Новые жанры. От портрета - к городскому пейзажу.




Б класс История Отечества

Тема «Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 2 часть»

План.

1. Изобразительное искусство в России.

2. Музыкальное и театральное искусство.

3. Изменение повседневности и быта населения России.

1. После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами», иностранцы стали работать при дворе. Новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи - вспоминаем, как развивалась русская живопись в XVIII веке.

При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» - содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.

За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.

В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.

Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников. Они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах». Одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр. Во времена Елизаветы важную роль в искусстве сыграли братья Гроот и итальянец Пьетро Ротари. Для обозначения работ иностранных художников в России XVIII века даже появился специальный термин - россика.

Новые жанры. От портрета - к городскому пейзажу.

Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты - более светскими. В XVIII столетии - его называли «веком портретов» - появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.

С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию. Его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.

В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики - Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв. Он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже. Кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».

Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа - живописец Федор Алексеев.

В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Работа художника становилась профессией. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. Изначально в Академии преподавали лишь иностранцы, поэтому воспитанникам приходилось учить языки своих наставников. Первыми выпускниками учебного заведения стали Федор Рокотов, Антон Лосенко, Василий Баженов, Иван Старов.

При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. И совершенно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Именно на её основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире - будущий Эрмитаж.

В первой половине XVIII в. формируется жанр светского портрета. Эту эпоху называют «портретом петровского времени». Жанр портрета становится преобладающим в живописи. Он уже сильно отличается от парсуны конца XVII в. композицией, колоритом, индивидуализацией личности изображаемого.

И. Г. Таннауэр. Портрет Петра I
Художники стали использовать прямую перспективу, которая создаёт глубину и объемность изображению на плоскости. Искусству петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения, именно поэтому центральной темой его становится человек, а основным жанром – портрет.
Но вопрос авторства в петровскую эпоху оставался сложной проблемой. Художники иногда не подписывали свои произведения. Кроме того, существовала и проблема опознания модели, т.к. заказные портреты обычно создавались с большой долей приукрашивания портретируемого, тем более, что таковыми обычно являлись император и члены его семьи и их приближённых.

И. Никитин. Портрет канцлера Головкина
Парсуна постепенно вытесняется, но ещё некоторое время продолжает существовать даже в творчестве передовых художников эпохи:

И. Никитина, И. Вишнякова, А. Антропова, А. Матвеева, И. Аргунова и других художников, что свидетельствует о ещё не завершившемся переходе от средневековой к новой манере. Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в., особенно в работах крепостных и провинциальных мастеров, самоучек.

И. Вишняков. Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)
В русской живописи второй половины XVIII в. преобладали два художественных стиля: классицизм и сентиментализм.

Дальнейшее развитие получил жанр портрета. Художники

В. Боровиковский и Ф. Рокотов работали в стиле сентиментализма и создали ряд лирических и одухотворённых портретов.

В. Боровиковский. Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796)
Целую галерею образов незаурядных людей создал портретист Д. Левицкий.

Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого. Автор необыкновенно точен в передаче портретного сходства, скрупулезен в деталях. Его портрет оказался одним из самых реалистичных изображений первого русского императора. Зритель получает полное представление о характере Петра, о его внутренней энергии и решительности.

Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии - все в этой работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы. Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.

Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный парик героя.

Скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком", украшающая один из залов Русского музея, пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.

Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.

 

Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого - шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.

 

 

Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве - классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.

 

2. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года, театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. A.С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают B.А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский.

Театр был самым популярным и доступным развлечением для горожан в конце 18 века в России. И это несмотря на то, что при царе Алексее Михайловиче спектакли ставились только для царской семьи и приближенных к царю людей. Зарождение театральной истории начинается при государе Петре I, который полюбив эту диковинку в своих заграничных поездках, решил приобщить к театру и русских городских жителей. В 1701 году в Данцгире был подписан договор с одним из немецких актеров И.Кунстом. Собрав свою труппу, он прибыл в Москву для выполнения ранее подписанного договора.

В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади было построено здание театра «Комедиальная храмина». А уже к концу года труппа во главе с Кунстом начала показывать первые спектакли для всех желающих. Но для московских жителей спектакли были малопонятны, так как актеры играли исключительно на немецком языке. Тогда государь распорядился о создании труппы с русскими актерами. Обучением актеров было поручено заниматься Кунсту, и для этого была создана театральная школа. Первыми учениками школы стали дети имеющие талант к лицедейству. По окончанию школы они вошли в состав русского официального всенародного театра.

Как бы Петр не пытался приобщить народ к этому искусству, но государственный театр просуществовал только 5 лет. А после смерти государя театральная деятельность и вовсе пришла в упадок, так как его престолонаследники Екатерина I и Петр II были равнодушны к спектаклям. И только при правлении императрицы Анны Иоанновны восстановились придворные маскарады и спектакли. Любимым жанром императрицы были комедийные постановки. А так как опытных русских актеров в этом жанре попросту не было, то в пьесах принимали участие только приглашенные немецкие и итальянские актеры.

Появление театров при правлении Елизаветы Петровны и Екатерины II

С правлением Елизаветы Петровны был дан новый виток в музыкальном и театральном деле. Она стала основоположницей Императорских театров России. В Петербурге было представлено огромное количество различных зрелищ. Выступали заграничные актерские и музыкальные труппы. Шляхетский кадетский корпус имел собственный театр, на сцене которого в 1749 году состоялась премьера трагедии Сумарокова «Хорев». 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой был издан указ о формировании русского театра в Петербурге и Москве. Своя театральная труппа была сформирована и при Московском университете. В 1757 году в Москве также открывается итальянская опера под управлением популярного в те годы антрепренера Локателли, и с этим событием связывают становление театра в Москве. Позже театральная труппа Московского университета и оперный театр Локателли объединились для взаимовыгодного сотрудничества. По соглашению Локателли получал всеобъемлющее покровительство Московского университета, а в обмен обязан был обучать лицедейству студентов университетского театра.

С воцарением на престол Екатерины II русское театральное искусство достигает новых высот. Дворцовый театр состоял из трех придворных труппы: балетной, русской драматической и итальянской оперной труппы. Позже в 1762 году была создана французская драматическая труппа. Подбор артистов в театр впервые начали осуществлять при помощи проб.

При дворе Екатерины II ставились любительские спектакли в Эрмитажном театре, а особенной популярностью пользовались спектакли, в которых играли люди из высшего общества. Довольно часто в придворных спектаклях фигурировали молодые кадеты, пажи и воспитанницы из Новодевичьего монастыря.

Театр был забавой двора, и приближенные ко двору бояре переняли ее и для своего развлечения. Так, боярин Матвеев организовал свой театр, в постановках которого участвовали боярыни и бояре. Это стало обычаем у богатых вельмож создавать домашние театры. При правлении Екатерины II были популярны театры Румянцева, Волконского, Шереметева.

Так к 1790 году, в Москве было создано более дюжины частных театров. В домашних театрах были оперные, балетные труппы, музыкальные оркестры, состоящие из крепостных. Увлечение домашними театрами при дворе поспособствовало появлению знаменитых для того времени не только актеров мужчин, но и актрис, таких как Михайлова и Троепольская.

В 18 веке основными сценами были внутридворцовые, и такие как:

Большой (Каменный) театр;

Деревянный театр. Был изначально назван Театр Карла Книпера, с 1779 года стал называться Вольный Российский Театр;

Эрмитажный театр.

 

3. В повседневной жизни и быте россиян XVIII в. произошли большие изменения. Особенно эти изменения коснулись дворянского сословия. Внешний вид (одежда, бритье бород), жилище (дома строились на европейский манер), произведения живописи – обязательный атрибут дворянских домов, появились крепостные театры. Изменения в повседневной жизни частично коснулись и купечества.

Быт и повседневная жизнь большинства населения, в том числе крестьян практически не изменились.

Дома дворян и крестьян.

А происходило, тут надо сказать многое. Мы с вами уже говорили о том, что 18 век - это поворотная точка в русской истории, и отсюда мы можем сделать вывод, что это поворотная точка, в том числе, и в бытовой организации русской жизни. Тем не менее, такие изменения, они были достаточно четко структурированы, потому что изменения в среде простых людей, крестьян, простых обывателей городов, то есть горожан, это будущее сословие мещан, оно было не так заметно, как изменения в среде высшего общества России.

Речь идет о родовой аристократии и о служилом дворянстве. Например, если мы говорим об архитектуре, то совершенно четкие были отличия. Дворянство, представители высших сословий, как правило, пытались подражать или копировать императорской фамилии. Они строили в силу своих финансовых возможностей дома, которые по своему типу больше напоминали настоящие дворцы. Самые богатые, самые влиятельные дворяне могли позволить себе по-настоящему роскошные произведения искусства.

Например, мраморный дворец Орлова или Таврический дворец Потемкина может, между прочим, посоперничать, даже, с дворцами императорской фамилии. Но дворяне поскромнее, аристократы поскромней, строили усадьбы, соответственно, поменьше, но все-таки общий архитектурный стиль, общая помпезность, желание показать, что ты родовит, ты богат, ты достоин - это, в общем-то, черта, которая была присуща абсолютно всем.

Простые же сословия, люди, имевшие намного меньше финансовых возможностей, как правило, жили в деревянных домах, но, все-таки, с учетом того, что это были люди русские, то эти дома строились не как, например, в Швеции - простой деревянный сруб из очень четко, но хорошо правильно ограненного ствола дерева. Нет, русские бревенчатые дома, русские избушки - это нечто, все-таки, напоминающее произведения искусства, потому что ни один домохозяин никогда не отказывал себе в удовольствии каким-либо образом украсить свое жилище. Резьба по дереву - это наша национальная традиция.

Отличия были и в одежде русских жителей. Так, если представители высших слоев, переходят практически полностью на европейский тип одежды, это было, между прочим, закреплено даже законодательно, и в России появляется настоящая европейская мода, хотя и с запозданием, тогда, всё-таки, это было намного сложнее все сделать.

Мода распространялась не так быстро. Это сейчас мы с вами можем купить просто модный журнал и увидеть какие же модные тенденции на следующий год.

А тогда для того, чтобы узнать, как нужно одеваться на следующий год, целая, что называется, история была с этим делом связана. Так во Франции специально шились маленькие мужские и женские костюмчики, платья, которые надевали на специальные куклы, куклы назывались Пандоры, потом эти Пандоры доставляли в Лондон, в Англию, а уже из Лондона эти куклы кораблями развозились по всему миру. Так они попадали и в Россию, Санкт-Петербург, а потом и в Москву. Понятно, что запоздание было очень большим, но, все-таки, в России появляется настоящая мода.

В моду входят парики. Женщины носят платья с такими глубокими декольте, надевают корсеты. Мужчины носят панталоны, рубашки, украшенные всевозможными рюшами. Платья, как мужские, так и женские наиболее богатые представители дворянства расшивали драгоценными камнями, совершенно натуральными, поэтому костюмы стоили просто баснословных денег.

Представители подлых, так называемых сословий, то есть простые люди, крестьяне, носили, конечно, куда как более скромную одежду. Как правило, она была домотканой, основу составляли льняные ткани, обязательно был какой-нибудь головной убор. Женщины носили платки. На праздник, на какое-то торжество одевали кокошник.

Вот эти кокошники, праздничную одежду, конечно, как-то пытались украсить, но никаких драгоценных камней тут никто не использовал, только представители западной Сибири иногда украшали свою праздничную одежду какими-то самоцветами. И то это было признаком достаточно высокого достатка.

Произошли изменения и в национальной русской кухне. Во-первых, в обиход такой русской национальной кухни входит картофель. Это было, по сути, революционное событие, потому что до появления картошки на Руси основной рацион питания состоял из всевозможных каш, сделанных на основе злаков и соленая рыба. Ну по причине того, что соленая рыба долго не портится, ее можно было длительное время хранить, поэтому она составляла основу питания. Теперь же, картофель становится чуть ли не главным нашим продуктом на столе простолюдинов, хотя его, что называется, введение в широкий обиход было связано с большими проблемами.

Представители высших сословий меняют свой рацион питания намного более радикально. Во-первых, в Россию массово начинают приезжать иностранные повара, которых, как тогда говорили, выписывали из-за границы. Соответственно, представители высших сословий, как правило, в качестве хорошего тона считали иметь у себя домашнего повара, который бы готовил изысканные блюда для официальных приемов, балов, каких-то светских раутов, вечеринок и прочего.

Но если обед проходил, в так называемой, домашней обстановке, то есть, когда не было приглашенных гостей, то иногда, даже, дворяне потчевали себя обычной, привычной для русского человека кухней. Это были гречневой каши, это была, опять таки, рыба, это была запеченная дичь, всевозможные варенья и прочее. То есть, хотя изменения в кухне и происходят, но они, все-таки, больше были связаны с таким статусом, с показателем значимости того, какое положение в обществе ты занимаешь.

А как люди проводили свободное время? И тут вообще очень интересные ответы. Вы знаете, что, например, до Павла I у русского крестьянства свободного времени не было вообще, то есть люди вообще не отдыхали. Отдыхом считался сон. То есть, если ты просыпался с рассветом, а иногда еще и до рассвета вставали люди для того, чтобы начать свою хозяйственную деятельность, то ты должен работать в течение всего светового дня. Как только солнце садилось, люди ужинали, молились и тут же ложились спать, потому что это было единственное время, когда ты мог, что называется, отдохнуть. Все остальное время ты должен был работать.

Вот только при Павле I начинают появляться первые праздники, на которых люди могли, что называется, заняться тем, чем им хочется. Появляются первые национальные забавы: хороводы, совместные игры. Надо сказать, что все это, как правило, носило характер массовых гуляний.

Представители городов очень любили присутствовать на праздниках высшего дворянства, которое довольно часто устраивало всевозможные мероприятия: фейерверки, салюты, гуляния, раздавание подарков, но это, опять таки подчеркнем, было характерно только для городов, потому что в деревнях люди считали все это дело праздным временем препровождения.

Таким образом, мы с вами видим, что 18 век, действительно, серьезно изменил русское общество, хотя это изменение во многом носило сословный характер.

 

Вопросы и задания к теме:

1. Заполнить таблицу:

Деятель культуры Произведение Характеристика
     

 

2. Какие перемены затронули изобразительное искусство в России в XVIII в.? Назовите крупнейшие достижения живописи и скульптуры.

3. Каким образом развивалось музыкальное и театральное искусство?

4. Как и при каких условиях произошли изменение повседневности и быта населения России? Какие слои общества оно наиболее затронуло?

 

 

kraynikov.aleksey@yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: