Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
1. Очень многие вещи остаются в памяти человека и впечатления от них поддаются определенной обработке.
2. Образы формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.
3. Виды воображения делятся по степени преднамеренности: произвольное (когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны (воссоздающее, творческое, мечта) и непроизвольное (пр.сновидения) воображение. А также на:
1. Воссоздающее воображение;
2. Творческое воображение.
3. Мечта.
4. Пространственное воображение.
5. Активное и пассивное воображение.
4. Воображение отличает людей от животных
5. Изначально образовался благодаря труду
6. Воспоминания не существуют без воображния
7. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.
8. План невозможен без воображения
9. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.
10. Оказывает влияние на двигательные функции человека
11. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
12. Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее
13. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
|
14. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. (напр. галлюцинации).
15. Создание образов воображения проходит два основных этапа: а. анализ и абстрагирование; б. синтез (1. агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (кентавр, судно на возбушной подушке), 2. Схематизация, 3 акцентировка).
16. Существуют люди и с яркими, и с крайне бледными представлениями.
17. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения – смешанный тип.
18. люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
19. человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
20. первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили
|
21. следующая ступень развития - когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы
22. Третий этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью, она позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения
23. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм
24. Пятый этап развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения.
25. четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.[1]
26. Пять уровней творчества Г. С. Альтшуллера: Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
|
27. По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие, превращая «трудную» задачу в «легкую».
28. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитикосинтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
[1] Г. Уоллес