Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов в России в системе контроля после выпуска товаров




Анализ экономической ситуации в России свидетельствует о том, что бурное развитие ее внешнеэкономических связей, может привести к расширению сфер влияния организованных преступных групп и росту экономической преступности.

В ТК ТС сказано, что к основным задачам таможенных органов относится выявление, предупреждение и пресечение таможенных преступлений, и определено, что таможенные органы осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов.

Преступные схемы, используемые ОПГ и недобросовестными участниками ВЭД, постоянно совершенствуются. Наиболее часто используемыми схемами являются:

1) контрабандное перемещение автомобильным транспортом товаров через установленные пункты пропуска с их сокрытием от таможенного контроля, с использованием тайников, либо по неконтролируемым автодорогам;

2) использование двойного пакета документов;

3) недостоверное декларирование путем фальсификации таможенных документов, использованием поддельных штампов и печатей;

4)недоставка товаров по назначению;

5) ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования;

6) «ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении НДС и другие.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Практика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:

1) оперативно-розыскная деятельность по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

2) оперативно-розыскная деятельность по обеспечению собственной безопасности таможенных органов.

Таможенным органам, осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации. Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4) установление имущества, подлежащего конфискации.

 

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия — действия оперативно-розыскных органов по собиранию информации. Оперативно-розыскные мероприятия являются средствами сбора данной информации, это:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

3) поручение следователя, указания прокурора или определение суда;

4) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД;

3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

Помимо прав, таможенные органы имеют и определенные обязанности:

1. соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;

2. исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3. выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);

4. соблюдение правил конспирации.

Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.

Из этого правило возможны и исключения. Так, в нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки

ГУБК направляет в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров информацию, которая может свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства, что могло повлечь за собой неуплату или неполную уплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством.

Информация направляется:

1) в случае обеспечения возможности идентификации сведений о товарах, содержащихся в документах, представленных подразделением деятельности ГУБК со сведениями о товарах, заявленными при декларировании товаров, при условии установления фактического местонахождения лиц, у которых возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

2) в случае обнаружения данных об отсутствии в коммерческих документах на товары иностранного производства сведений о таможенном декларировании данных товаров либо отсутствие коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны при условии установления фактического местонахождения лица, во владении и (или) пользовании которого находятся (находились) незаконно ввезенные товары.

Информация направляется с приложением комплекта документов, содержащих соответствующие данные, подразделением в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров служебной запиской, содержащей необходимые сведения.

Начальник подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, рассматривает представленную подразделением ГУБК информацию и прилагаемые к ней материалы и в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после их получения, направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о наличии либо отсутствии оснований для проведения подготовительной работы.

Начальник (заместитель начальника) подразделения таможенного контроля после выпуска товаров вправе запросить у подразделения по направлениям деятельности ГУБК дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о проведении подготовительной работы или о назначении таможенной проверки.

При поступлении из ГУБК в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров данных, свидетельствующих о возможной утрате или подмене обнаруженных товаров, незаконно перемещенных на таможенную территорию Таможенного союза, а также коммерческих, транспортных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, срок рассмотрения поступивших материалов, проведения подготовительной работы и принятия решения о назначении внеплановой выездной таможенной проверки или о нецелесообразности ее проведения не должен превышать 3 (трех) рабочих дней после получения таких материалов.

Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в установленном порядке письменно информирует подразделение ГУБК, представившее сведения:

- о наличии либо об отсутствии оснований для проведения таможенной проверки в течение 10 рабочих дней со дня наложения соответствующей резолюции начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, на докладной записке о результатах проведенной подготовительной работы;

- о результатах проведения таможенной проверки в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта таможенной проверки начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.

В рамках взаимодействия при проведении подготовительной работы или при проведении таможенной проверки подразделение таможенного контроля после выпуска товаров направляет в подразделение ГУБК мотивированный запрос о представлении необходимых в целях проведения таможенной проверки сведений.

Запрос направляется в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о признаках подготавливаемого или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и (или) в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о возможном уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере.

Подразделение ГУБК в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, принимает меры, направленные на сбор необходимых материалов с целью формирования процессуальных доказательств, пресечения противоправной деятельности и создания условий для полноты собираемости таможенных платежей.

В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, признаков преступления должностное лицо подразделения ГУБК составляет рапорт об обнаружении признаков указанного преступления.

В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо подразделения по направлениям деятельности ГУБК направляет материалы, содержащие такие данные, в подразделение административных расследований для принятия мер.

Результаты таможенной проверки могут быть использованы подразделением по направлениям деятельности ГУБК в качестве доказательств о противоправной деятельности проверяемых лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: