государственности XVIII–XIX веков




1. Война за независимость североамериканских колоний (1775–1783 гг.).

2. Декларация независимости 1776 года.

3. Конфедерация 1781 года;

4. Необходимость перехода от конфедерации к федерации. Конституция США 1787г., ее теоретические принципы и история образования.

5. Билль о правах 1791 года.

6. Война между Югом и Севером 1861–1865годов.

7. Второй цикл поправок к Конституции США.


МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

 
 

Война за независимость североамериканских колоний (1775–1783 гг.). В начале XVII в. на атлантическом побережье Северной Америки была осно­вана первая английская колония. Позже было основано еще 12 коло­ний. Колонисты, истребляя индейцев, захватывали их земли. В южной группе колоний широко использовался труд рабов-афри­канцев. Здесь господствовали потомки английской аристократии – плантаторы-рабовладельцы. В Новой Англии (так называлась груп­па северных колоний) основную часть населения составля­ли фермеры и ремесленники. Колонисты считали себя свободными подданными английского короля и почти во всех колониях действо­вали выборные законодательные собрания. Но правительство Анг­лии рассматривало колонии лишь как сырьевой придаток и рынок сбыта для товаров из метрополии, проводило политику грабежа колоний, что сдерживало их промышленное развитие.

 

Декларация независимости. К сере­дине XVII века между Англией и американскими колониями резко обо­стрились противоречия. Американцы начали массовые выступле­ния против налоговой таможенной политики метрополии. В 1774 году представители колоний направили петицию королю, в которой просили прекратить политику притеснений. В ответ английское правительство начало военные действия. В мае 1775 года на 2-м конти­нентальном конгрессе представителей колоний было принято решение о создании армии, главнокомандующим которой стал Дж. Вашингтон. В основу про­граммных документов американской революции легла идея борь­бы с государственной властью, попирающей права человека. Эта идея была сформулирована в Декларации прав штата Вирджиния (12 июня 1776 г.), в Декла­рации независимости США (4 июля 1776 г.). В последнем доку­менте объявлялось о независимости Соединенных Штатов Америки, об окончательном разрыве с Англией, о возможности отделения и образо­вания самостоятельного государства посредством реализации естествен­но-правовой теории и принципа национального суверенитета.

Образование конфедерации

В 1781 году конгресс из представи­телей штатов принял первый конституционный документ, получив­ший название «Статьи конфедерации». Согласно этому документу штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Амери­ки), но каждый штат сохранял свою независимость и все права, кро­ме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каж­дый штат при решении вопросов в Конгрессе имел один голос. В период между сессиями Конгресса его полномочия были возложены на Комитет штатов, в который вошли по одному делегату от каждого штата. Таким образом, был создан союз государств – конфедера­ция, а не единое государство. В 1783 году Англия признала независи­мость США. Экономические и другие обстоятельства (захват новых земель, усиление военной мощи государства, необходимой для обо­роны, необходимость внутреннего спокойного развития штатов) спо­собствовали изменению умонастроения правящих кругов относитель­но будущего государственного устройства США и понимания необ­ходимости создания единого государства.

Конституция 1787 года. В 1787 году в Филадельфии 55 делегатов из 12 штатов в течение 4-х месяцев разработали Конституцию, которая в главных своих положениях функционирует и в настоящее время. Те­оретической основой для Конституции явилась теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. По этой теории, которая наиболее полно изложена и обоснована французс­ким ученым Ш. Монтескье, следует, что разделение властей может предотвратить узурпацию государственной властипутем учреждения относительно самостоятельных, уравновеши­вающих и взаимоконтролирующих друг от друга государственных властей. Конг­ресс США осуществлял законодательную власть. Президент возглав­лял исполнительную власть. Верховный суд США и судебная систе­ма страны представляли судебную власть. В то же время для предотвращения возможной узурпации законодательной власти был введен двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Палата представителей избиралась на 2 года, сенаторы – на 6 лет, чтобы исключить возможность временного безвластия. Президент получал полномочия на 4 года. Должность члена Верховного суда была объявлена пожизненной. По Конституции, устанавливалось федеративное устройство государства и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Билль о правах 1791 года. ВКонституции ничего не говорилось о неотъемлемых правах человека, о праве граждан на защиту от преступных посягательств со стороны третьих лиц. Боль­шинство американцев желали закрепления своих прав на конституционном уровне. Данное требование было реализовано в 1791 году, когда в силу вступил Билль о правах США.

Этот правовой акт представляет собой первый цикл поправок к Конституции США, содержащий перечень буржуазно-демократических свобод. Основная идея первых 10 поправок состоит в признании естественных и политических прав граждан (права на жизнь, безопасность, обращение к правитель­ству с просьбой о прекращении злоупотреблений и др.), а также недопу­стимости принятия законов, нарушающих эти права и свободы. Признава­лась недопустимость привлечения граждан к уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания без решения суда. Вводился суд присяжных и подсудимому предоставлялись широкие процессуаль­ные права на защиту от обвинения. Таким образом, был создан опти­мальный вариант государственного строя США.

Государство США в конце XVIII – начале XX века. Под руководством первого Президента США Дж. Вашингтона были созданы первые департаменты (министерства): военный, фи­нансовый, иностранных дел. В каждом штате имелось свое законо­дательное собрание и губернатор.

Судебная система США состояла из двух параллельно функциони­рующих структур: федерации и отдельных штатов. По Конституции США, каждый штат имел право устанавливать свою судебную систе­му, которая состояла из: 1) местных судов, в компетенцию которых входило рассмотрение мелких гражданских и малозначительных уго­ловных дел; 2) судов первой инстанции, которые рассматривали бо­лее серьезные уголовные и гражданские дела в границах зако­нов штата; 3) верховного суда штата как апелляционной инстанции на решения и приговоры судов первой инстанции этого штата.

Об­щефедеральная судебная система состояла из: 1) окружного суда по гражданским и уголовным делам, рассмотрение которых проис­ходило на основе федеральных законов (государственная измена, контрабанда, шпионаж, гражданские споры, сторонами которых явля­ются граждане разных штатов и т.д.); 2) апелляционного суда (одно­го на несколько окружных судов) по решениям и приговорам окруж­ных судов; 3) Верховного суда США – высшего судебного органа страны. Последний одновременно выступает как суд первой инстанции в отношении ряда дел (например, о преступлениях высших дол­жностных лиц) и является высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим федеральным судам. Но Верховный суд США не имел полномочий пересматривать дела, рассмотренные судами штатов, за исключением тех дел, которые затрагивают принци­пиальные вопросы по федеральному законодательству. В начале XIX века после судебного прецедента Верховный суд США приобрел право проверки законов и указов на их соответствие Конституции, что по существу означало наделение этого органа правом конституционно­го надзора и толкования законов.

Увеличение числа штатов. Ордонанс 1787 года определил поря­док создания новых штатов. Конгресс США объявлял автономной территорию, когда ее население достигало определенной численно­сти. В дальнейшем автономия получала право на преобразование в штат при условии республиканской формы правления. К началу XX века число штатов составило 48.

Создание партий. В 1828 году в США создается партия, получив­шая название демократической. Она опиралась на разнородные соци­альные силы. В середине XIX века рабовладельцы-южане стали задавать тон в партии. В 1854 году возникла республиканская партия, также нео­днородная в социальном плане, но тяготевшая к северянам. В респуб­ликанской партии образовалось два направления: правое (крупная го­родская и сельская буржуазия) и либерально-демократическое (мел­кие предприниматели, фермеры и радикальная часть промышленной буржуазии). К 50-м годам XIX века почти во всех штатах вводится всеоб­щее мужское избирательное право, во всех штатах отменяется зна­чительная часть имущественных цензов для занятия должностей.

Гражданская война и ее последствия. К середине XIX века про­изошло обострение отношений между северными и южными штата­ми. В 1860 году президентом США стал представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн, вы­ступавший за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных штатов объявили об отделении южных штатов и образовании независимого го­сударства – Конфедерации южных штатов. Начались военные дей­ствия. На первых порах успех сопутствовал южанам. Президент Лин­кольн подписал закон, согласно которому каждый желающий мог получить земельный участок в 160 акров (1 акр – 4047 м2), и ликвидировал рабство. Эти меры и личные усилия президента привели в конечном счете к успеху армии северян, и к весне 1865 года войска южан были разгромлены.

После окончания гражданской войны негры были объявлены лично свободными, но не получали земли и политических прав. Мятежными штатами Юга руководила администрация, которая ру­ководствовалась 14-й поправкой к Конституции (1868 года) о равенстве перед законом всех граждан США, за исключением индейцев и вре­менно ограниченных в правах участников мятежа. В 1870 году согласно 15-й поправки в Конституцию предоставлялись избирательные права всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи. Военное управление отменялось в южном штате лишь после принятия им 15-й поправки. Положение негров было значительно улучшено, но быв­шие рабовладельцы, лишившиеся государственной власти, сохрани­ли большую часть земли, и, следовательно, экономическую власть, широко использовали внесудебную расправу (суды Линча). Большин­ство негров вынуждены были превратиться в арендаторов-издоль­щиков. В дальнейшем в южных штатах были приняты законы о ра­совой сегрегации. Например, вводилось раздельное обучение «белых» и «черных», и применялись другие формы расовой дискриминации. Вер­ховный суд США признал эти законы соответствующими Конститу­ции. Победа Севера над Югом оказала мощное стимулирующее воз­действие на хозяйственную активность страны. К 1890 г. США ста­новятся первой промышленной державой мира.

 

Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с пятой статьей Конституции

Поправка I

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное исповеда­ние; либо ограничивающего свободу слова и печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петици­ями об удовлетворении жалоб.

Поправка II

Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться.

Поправка III

Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом.

Поправка IV

Право народа на гарантии неприкосновенности личного жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе, как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.

Поправка V

Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время войны или опасности, угрожаю­щей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.

Поправка VI

При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата или округа, в котором преступление совершено; причем территория такого округа должна быть определена законом заранее; при этом обвиняемый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и помощь адвоката для своей защиты.

Поправка VII

По всем искам, основанным на общем праве, в которых цена оспариваемого иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и ни один факт, рассмотренный судом присяжных, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как в соответствии с нормами общего права.

Поправка VIII

Чрезмерные залоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не должны назначаться.

Поправка IX

Перечисление в Конституции определенных прав не должны толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

Поправка Х

Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом.

Поправка XI

Судебная власть Соединенных Штатов не должна распространяться на какое-либо исковое производство, основанное на общем праве или праве справедливости, которое возбуждено либо ведется против одного из штатов гражданами другого штата либо гражданами или подданными какого-либо иностранного государства.

Поправка XII

Выборщики собираются по своим штатам и голосуют по бюллетеням за Президента и Вице-президента, которые не должны быть жителями одного штата; выборщики в своих бюллетенях ука­зывают лицо, за которое они голосуют как за Президента и в отдельных бюллетенях лицо, за которое они голосуют как за вице-президента, и они же составляют отдельные списки всех лиц, за которых голосовали как за Президента, и всех лиц, за которых голосовали как за вице-президента, с указанием числа голосов, поданных за каждое из них; эти списки выборщики подписывают, удостоверяют и направляют в опечатанном виде в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя Председателя Сената; Председатель Сената в присутствии Сената и Палаты представителей вскрывает все удостоверенные списки, и после этого производит подсчет голосов; лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за него как за Президента, становится Президентом, если искомое число составляет большинство голосов всех на­значаемых выборщиков; если же ни одно лицо не получает такого большинства голосов, тогда из числа лиц по списку кандидатов в президенты, получивших наибольшее число голосов, но не более чем из трех, Палата представителей незамедлительно избирает Президента, голосуя посредством бюллетеней. Но при выборах Президента голосование проводится по штатам, и представительство от каждого штата имеет один голос; в этом случае кворум составляют члены Палаты представителей от двух третей штатов, и для избрания Президента необходимо большинство голосов всех штатов (и если Палата представителей, когда право выбора переходит к ней, не изберет Президента до четвертого дня следующего марта, тогда вице-президент будет исполнять обязанности Президента, как и в случаях смерти или иной конституционной неспособности президента). Лицо, получившее наибольшее число голосов, подан­ных за него как за вице-президента, становится вице-президентом, если искомое число составляет большинство голосов всех назначенных выборщиков, а если ни одно лицо не получит большинства голосов, тогда из двух кандидатов по списку, получивших наибольшее число голосов, Сенат избирает вице-президента; в этом случае кворум составляют две трети всех сенаторов, и для избрания вице-президента необходимо большинство голосов всех сенаторов. Но ни одно лицо, не подлежащее согласно конституционным требованиям избранию на должность Президента, не должно быть избрано на должность вице-президента Соединенных Штатов.

(Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993).

 

Тестовые задания к теме

I. Выберете правильный ответ.

1.Основополагающий вклад в деле составления “Декларации независимости” США принадлежит:

а) Дж. Вашингтону;

б) Т. Джефферсону;

в) Т. Пейну;

г) А. Линкольну.

 

2. Укажите высшие органы власти и управления по Конституции США 1787 г.:

а) Король, Парламент, Кабинет министров;

б) Национальное собрание, Президент, Верховный суд;

в) Конгресс, Президент, Верховный суд;

г) Сенат, Законодательный корпус, Трибунат.

 

3. Укажите, в чем проявился антидемократический характер Американской конституции 1787 г.:

а) в закреплении республиканского строя;

б) в принципе «сдержек и противовесов»;

в) в узаконении рабства.

 

4. Укажите документы, принятые в ходе войны за независимость английских колоний в Северной Америке:

а) Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Конституция 1793 г.;

б) Декларация независимости 1776 г., Статьи конфедерации 1781 г.;

в) Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1689 г.;

г) Конституция 1787 г., Билль о правах 1791 г.

 

II. Раскройте содержание понятия:

а) «черное рабство» –…

б) «Миссурийский компромисс» – …

Второй уровень

I. Определите, какому понятию соответствует данное определение:

а) массовое общенациональное движение за отмену рабства в США, получившее распространение с начала 30-х гг. XIX в.

II. Установите последовательность событий:

· «Бостонское чаепитие»;

· Принятие Конгрессом «Статей конфедерации»;

· подписание Версальского мирного договора между США и Великобританией;

· избрание А. Линкольна на пост президента США;

· Первый континентальный конгресс представителей колоний в Филадельфии.

III.Обобщите:

а) патриоты и лоялисты – …;

б) свобода доступа к землям за Аллеганами, политическая независимость, свобода предпринимательской деятельности – …;

в) Президент США, Конгресс США, Верховный суд США –...;

г) «Закон о гомстедах», Прокламация об освобождении рабов, XIII поправка к Конституции США –...;

IV. Подтвердите или опровергните:

а) В Конституцию США за всю ее историю было внесено всего 26 поправок;

б) в работе Конституционного конвента, принявшего Конституцию США, участвовало 55 делегатов;

в) согласно «Статьям конфедерации» каждому штату в Конгрессе принадлежало от 2 до 7 голосов;

г) к началу войны за независимость в Северной Америке было 13 английских колоний.

Третий уровень

I. Решите казусы:

а) в штате Пенсильвания было принято решение о создании собственных вооруженных сил. Правомочно ли это решение? Обоснуйте свой ответ, используя текст Конституции США 1787 г.

б) житель Нью-Йорка был задержан в Вашингтоне в 1800 г. за ношение оружия. Правомерны ли действия полицейских?

 

II. Заполните таблицу: «Законодательная (политическая) деятельность континентальных конгрессов представителей колоний»

 

  Первый конгресс Второй конгресс Третий конгресс
Год созыва      
Причины созыва      
Принятые документы      
Итог работы      

Тема 3. Великая Французская революция 1789–1794 годов.

Последующее конституционное строительство во Франции

1. Начало буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

2. Конституции 1791 и 1793 годов. Первая республика во Франции.

3. Якобинская диктатура. Организация революционной власти.

4. Государственный строй империи Наполеона.

5. Установление второй и третьей республик.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Основной причиной революции послужи­ло острейшее противоречие между производительными силами и господствовавшими во Франции феодальными производственными отношениями. Промышленники, торговцы, купцы платили значитель­ные налоги. Торговле препятствовало множество внутренних тамо­жен. Внутренний рынок был крайне узок, поскольку обнищавшее крестьянство почти не покупало промышленных товаров. Из 26 млн французов 270 тыс. составляли привилегированные – 140 тыс. дво­рян и 130 тыс. священников, которые владели 3/5 французской зем­ли и почти не платили налогов. Основная масса налогов и сборов падала на крестьян.

В 1788 году во Франции произошел глубокий экономический кри­зис. Начались крестьянские волнения. В этих условиях правитель­ство вынуждено было созвать Генеральные штаты, которые не соби­рались более 150 лет, так как рассчитывало на их помощь в преодо­лении финансовых трудностей. Генеральные штаты состояли, как и ранее, из трех сословий. «Третье сословие» потребовало отмены старого порядка голосования при принятии решений раздельно по па­латам и введения голосования простым большинством голосов. Пра­вительство не согласилось с этим и попыталось разогнать Учреди­тельное собрание (так оно было объявлено депутатами). Народ Парижа поддержал собрание и 14 июля 1789 года взял штурмом коро­левскую крепость-тюрьму– Бастилию.

Конституционная монархия. Революция охватила всю страну. Руководящую роль в революции захватила буржуазия. На местах были созданы новые органы местного самоуправления – муниципалите­ты. Была создана Национальная гвардия – территориальное опол­чение. Крупная буржуазия финансировала созданные вооруженные силы и поставила своих людей на командные посты. Власть стала переходить к политической группировке, представлявшей интересы буржуазии и либеральных дворян. Они называли себя конституционалистами, потому что их идеалом была конституционная монархия. Учредительное собрание торжественно провозгласило «отмену фео­дализма», но это касалось второстепенных, так называемых личных феодальных прав. Собрание объявило конец цехового строя и равен­ство всех перед законом.

26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло важнейший документ – Декларацию прав человека и гражданина, состоявшую из 17 статей. Она была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозгласившего права свободных лю­дей. В статье 1 говорится: «Люди рождаются и остаются свобод­ными и равными в правах». В статье 2 указано, что верховная власть принадлежит народу. Но в то же время Франция оставалась монар­хией. В статье 3 провозглашалось: «Все, что не воспрещено зако­ном, то дозволено», т. е. провозглашается возможность делать все, что не причиняет вреда другому. В статье 4 говорится о равенстве граждан перед законом, всем в одинаковой степени открыт доступ к государственным должностям. Статьи 7 и 8 устанавливали два важ­ных принципа уголовного права: никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмот­ренных законом, и никто не может быть наказан иначе, чем это пря­мо предусмотрено законом. Статья 9 формулирует «презумпцию не­виновности», сомнения толкуются в пользу обвиняемого и бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Статья 16 Декларации при­знает конституционным лишь тот строй, в котором проведено разде­ление властей. Статья 17 объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное». В основу Декларации были поло­жены идеи естественно-правовых теорий. Декларировались прин­ципы демократического государственно-правового строя. Через че­тыре месяца после опубликования Декларации в декабре 1789 года. Уч­редительное собрание ввело имущественные и другие цензы. Все граждане делились на активных и пассивных. Из 26 млн французов активными стали лишь 4 млн. Таким способом буржуазия надеялась устранить народные массы от политической жизни.

Учредительное собрание приняло ряд законов, упразднивших многие средневековые институты: отменено сословное деление, уп­разднены внутренние таможни и др. Страна была поделена на 83 примерно равных департамента. Церковное имущество было передано нации, в том числе земли, которые были скуплены городской и сельской буржуазией. Было упразднено подчинение французской католической церкви Ватикану. Священников выбирали прихожане. Из компетенции церкви изымалось право регистрации актов граж­данского состояния. В аграрных отношениях Учредительное собра­ние пыталось сохранить основы сеньориальной собственности на землю. Сохранившиеся имущественные обязанности крестьян объяв­лялись приравненными «к обыкновенной ренте и поземельным по­винностям». В 1791 году в интересах предпринимателей собрание при­няло декрет, запрещающий рабочим объединение в союзы и прове­дение стачек. Формально были запрещены все корпорации, но на практике власть не препятствовала объединению буржуазии.

Конституция 1791 года. Сразу после принятия Декларации прав человека и гражданина Учредительное собрание создало особую комиссию, которая отбирала и систематизировала конституционные акты. Позже они легли в основу Конституции. 3 сентября 1791 года законопроект был принят собранием и подписан королем, который принес присягу на верность конституции. По конституции устанав­ливался государственный строй, основанный на принципах разделе­ния властей, утверждения национального суверенитета, пред­ставительного правления и ограничения власти монарха.

Национальное собрание, избранное на два года, становилось выс­шим законодательным органом государства, которое не могло быть распущено королем. Депутаты обладали правом неприкосновеннос­ти. В случае совершения депутатом уголовного преступления для привлечения его к ответственности необходимо было получить согласие Национального собрания. К компетенции Наци­онального собрания, прежде всего, относилось принятие законов. Король утверждал принятый Собранием закон, но имел право отла­гательного вето. Национальное собрание решало следующие вопро­сы: издавало постановления о численности и составе вооруженных сил, объявляло войны, ежегодно составляло и утверждало бюд­жет, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходованием государствен­ных средств, учреждало и упраздняло государственные должнос­ти, возбуждало уголовное преследование в отношении лиц, подо­зреваемых в заговоре против безопасности государства, ратифицировало договора с иностранными государствами.

Король осуществлял исполнительную власть. Он назначал мини­стров, возглавлял вооруженные силы, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Была введена контрасигнатура, т.е. распоряжения короля приобретали законную силу после подписания их соответствующим министром, который и отвечал за принятое решение. На местах управление осуществляли выборные органы, которыми руководили соответствующие министры. Судьи выбирались на определенный срок и являлись носителя­ми судебной власти. Был учрежден суд присяжных для рассмотре­ния уголовных дел. Также были созданы Верховный и кассацион­ный суды. Для смещения судьи предусматривался судебный порядок в случае совершения им преступления по должности.

В выборах депутатов Национального собрания могли принимать участие лишь активные граждане, которых насчитывалось в силу различных цензовых ограничений примерно 4,3 млн человек. В кон­ституции нашли свое отражение принципы национального сувере­нитета и представительного правления. «Суверенитет принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть наро­да, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление», так было провозглашено в конституции. Король не стоял над народом, а подчинялся конституционному закону и утверждался по воле нации. Было введено новое правовое понятие нации как единой общности формально равноправных граждан. В конституции было введено понятие представительного правления. «Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер пред­ставительный: представителями являются законодательный корпус и король» – указано в разд. 3, п.2. Нация уполномочивает представи­телей осуществлять принадлежащую ей власть. По конституции, за­конодательная деятельность считалась объективизацией некой об­щей публичной воли, а избранный депутат представлял и являлся властью не его избирателей, а всей нации. Депутаты юридически не являлись ответственными перед избирателями и были независимы от них. Депутат не мог быть отозван своими избирателями. Единственным способом воздействия на него была угроза его возможного не избра­ния на следующий срок. К концу 1791 года завершилось формирование конституционных институтов и компромисс между крупной буржуазией и дворянством воплотился в конституционном разделении вла­стей. По мнению большинства депута­тов, которые были настроены консервативно, революция была закончена. Крестьяне и горожане были недовольны принятыми законами и мерами правительства и вели борьбу за свои права. В то же время усилило свою деятельность монархически настроенное дворянство. В этих условиях конститу­ция, предназначенная для стабильного общественно-политического строя, не могла быть реализована.

Политические группировки. Обострение борьбы вызвало раз­межевание политических сил в стране. Для объединения единомыш­ленников стали создаваться клубы. Большое значение приобрели парижские клубы, которые имели свои отделения в провинциальных городах. В 1791 году во Франции были созданы три основные группи­ровки: фельяны – представители крупной конституционно-монар­хической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты – в основном представляли торгово-промышленную провинциальную среднюю буржуазию; якобинцы – представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.

Жирондистская республика. В 1792 году оформилась антифран­цузская военная коалиция крупнейших европейских монархий, ко­торые хотели военного разгрома Франции и восстановления старых порядков. Король и дворяне оказались в центре заговора и рассчиты­вали на иностранное вторжение. 10 августа 1792 года образовалась так называемая повстанческая Парижская коммуна, большинство в ко­торой составляли якобинцы. В ночь на 10 августа 1792 года штурмом был взят королевский дворец, и правление фельянов закончилось. Король Людовик XVI был арестован. Законодательное собрание объя­вило его отречение от престола и постановило заключить в тюрьму. Режим конституционной монархии рухнул. В Законодательном со­брании жирондисты оказались самой влиятельной группировкой. Под давлением Коммуны Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального конвента. Было отменено деление граждан на активных и пассивных, приня­то решение о новых выборах в муниципалитеты и суды на основе нового избирательного права. Парижская коммуна учредила Чрез­вычайный уголовный трибунал. Законодательное собрание образо­вало Временный исполнительный совет. В сентябре 1792 года были проведены выборы в Конвент. Всего было избрано 783 депутата, из них примерно 200 жирондистов и 100 якобинцев. Большинство де­путатов не принадлежали к определенным группировкам и прини­мали решения в зависимости от складывавшейся политической конъ­юнктуры. Конвент отменил конституцию 1791 года. В то же время в де­ревне не были полностью ликвидированы феодальные отношения, усилились крестьянские волнения, армии врагов подходили к грани­цам страны – т.е. положение стало критическим.

Якобинская республика. 2 июня 1793 года правительство жирондистов было свергнуто вооруженными гражданами, возглавляемыми повстанческим комитетом Парижской коммуны. В Конвенте теперь доминировали якобинцы. Был принят ряд важных декретов: о льгот­ной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель, о разделе общинных земель между жителями общины, ликви­дированы все оставшиеся феодальные права. Значительная часть кре­стьян превратилась в мелких земельных собственников.

Конституция 1793 года была принята Конвентом 24 июня 1793 года. В конституции нашли свое воплощение государственно-правовые взгляды якобинцев Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и других, сформировавшихся под влиянием учения Руссо о демок­ратической республике и эгалитаристских идеях. Эгалитаризм в их понимании предполагал политическое равенство, а также пре­одоление чрезмерного имущественного неравенства при сохране­нии частной собственности.

Декларация прав человека и гражданина 1793 года воспро­изводила основные положения Декларации 1789 года, но отличалась боль­шим демократизмом, революционностью. Как и Руссо, якобинцы при­знавали юридическое равенство в полном объеме и отвергали деле­ние граждан на активных и пассивных. В то же время якобинцы выступали против концентрации богатства в руках немногих. В Дек­ларации указано, что правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, а именно: право на равенство, свободу, безопасность и собственность. «...Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих». Утверждалось верховенство закона – «Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не пога­шается давностью и неотчуждаем», т.е. утверждалось, что народный суверенитет не может быть передан какому-либо одному лицу или группе лиц. В Декларации утверждался принцип законности.

Конституционный акт 1793 года конкретизировал черты государствен­ного устройства страны. Подтверждалось установление республики, устанавливалось всеобщее избирательное право, которое предоставля­лось каждому французскому гражданину по достижении им 21 года. В статье 4 Акта предусматривались случаи получения французского граж­данства иностранцами (например, женившийся на француженке или усыновивший ребенка). Законодательный корпус (Национальное собра­ние), состоявший из одной палаты, объявлялся законодательной влас­тью. Он избирался на один год. Была введена законодательная плебис­цитарная система, согласно которой пре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: