Образовательная программа
Послевузовского профессионального образования – ординатура
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ«ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»
РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРАЛЬНЫМ СОВЕЩАНИЕМ Заведующий кафедрой глазных болезней, профессор, д.м.н. __________________А. Г. Щуко № протокола_______ «____» ________________ 2012 г. СОСТАВИТЕЛЬ: |
Доцент кафедрыглазных болезней,
к.м.н.
_____________________В. П. Маценко
Ассистенткафедрыглазных болезней
_____________________Л. С. Хлебникова
Иркутск
2012 г.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)» (зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2011 г. №22705)
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 г. №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2009 №14292)
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
Рецензенты:
Субботина М.В. – зав. кафедрой оториноларингологии, к.м.н.
Якимов А.П. – ИФ МНТК «МГ» зам. директора по лечебной работе, ассистент кафедры глазных болезней ИГМАПО, к.м.н.
|
В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры глазных болезней
____ ___________ 20_____ г. протокол №
Зав. кафедрой А. Г. Щуко
В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры глазных болезней
____ ___________ 20_____ г. протокол №
Заведующий кафедрой А. Г. Щуко
Пояснительная записка
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре по специальности «Офтальмология» является вариантом первичной специализации выпускников медицинских вузов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» или углублённой подготовки по специальности. В соответствии с федеральными государственными требованиями теоретическое обучение включает большой блок изучения дисциплины специальности.
В процессе обучения ординатор должен быть ознакомлен с должностными обязанностями врача-офтальмолога стационара и поликлиники, которые включают следующие положения.Получает информацию о заболевании, выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу. Разрабатывает схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений. Оформляет медицинскую документацию. Проводит анализ заболеваемости на своем участке и разрабатывает мероприятия по ее снижению. Проводит диспансеризацию и оценивает ее эффективность. Проводит санитарно-просветительную работу.организует и контролирует работу среднего медицинского персонала. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.
|
Врач-офтальмолог должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; общие вопросы организации офтальмологической помощи в Российской Федерации; организацию работы скорой и неотложной помощи; основы топографической анатомии глаза и зрительных путей; физиологию зрительного анализатора, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; причины возникновения патологических процессов в органе зрения, механизмы их развития и клинические проявления;физиологические механизмы поддержания гомеостаза в организме, возможные типы их нарушений и принципы компенсации у взрослых и детей; функциональные методы исследования в офтальмологии; вопросы асептики и антисептики в офтальмологии; приемы и методы обезболивания при офтальмологических операциях; основы фармакотерапии в офтальмологии; особенности действия лекарственных препаратов у лиц пожилого и детского возраста; основы радиологии, иммунобиологии;клиническую симптоматику основных заболеваний органа зрения взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в офтальмологии; принципы подготовки больных к операции и ведение послеоперационного периода; основы диетического питания и диетотерапии, показания к применению; основы физиотерапии, показания к применению; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; показания к лучевой терапии и лазеркоагуляции;оснащение операционной, хирургический инструментарий; вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны; формы и методы санитарного просвещения; о территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; вопросы связи заболеваний органов зрения с профессией; вопросы организации медико-социальной экспертизы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.
|
Обучение проводиться на базе кафедры глазных болезнейКлиники
ИГМУ и глазного отделения Ивано-Матренинской детской клинической больницы.
Цель изучения дисциплины: подготовка специалистов по офтальмологии, готовых к самостоятельной работе – раннему выявлению, диспансеризации, лечению и профилактике глазных заболеваний с учетом практических потребностей здравоохранения.
Ординатор должен знать:
1. Принципы организации офтальмологической помощи в Российской Федерации;
2. Клиническую симптоматику, этиологию и патогенез глазных заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в офтальмологической клинике;
3. Основы фармакотерапии в клинике глазных болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
4. Основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
5. Организацию мониторинга побочных и нежелательных эффектов лекарственных средств, случаев отсутствия терапевтического эффекта в Российской Федерации;
6. Противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
7. Вопросы медико-социальной экспертизы при глазных болезнях;
8. Вопросы организации диспансерного наблюдения за здоровыми и больными;
9. Вопросы профилактики;
10. Формы и методы санитарно-просветительной работы;
11. Принципы организации медицинской службы гражданской обороны.
Ординатор должен уметь:
1. Получать информацию о заболевании, проводить обследование, выявлять общие и специфические признаки заболевания.
2. Оценивать тяжесть состояния больного, применять необходимые меры для выведения больных из этого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия.
3. Определять необходимость специфических методов исследования (лабораторных, рентгенологических, лучевых, функциональных).
4. Определять показания к госпитализации и организовать её.
5. Определять план и тактику ведения больных с различнойофтальмопатологией, назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия.
6. Организовывать консультацию больного другими специалистами, осуществлять консультацию больных с подозрением на офтальмологическое заболевание.
7. Осуществлять раннее выявление и диагностику офтальмопатологии.
8. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия.
9. Определять нетрудоспособность больного: временную, стойкую; направлять на экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности.
10. Осуществлять мероприятия по реабилитации больных.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«ОТАЛЬМОЛОГИЯ»
№ п/п | Наименование разделов | Трудоёмкость в ЗЕ | Всегочасов | втомчисле | Формаконтроля | |||||
лекции | практическиезанятия | самостоятельнаяработа | ||||||||
1-й год | 2-ой год | 1-й год | 2-ой год | 1-й год | 2-ой год | |||||
1. | Основы организации офтальмологической помощи в Российской Федерации | 1,17 | зачет | |||||||
2. | Теоретические вопросы офтальмологии | 2,67 | зачет | |||||||
3. | Методы исследования офтальмологического больного | 1,83 | зачет | |||||||
4. | Вопросы рефракции | 2,22 | - | зачет | ||||||
5. | Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов | 2,06 | зачет | |||||||
6. | Заболевания роговой оболочки глаза | 2,31 | зачет | |||||||
7. | Заболевания сосудистой оболочки | 2,56 | зачет | |||||||
8. | Заболевания хрусталика | 2,61 | зачет | |||||||
9. | Глаукомы | 3,83 | зачет | |||||||
10. | Заболевания сетчатки и стекловидного тела | 3,94 | зачет | |||||||
11. | Травма органа зрения | 1,78 | зачет | |||||||
12. | Поражение органа зрения при общих заболеваниях | 2,42 | зачет | |||||||
13. | Офтальмоонкология | 2,5 | зачет | |||||||
14. | Методы лечения офтальмологических больных | 2,11 | зачет | |||||||
Итого |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименованиеразделов и тем | втомчисле | Формы контроля | ||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
1 | 2 | 7 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Основы организации офтальмологической помощи в Российской Федерации | Тест | |||||
1.1 | Краткая история становления офтальмологической службы в стране и Иркутской области | - | |||||
1.2 | Порядок оказания офтальмологической помощи в РФ | ||||||
1.3 | Медицинская психология и деонтология в практике врача - офтальмолога | ||||||
1.4 | Медико-социальная экспертиза и трудовая реабилитация при глазных заболеваниях | ||||||
2. | Теоретические вопросыофтальмологии | Тест | |||||
2.1 | Офтальмология, ее место среди других дисциплин | ||||||
2.2 | Понятие об органе зрения. Причины и виды слепоты | ||||||
2.3 | Физиология органа зрения | ||||||
2.4 | Зрительные функции и их возрастная динамика | ||||||
2.5 | Бинокулярное зрение | ||||||
2.6 | Нарушение глазодвигательного аппарата | ||||||
2.7 | Амблиопия. Виды, методы лечения | ||||||
3. | Методы исследования офтальмологического больного | Тест | |||||
3.1 | Основные методы исследования | ||||||
3.2 | Дополнительные методы исследования | ||||||
4. | Вопросы рефракции | Тест | |||||
4.1 | Оптическая система глаза. Понятие о физической и клинической рефракции. | ||||||
4.2 | Виды клинической рефракции иее коррекция | ||||||
4.3 | Близорукость. Классификация. Осложнения. Современные методы лечения | ||||||
4.4 | Аккомодация. Виды и ее нарушения. | ||||||
4.5 | Астигматизм, виды, коррекция. | ||||||
4.6 | Методы иследования рефракции у детей, подбор и пропись очков. Вопросы гигиены зрения. | ||||||
5. | Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов | Тест | |||||
5.1 | Заболевания век. | ||||||
5.2 | Заболевания слезных органов. Дакриоциститы. Диагностика. Лечение | ||||||
5.3 | Конъюнктивиты. Диагностика, лечение | ||||||
5.4 | Синдром «красного глаза» | ||||||
5.5 | Синдром «сухого глаза» | ||||||
6. | Заболевания роговой оболочки глаза | Тест | |||||
6.1 | Патология роговицы. Аномалии развития | ||||||
6.2 | Кератиты. Диагностика, лечение. | ||||||
6.3 | Дистрофии роговицы | ||||||
6.4 | Исходы кератитов. Кератопластика. Кератопротезирование | ||||||
7. | Заболевания сосудистой оболочки глаза | Тест | |||||
7.1 | Увеиты. Этиопатогенез | ||||||
7.2 | Увеиты. Классификация. Диагностика | ||||||
7.3 | Лечение увеитов | ||||||
8. | Заболевания хрусталика | Тест | |||||
8.1 | Катаракта. Классификация | ||||||
8.2 | Методы обследования больных с катарактой | ||||||
8.3 | Виды хирургического лечения катаракты. Афакия. Признаки. Коррекция. Артифакия | ||||||
8.4 | Осложнения хирургии катаракты | ||||||
9. | Глаукомы | Тест | |||||
9.1 | Внутриглазное давление. Гидростатика. Гидродинамика. Гониоскопия | ||||||
9.2 | Глаукома. Этиопатогенез. Классификация. Клиника первичной глаукомы | ||||||
9.3 | Вторичная глаукома | ||||||
9.4 | Методы лечения глаукомы | ||||||
9.5 | Вопросы раннего выявления, профилактики, диспансеризации глаукомы | ||||||
9.6 | Псевдоэксфолиативный синдром | ||||||
10. | Заболевания сетчатки и стекловидного тела | Тест | |||||
10.1 | Патология стекловидного тела | ||||||
10.2 | Дистрофические заболевания сетчатки | ||||||
10.3 | Абиотрофии сетчатки | ||||||
10.4 | Патология макулярной области. Возрастная макулярная дегенерация | ||||||
10.5 | Воспалительные заболевания зрительного нерва | ||||||
10.6 | Ишемическая нейропатия | ||||||
10.7 | Отслойка сетчатки | ||||||
11. | Травма органа зрения | Тест | |||||
11.1 | Травма органа зрения | ||||||
11.2 | Ожоги глаз | ||||||
11.3 | Симпатическая офтальмия | ||||||
12. | Поражение органа зрения при общих заболеваниях | Тест | |||||
12.1 | Диабетическая ретинопатия | ||||||
12.2 | Эндокринная офтальмопатия | ||||||
12.3 | Гипертоническая ангиопатия | ||||||
12.4 | Ретинопатия недоношенных | ||||||
12.5 | Токсикоз беременных | ||||||
12.6 | Гипоксия и ее значение в патогенезе заболевания | ||||||
12.7 | Острая сосудистая патология. | ||||||
13. | Офтальмоонкология | Тест | |||||
13.1 | Гистогенез внутриглазных новообразований | ||||||
13.2 | Классификация внутриглазных опухолей | ||||||
13.3 | Новообразования радужной оболочки и цилиарного тела | ||||||
13.4 | Новообразования хориоидеи | ||||||
13.5 | Новообразования сетчатой оболочки. Ретинобластома | ||||||
13.6 | Органосохраняющее лечение внутриглазных опухолей | ||||||
14. | Методы лечения офтальмологических больных | Тест | |||||
14.1 | Медикаментозное лечение глазных заболеваний | ||||||
14.2 | Лазеры в офтальмологии | ||||||
14.3 | Хирургическое лечение глазных заболеваний | ||||||
14.4 | Физиотерапия в офтальмологии | ||||||
Экзамен | |||||||
Итого: | |||||||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫКУРСА
(лекции)