РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДИАЛЕКТИКА ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ
ОД.А.04; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины»;
раздел «Дисциплины по выбору аспиранта»
основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности
12.00.15 – Гражданский процесс; арбитражный процесс
по отрасли 12.00.00 Юридические науки
Москва – 2012
Автор: Д. А. Фурсов, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права РАП
Рецензент: А.А. Арифулин, профессор кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права РАП
Рабочая программа составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, учебного плана подготовки аспирантов по специальности 12.00.15 – Гражданский процесс; арбитражный процесс.
Одобрена на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права Российской академии правосудия (протокол № 14 от 20 июня 2012 г.).
Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 13 от 23 октября 2012 г.).
© Российская академия правосудия, 2012
© Д. А. Фурсов, 2012
Цели и задачи освоения и изучения дисциплины
Учебный курс по дисциплине «Диалектика цивилистической процессуальной формы» имеет фундаментальное значение, поскольку позволяет рассмотреть основные судопроизводственные институты с момента их зарождения в дальнейшем развитии, глубже понять их правовую природу и назначение в современных условиях.
Арбитражный процесс имеет однородную природу с гражданским процессом, поэтому их параллельное рассмотрение в развитии той и другой отрасли процессуального права дает возможность выявить очевидные преимущества, закрепленные в одной из них и безосновательно упущенные в другой отрасли, а также неоправданные различия в нормативном правовом регулировании одних и тех же процессуальных отношений, связанных с порядком рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Аналогично выглядят проблемы административного процессуального права, поскольку суды общей юрисдикции и арбитражные суды заняты рассмотрением дел об административных правонарушениях, но по-разному определили приоритеты общих и специальных норм применительно к соотношению ГПК РФ с КоАП РФ и АПК РФ с тем же КоАП РФ.
Освоение учебного курса «Диалектика цивилистической процессуальной формы» позволяет приобрести общекультурные (осознание социальной значимости юридической профессии, формирование максимально возможного уровня правосознания, уважительного отношения к праву и закону, нетерпимости к коррупционному поведению, добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, соблюдение этических правил профессиональной юридической деятельности, развитие способностей к непрерывному самосовершенствованию собственного интеллектуального и общекультурного уровня, умений применять получаемые знания в практической деятельности, безукоризненно пользоваться русским языком как средством делового общения и подготовки судебных документов, развивать навыки индивидуального и коллективного проведения научно-исследовательских работ, а также управления коллективом) и профессиональные (наличие способностей к разработке нормативных правовых актов, их адекватному применению в практической деятельности, выполнению должностных обязанностей, связанных с обеспечением прав граждан и организаций, правопорядка, безопасности общества и государства, выявлению всех видов правонарушений, защите и восстановлению нарушенного права, предупреждению правонарушений, правильному толкованию нормативных правовых актов, пресечению коррупционного поведения, участию в экспертизе проектов нормативных правовых актов, в том числе на предмет заложенной в них коррупционной составляющей, даче квалифицированных юридических заключений и позволительных профессиональных консультаций, принятию правильных управленческих решений, реализации инновационных подходов в профессиональной деятельности, проведению научных исследований в области права, преподаванию юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне, управления самостоятельной работой обучающихся, проведению педагогических исследований и правового воспитания) компетенции.