Человек- высшая ступень развитых живых организмов на Земле. Человек- биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.
Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств.
Индивидуальность- это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.
Личность- это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Мировоззрение- целостное представление о природе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Познание- процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом- получение нового знания об окружающем мире.
Знание- результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
· Объективная истина- это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;
· Абсолютная истина- исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Это знания, которые никогда не могут быть опровергнуты;
· Относительная истина- неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания. Это знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
|
Мышление- активный процесс отражения объективногомира в понятиях, суждениях, теориях.
Деятельность- способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Потребность- нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Интерес- целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Общество- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество как саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся, динамическая, открытая система.
Институт общества- это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых- удовлетворение социальных потребностей.
Культура- исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения и открытия объективных законов.
Научное познание- особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
|
Образование- один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Религия- вера в сверхъестественное (в Бога).
Искусство- практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства- человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Мораль- форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Прогресс- это направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход: от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Регресс- это направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход: от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.
Относительность прогресса- области, к которым понятие прогресса не применимо (например, искусство).
Противоречивость прогресса- совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.
Стагнация- задерживающиеся, на время останавливающееся движение человечества вперед.
Реформа- какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
|
Революция- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Инновация- рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Модернизация- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Глобальные проблемы- совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Глобализация- процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.