)
-социальные (Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод),
|
-политические (Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями),
-идеологические (Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя).
-правовые (Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны).
2.Субъективные факторы: роль политического лидера(состояние законности напрямую зависит от того, кто стоит на вершине власти), идеологическое основание правового регулирования (идеология сегодня-построение правового государства), научная доктрина.
3.Специальные средства - средства, которые специально направлены на обеспечение законности.
Организационные - это организация и деятельность гос. аппарата, гос-х и общественных структур, создаются для улучшения деятельности правоохранительных, правоприменительных и других органов. Итог правового регулирования - правопорядок.
|
Юридические – 1.это средства обнаружения правонарушений (например, право на жалобу).
2.меры предупреждения правонарушений (таможенный досмотр)
3.меры пресечения - это деятельность по пресечению возможного или совершенного правонарушения.
4.меры защиты - меры гос-го принуждения в целях обеспечения защиты нарушенных прав.
5.Меры юридической ответственности. Главное не жестокость наказания, а его неотвратимость.
Среди юридических гарантий различают:
· Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий..
· Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.)
· Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
· Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
· Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности,
причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
процессуальные гарантии. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы.
Важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.
76) Правопорядок и общественный порядок: понятие и принципы.
Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанных на практической реализации правовых предписаний. (Основан на реализации норма права, это результат практической реализации норм права.)
Принципы правопорядка:
1.определенность: правопорядок базируется на формально – определенных правовых предписаниях, реализация которых обеспечивает определенность общественных отношений;
2.системность: правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между
собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти;
3.организованность: правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
4.государственая организованность: существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
5.устойчивость: возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно
стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекается правоохранительными органами; 6.единство: характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.
Правопорядок следует отличать от общественного порядка – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. Общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных соц. норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных и т.д. В силу этого он обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. С одной стороны, правопорядок – важнейшая часть обществ. порядка, с др. - состояние обществ порядка во многом определяет характер правопорядка.
Общественный порядок -это состояние упорядоченности общественных отношений,образовавшийся врезультате практической реализации всех соц-х норм.
В общественный правопорядок входит правопорядок. Это целое и часть.
В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. С одной стороны правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой – состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка.
Принципы:
1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;
2. Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе в форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;
3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов;
4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив;
6. Единство – основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.
77) Правосознание: понятие, содержание, виды, уровни. Деформация правосознания, ее виды и причины.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие её в мыслительных и чувственных образах; это представление людей о действующем или желаемом праве, о поведении людей в сфере правового регулирования.
B структуру правосознания входят:
1)рациональный компонент - правовая идеология (знание, представление) -в содержании правовых норм. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе
правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.
2)эмоциональный компонент - правовая психология (личностное отношение человека к тому или иному поведению в сфере правового регулирования). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.
Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику.
По данным критериям правосознание делится на три уровня.
· Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
· Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
· Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей,
научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Виды правосознания:
по субъективным носителям:
-индивидуальное (правовые взгляды каждого отдельного человека)
-групповое (правовые представления и чувства социальных групп: классов, слоев, профессиональных сообществ). Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
-массовое (данный вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей - митинги, демонстрации, бунтующая толпа)
-общественное (правовые воззрения наций, народностей), например, правосознание российского общества (правовой нигилизм, неуважение к праву)
Деформация правосознания – изменение отношения индивида или группы к праву в целом, к правовым или социальным ценностям, влекущее за собой неадекватное восприятие правовой реальности.
Формы деформации:
1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм. (можно про формы рассказать)
2. Правовой инфантилизм – недооценка действенной роли права вследствие его незнания или недостаточности знания.
3. Профессиональная деформация (например, для лиц в ПВО системе)
4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.
Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении.
Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Формы проявления правового нигилизма в обществе:
1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.
2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения
3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)
4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность
5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)
6. Нарушение норм права в угоду целесообразности
7. Низкий авторитет суда и иных ПВО
8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.
Основные направления преодоления правового нигилизма:
- Укрепление режима законности
- Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие
- Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов
- Правовое воспитание
- Пропаганда правомерного поведения
- Повышение авторитета судебной и ПВО системы
характерные черты современного правового нигилизма. Это:
1)во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;
2)во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
3)в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;
4)в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;
5)в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс; 6)в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала
советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.
Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей. Основными формами проявления правового идеализма являются:
- нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);
- слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь; -
- буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
- идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей;
- неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона;
- увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).
К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:
- особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;
- историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права)
- запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;
- культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод"; идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;
- неразвитое и деформированное правосознание; юридическое невежество;
- дефицит политико-правовой культуры.
Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:
- укрепление режима законности в стране; - гарантированность прав и свобод граждан; - уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; - уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; - усиление реалистичности юридический науки; - создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; - правовое воспитание.
Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
Правовую культуру классифицируют в зависимости от субъектов-носителей:
1. правовую культуру личности;
2. правовую культуру общества.
ПК общества –разновидность общей культуры,представляющая собой систему ценностей,достигнутыхчеловечеством в обл. права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния закон-ва, юр практики и др.
ПК личности –обусловленные правовой культурой общества степень и хар-р прогрессивно-правовогоразвития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
В качестве промежуточной разновидности правовой культуры можно назвать правовую культуру социальных групп. Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу.
Показатели правовой культуры личности следующие:
1. знание и понимание права;
2. уважение права в силу личного убеждения;
3. привычка поступать в соответствии с законом;
4. правовая активность.
ПК личности хар-ет уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал гос и соц жизни, КРФ и иных законов. ПК личности означает не только знания и пониманиеправа, но и правовые суждения о нем, как о соц ценности, и активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.
Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.
Правовая культура общества зависит от:
· уровня развития правового сознания населения (личности), т. е. от того, насколько глубоко освоены такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров
· уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.
· Уровня правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).
· 4 уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.