Анализ экономической ситуации в России свидетельствует о том, что бурное развитие ее внешнеэкономических связей, может привести к расширению сфер влияния организованных преступных групп и росту экономической преступности.
В ТК ТС сказано, что к основным задачам таможенных органов относится выявление, предупреждение и пресечение таможенных преступлений, и определено, что таможенные органы осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов.
Преступные схемы, используемые ОПГ и недобросовестными участниками ВЭД, постоянно совершенствуются. Наиболее часто используемыми схемами являются:
1) контрабандное перемещение автомобильным транспортом товаров через установленные пункты пропуска с их сокрытием от таможенного контроля, с использованием тайников, либо по неконтролируемым автодорогам;
2) использование двойного пакета документов;
3) недостоверное декларирование путем фальсификации таможенных документов, использованием поддельных штампов и печатей;
4)недоставка товаров по назначению;
5) ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования;
6) «ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении НДС и другие.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
|
Практика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:
1) оперативно-розыскная деятельность по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
2) оперативно-розыскная деятельность по обеспечению собственной безопасности таможенных органов.
Таможенным органам, осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации. Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
4) установление имущества, подлежащего конфискации.
Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия — действия оперативно-розыскных органов по собиранию информации. Оперативно-розыскные мероприятия являются средствами сбора данной информации, это:
|
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
3) поручение следователя, указания прокурора или определение суда;
4) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД;
3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
|
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
Помимо прав, таможенные органы имеют и определенные обязанности:
1. соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
2. исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
3. выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
4. соблюдение правил конспирации.
Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.
Из этого правило возможны и исключения. Так, в нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки
ГУБК направляет в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров информацию, которая может свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства, что могло повлечь за собой неуплату или неполную уплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством.
Информация направляется:
1) в случае обеспечения возможности идентификации сведений о товарах, содержащихся в документах, представленных подразделением деятельности ГУБК со сведениями о товарах, заявленными при декларировании товаров, при условии установления фактического местонахождения лиц, у которых возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
2) в случае обнаружения данных об отсутствии в коммерческих документах на товары иностранного производства сведений о таможенном декларировании данных товаров либо отсутствие коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны при условии установления фактического местонахождения лица, во владении и (или) пользовании которого находятся (находились) незаконно ввезенные товары.
Информация направляется с приложением комплекта документов, содержащих соответствующие данные, подразделением в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров служебной запиской, содержащей необходимые сведения.
Начальник подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, рассматривает представленную подразделением ГУБК информацию и прилагаемые к ней материалы и в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после их получения, направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о наличии либо отсутствии оснований для проведения подготовительной работы.
Начальник (заместитель начальника) подразделения таможенного контроля после выпуска товаров вправе запросить у подразделения по направлениям деятельности ГУБК дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о проведении подготовительной работы или о назначении таможенной проверки.
При поступлении из ГУБК в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров данных, свидетельствующих о возможной утрате или подмене обнаруженных товаров, незаконно перемещенных на таможенную территорию Таможенного союза, а также коммерческих, транспортных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, срок рассмотрения поступивших материалов, проведения подготовительной работы и принятия решения о назначении внеплановой выездной таможенной проверки или о нецелесообразности ее проведения не должен превышать 3 (трех) рабочих дней после получения таких материалов.
Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в установленном порядке письменно информирует подразделение ГУБК, представившее сведения:
- о наличии либо об отсутствии оснований для проведения таможенной проверки в течение 10 рабочих дней со дня наложения соответствующей резолюции начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, на докладной записке о результатах проведенной подготовительной работы;
- о результатах проведения таможенной проверки в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта таможенной проверки начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.
В рамках взаимодействия при проведении подготовительной работы или при проведении таможенной проверки подразделение таможенного контроля после выпуска товаров направляет в подразделение ГУБК мотивированный запрос о представлении необходимых в целях проведения таможенной проверки сведений.
Запрос направляется в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о признаках подготавливаемого или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и (или) в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о возможном уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере.
Подразделение ГУБК в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, принимает меры, направленные на сбор необходимых материалов с целью формирования процессуальных доказательств, пресечения противоправной деятельности и создания условий для полноты собираемости таможенных платежей.
В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, признаков преступления должностное лицо подразделения ГУБК составляет рапорт об обнаружении признаков указанного преступления.
В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо подразделения по направлениям деятельности ГУБК направляет материалы, содержащие такие данные, в подразделение административных расследований для принятия мер.
Результаты таможенной проверки могут быть использованы подразделением по направлениям деятельности ГУБК в качестве доказательств о противоправной деятельности проверяемых лиц.