1. Война за независимость североамериканских колоний (1775–1783 гг.).
2. Декларация независимости 1776 года.
3. Конфедерация 1781 года;
4. Необходимость перехода от конфедерации к федерации. Конституция США 1787г., ее теоретические принципы и история образования.
5. Билль о правах 1791 года.
6. Война между Югом и Севером 1861–1865годов.
7. Второй цикл поправок к Конституции США.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
![]() |
Война за независимость североамериканских колоний (1775–1783 гг.). В начале XVII в. на атлантическом побережье Северной Америки была основана первая английская колония. Позже было основано еще 12 колоний. Колонисты, истребляя индейцев, захватывали их земли. В южной группе колоний широко использовался труд рабов-африканцев. Здесь господствовали потомки английской аристократии – плантаторы-рабовладельцы. В Новой Англии (так называлась группа северных колоний) основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Колонисты считали себя свободными подданными английского короля и почти во всех колониях действовали выборные законодательные собрания. Но правительство Англии рассматривало колонии лишь как сырьевой придаток и рынок сбыта для товаров из метрополии, проводило политику грабежа колоний, что сдерживало их промышленное развитие.
Декларация независимости. К середине XVII века между Англией и американскими колониями резко обострились противоречия. Американцы начали массовые выступления против налоговой таможенной политики метрополии. В 1774 году представители колоний направили петицию королю, в которой просили прекратить политику притеснений. В ответ английское правительство начало военные действия. В мае 1775 года на 2-м континентальном конгрессе представителей колоний было принято решение о создании армии, главнокомандующим которой стал Дж. Вашингтон. В основу программных документов американской революции легла идея борьбы с государственной властью, попирающей права человека. Эта идея была сформулирована в Декларации прав штата Вирджиния (12 июня 1776 г.), в Декларации независимости США (4 июля 1776 г.). В последнем документе объявлялось о независимости Соединенных Штатов Америки, об окончательном разрыве с Англией, о возможности отделения и образования самостоятельного государства посредством реализации естественно-правовой теории и принципа национального суверенитета.
Образование конфедерации
В 1781 году конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название «Статьи конфедерации». Согласно этому документу штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Америки), но каждый штат сохранял свою независимость и все права, кроме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов в Конгрессе имел один голос. В период между сессиями Конгресса его полномочия были возложены на Комитет штатов, в который вошли по одному делегату от каждого штата. Таким образом, был создан союз государств – конфедерация, а не единое государство. В 1783 году Англия признала независимость США. Экономические и другие обстоятельства (захват новых земель, усиление военной мощи государства, необходимой для обороны, необходимость внутреннего спокойного развития штатов) способствовали изменению умонастроения правящих кругов относительно будущего государственного устройства США и понимания необходимости создания единого государства.
Конституция 1787 года. В 1787 году в Филадельфии 55 делегатов из 12 штатов в течение 4-х месяцев разработали Конституцию, которая в главных своих положениях функционирует и в настоящее время. Теоретической основой для Конституции явилась теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. По этой теории, которая наиболее полно изложена и обоснована французским ученым Ш. Монтескье, следует, что разделение властей может предотвратить узурпацию государственной властипутем учреждения относительно самостоятельных, уравновешивающих и взаимоконтролирующих друг от друга государственных властей. Конгресс США осуществлял законодательную власть. Президент возглавлял исполнительную власть. Верховный суд США и судебная система страны представляли судебную власть. В то же время для предотвращения возможной узурпации законодательной власти был введен двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Палата представителей избиралась на 2 года, сенаторы – на 6 лет, чтобы исключить возможность временного безвластия. Президент получал полномочия на 4 года. Должность члена Верховного суда была объявлена пожизненной. По Конституции, устанавливалось федеративное устройство государства и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.
Билль о правах 1791 года. ВКонституции ничего не говорилось о неотъемлемых правах человека, о праве граждан на защиту от преступных посягательств со стороны третьих лиц. Большинство американцев желали закрепления своих прав на конституционном уровне. Данное требование было реализовано в 1791 году, когда в силу вступил Билль о правах США.
Этот правовой акт представляет собой первый цикл поправок к Конституции США, содержащий перечень буржуазно-демократических свобод. Основная идея первых 10 поправок состоит в признании естественных и политических прав граждан (права на жизнь, безопасность, обращение к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений и др.), а также недопустимости принятия законов, нарушающих эти права и свободы. Признавалась недопустимость привлечения граждан к уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания без решения суда. Вводился суд присяжных и подсудимому предоставлялись широкие процессуальные права на защиту от обвинения. Таким образом, был создан оптимальный вариант государственного строя США.
Государство США в конце XVIII – начале XX века. Под руководством первого Президента США Дж. Вашингтона были созданы первые департаменты (министерства): военный, финансовый, иностранных дел. В каждом штате имелось свое законодательное собрание и губернатор.
Судебная система США состояла из двух параллельно функционирующих структур: федерации и отдельных штатов. По Конституции США, каждый штат имел право устанавливать свою судебную систему, которая состояла из: 1) местных судов, в компетенцию которых входило рассмотрение мелких гражданских и малозначительных уголовных дел; 2) судов первой инстанции, которые рассматривали более серьезные уголовные и гражданские дела в границах законов штата; 3) верховного суда штата как апелляционной инстанции на решения и приговоры судов первой инстанции этого штата.
Общефедеральная судебная система состояла из: 1) окружного суда по гражданским и уголовным делам, рассмотрение которых происходило на основе федеральных законов (государственная измена, контрабанда, шпионаж, гражданские споры, сторонами которых являются граждане разных штатов и т.д.); 2) апелляционного суда (одного на несколько окружных судов) по решениям и приговорам окружных судов; 3) Верховного суда США – высшего судебного органа страны. Последний одновременно выступает как суд первой инстанции в отношении ряда дел (например, о преступлениях высших должностных лиц) и является высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим федеральным судам. Но Верховный суд США не имел полномочий пересматривать дела, рассмотренные судами штатов, за исключением тех дел, которые затрагивают принципиальные вопросы по федеральному законодательству. В начале XIX века после судебного прецедента Верховный суд США приобрел право проверки законов и указов на их соответствие Конституции, что по существу означало наделение этого органа правом конституционного надзора и толкования законов.
Увеличение числа штатов. Ордонанс 1787 года определил порядок создания новых штатов. Конгресс США объявлял автономной территорию, когда ее население достигало определенной численности. В дальнейшем автономия получала право на преобразование в штат при условии республиканской формы правления. К началу XX века число штатов составило 48.
Создание партий. В 1828 году в США создается партия, получившая название демократической. Она опиралась на разнородные социальные силы. В середине XIX века рабовладельцы-южане стали задавать тон в партии. В 1854 году возникла республиканская партия, также неоднородная в социальном плане, но тяготевшая к северянам. В республиканской партии образовалось два направления: правое (крупная городская и сельская буржуазия) и либерально-демократическое (мелкие предприниматели, фермеры и радикальная часть промышленной буржуазии). К 50-м годам XIX века почти во всех штатах вводится всеобщее мужское избирательное право, во всех штатах отменяется значительная часть имущественных цензов для занятия должностей.
Гражданская война и ее последствия. К середине XIX века произошло обострение отношений между северными и южными штатами. В 1860 году президентом США стал представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн, выступавший за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных штатов объявили об отделении южных штатов и образовании независимого государства – Конфедерации южных штатов. Начались военные действия. На первых порах успех сопутствовал южанам. Президент Линкольн подписал закон, согласно которому каждый желающий мог получить земельный участок в 160 акров (1 акр – 4047 м2), и ликвидировал рабство. Эти меры и личные усилия президента привели в конечном счете к успеху армии северян, и к весне 1865 года войска южан были разгромлены.
После окончания гражданской войны негры были объявлены лично свободными, но не получали земли и политических прав. Мятежными штатами Юга руководила администрация, которая руководствовалась 14-й поправкой к Конституции (1868 года) о равенстве перед законом всех граждан США, за исключением индейцев и временно ограниченных в правах участников мятежа. В 1870 году согласно 15-й поправки в Конституцию предоставлялись избирательные права всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи. Военное управление отменялось в южном штате лишь после принятия им 15-й поправки. Положение негров было значительно улучшено, но бывшие рабовладельцы, лишившиеся государственной власти, сохранили большую часть земли, и, следовательно, экономическую власть, широко использовали внесудебную расправу (суды Линча). Большинство негров вынуждены были превратиться в арендаторов-издольщиков. В дальнейшем в южных штатах были приняты законы о расовой сегрегации. Например, вводилось раздельное обучение «белых» и «черных», и применялись другие формы расовой дискриминации. Верховный суд США признал эти законы соответствующими Конституции. Победа Севера над Югом оказала мощное стимулирующее воздействие на хозяйственную активность страны. К 1890 г. США становятся первой промышленной державой мира.
Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с пятой статьей Конституции
Поправка I
Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное исповедание; либо ограничивающего свободу слова и печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Поправка II
Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться.
Поправка III
Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом.
Поправка IV
Право народа на гарантии неприкосновенности личного жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе, как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.
Поправка V
Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.
Поправка VI
При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата или округа, в котором преступление совершено; причем территория такого округа должна быть определена законом заранее; при этом обвиняемый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и помощь адвоката для своей защиты.
Поправка VII
По всем искам, основанным на общем праве, в которых цена оспариваемого иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и ни один факт, рассмотренный судом присяжных, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как в соответствии с нормами общего права.
Поправка VIII
Чрезмерные залоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не должны назначаться.
Поправка IX
Перечисление в Конституции определенных прав не должны толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.
Поправка Х
Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом.
Поправка XI
Судебная власть Соединенных Штатов не должна распространяться на какое-либо исковое производство, основанное на общем праве или праве справедливости, которое возбуждено либо ведется против одного из штатов гражданами другого штата либо гражданами или подданными какого-либо иностранного государства.
Поправка XII
Выборщики собираются по своим штатам и голосуют по бюллетеням за Президента и Вице-президента, которые не должны быть жителями одного штата; выборщики в своих бюллетенях указывают лицо, за которое они голосуют как за Президента и в отдельных бюллетенях лицо, за которое они голосуют как за вице-президента, и они же составляют отдельные списки всех лиц, за которых голосовали как за Президента, и всех лиц, за которых голосовали как за вице-президента, с указанием числа голосов, поданных за каждое из них; эти списки выборщики подписывают, удостоверяют и направляют в опечатанном виде в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя Председателя Сената; Председатель Сената в присутствии Сената и Палаты представителей вскрывает все удостоверенные списки, и после этого производит подсчет голосов; лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за него как за Президента, становится Президентом, если искомое число составляет большинство голосов всех назначаемых выборщиков; если же ни одно лицо не получает такого большинства голосов, тогда из числа лиц по списку кандидатов в президенты, получивших наибольшее число голосов, но не более чем из трех, Палата представителей незамедлительно избирает Президента, голосуя посредством бюллетеней. Но при выборах Президента голосование проводится по штатам, и представительство от каждого штата имеет один голос; в этом случае кворум составляют члены Палаты представителей от двух третей штатов, и для избрания Президента необходимо большинство голосов всех штатов (и если Палата представителей, когда право выбора переходит к ней, не изберет Президента до четвертого дня следующего марта, тогда вице-президент будет исполнять обязанности Президента, как и в случаях смерти или иной конституционной неспособности президента). Лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за него как за вице-президента, становится вице-президентом, если искомое число составляет большинство голосов всех назначенных выборщиков, а если ни одно лицо не получит большинства голосов, тогда из двух кандидатов по списку, получивших наибольшее число голосов, Сенат избирает вице-президента; в этом случае кворум составляют две трети всех сенаторов, и для избрания вице-президента необходимо большинство голосов всех сенаторов. Но ни одно лицо, не подлежащее согласно конституционным требованиям избранию на должность Президента, не должно быть избрано на должность вице-президента Соединенных Штатов.
(Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993).
Тестовые задания к теме
I. Выберете правильный ответ.
1.Основополагающий вклад в деле составления “Декларации независимости” США принадлежит:
а) Дж. Вашингтону;
б) Т. Джефферсону;
в) Т. Пейну;
г) А. Линкольну.
2. Укажите высшие органы власти и управления по Конституции США 1787 г.:
а) Король, Парламент, Кабинет министров;
б) Национальное собрание, Президент, Верховный суд;
в) Конгресс, Президент, Верховный суд;
г) Сенат, Законодательный корпус, Трибунат.
3. Укажите, в чем проявился антидемократический характер Американской конституции 1787 г.:
а) в закреплении республиканского строя;
б) в принципе «сдержек и противовесов»;
в) в узаконении рабства.
4. Укажите документы, принятые в ходе войны за независимость английских колоний в Северной Америке:
а) Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Конституция 1793 г.;
б) Декларация независимости 1776 г., Статьи конфедерации 1781 г.;
в) Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1689 г.;
г) Конституция 1787 г., Билль о правах 1791 г.
II. Раскройте содержание понятия:
а) «черное рабство» –…
б) «Миссурийский компромисс» – …
Второй уровень
I. Определите, какому понятию соответствует данное определение:
а) массовое общенациональное движение за отмену рабства в США, получившее распространение с начала 30-х гг. XIX в.
II. Установите последовательность событий:
· «Бостонское чаепитие»;
· Принятие Конгрессом «Статей конфедерации»;
· подписание Версальского мирного договора между США и Великобританией;
· избрание А. Линкольна на пост президента США;
· Первый континентальный конгресс представителей колоний в Филадельфии.
III.Обобщите:
а) патриоты и лоялисты – …;
б) свобода доступа к землям за Аллеганами, политическая независимость, свобода предпринимательской деятельности – …;
в) Президент США, Конгресс США, Верховный суд США –...;
г) «Закон о гомстедах», Прокламация об освобождении рабов, XIII поправка к Конституции США –...;
IV. Подтвердите или опровергните:
а) В Конституцию США за всю ее историю было внесено всего 26 поправок;
б) в работе Конституционного конвента, принявшего Конституцию США, участвовало 55 делегатов;
в) согласно «Статьям конфедерации» каждому штату в Конгрессе принадлежало от 2 до 7 голосов;
г) к началу войны за независимость в Северной Америке было 13 английских колоний.
Третий уровень
I. Решите казусы:
а) в штате Пенсильвания было принято решение о создании собственных вооруженных сил. Правомочно ли это решение? Обоснуйте свой ответ, используя текст Конституции США 1787 г.
б) житель Нью-Йорка был задержан в Вашингтоне в 1800 г. за ношение оружия. Правомерны ли действия полицейских?
II. Заполните таблицу: «Законодательная (политическая) деятельность континентальных конгрессов представителей колоний»
Первый конгресс | Второй конгресс | Третий конгресс | |
Год созыва | |||
Причины созыва | |||
Принятые документы | |||
Итог работы |
Тема 3. Великая Французская революция 1789–1794 годов.
Последующее конституционное строительство во Франции
1. Начало буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
2. Конституции 1791 и 1793 годов. Первая республика во Франции.
3. Якобинская диктатура. Организация революционной власти.
4. Государственный строй империи Наполеона.
5. Установление второй и третьей республик.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Основной причиной революции послужило острейшее противоречие между производительными силами и господствовавшими во Франции феодальными производственными отношениями. Промышленники, торговцы, купцы платили значительные налоги. Торговле препятствовало множество внутренних таможен. Внутренний рынок был крайне узок, поскольку обнищавшее крестьянство почти не покупало промышленных товаров. Из 26 млн французов 270 тыс. составляли привилегированные – 140 тыс. дворян и 130 тыс. священников, которые владели 3/5 французской земли и почти не платили налогов. Основная масса налогов и сборов падала на крестьян.
В 1788 году во Франции произошел глубокий экономический кризис. Начались крестьянские волнения. В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты, которые не собирались более 150 лет, так как рассчитывало на их помощь в преодолении финансовых трудностей. Генеральные штаты состояли, как и ранее, из трех сословий. «Третье сословие» потребовало отмены старого порядка голосования при принятии решений раздельно по палатам и введения голосования простым большинством голосов. Правительство не согласилось с этим и попыталось разогнать Учредительное собрание (так оно было объявлено депутатами). Народ Парижа поддержал собрание и 14 июля 1789 года взял штурмом королевскую крепость-тюрьму– Бастилию.
Конституционная монархия. Революция охватила всю страну. Руководящую роль в революции захватила буржуазия. На местах были созданы новые органы местного самоуправления – муниципалитеты. Была создана Национальная гвардия – территориальное ополчение. Крупная буржуазия финансировала созданные вооруженные силы и поставила своих людей на командные посты. Власть стала переходить к политической группировке, представлявшей интересы буржуазии и либеральных дворян. Они называли себя конституционалистами, потому что их идеалом была конституционная монархия. Учредительное собрание торжественно провозгласило «отмену феодализма», но это касалось второстепенных, так называемых личных феодальных прав. Собрание объявило конец цехового строя и равенство всех перед законом.
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло важнейший документ – Декларацию прав человека и гражданина, состоявшую из 17 статей. Она была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозгласившего права свободных людей. В статье 1 говорится: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В статье 2 указано, что верховная власть принадлежит народу. Но в то же время Франция оставалась монархией. В статье 3 провозглашалось: «Все, что не воспрещено законом, то дозволено», т. е. провозглашается возможность делать все, что не причиняет вреда другому. В статье 4 говорится о равенстве граждан перед законом, всем в одинаковой степени открыт доступ к государственным должностям. Статьи 7 и 8 устанавливали два важных принципа уголовного права: никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом, и никто не может быть наказан иначе, чем это прямо предусмотрено законом. Статья 9 формулирует «презумпцию невиновности», сомнения толкуются в пользу обвиняемого и бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Статья 16 Декларации признает конституционным лишь тот строй, в котором проведено разделение властей. Статья 17 объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное». В основу Декларации были положены идеи естественно-правовых теорий. Декларировались принципы демократического государственно-правового строя. Через четыре месяца после опубликования Декларации в декабре 1789 года. Учредительное собрание ввело имущественные и другие цензы. Все граждане делились на активных и пассивных. Из 26 млн французов активными стали лишь 4 млн. Таким способом буржуазия надеялась устранить народные массы от политической жизни.
Учредительное собрание приняло ряд законов, упразднивших многие средневековые институты: отменено сословное деление, упразднены внутренние таможни и др. Страна была поделена на 83 примерно равных департамента. Церковное имущество было передано нации, в том числе земли, которые были скуплены городской и сельской буржуазией. Было упразднено подчинение французской католической церкви Ватикану. Священников выбирали прихожане. Из компетенции церкви изымалось право регистрации актов гражданского состояния. В аграрных отношениях Учредительное собрание пыталось сохранить основы сеньориальной собственности на землю. Сохранившиеся имущественные обязанности крестьян объявлялись приравненными «к обыкновенной ренте и поземельным повинностям». В 1791 году в интересах предпринимателей собрание приняло декрет, запрещающий рабочим объединение в союзы и проведение стачек. Формально были запрещены все корпорации, но на практике власть не препятствовала объединению буржуазии.
Конституция 1791 года. Сразу после принятия Декларации прав человека и гражданина Учредительное собрание создало особую комиссию, которая отбирала и систематизировала конституционные акты. Позже они легли в основу Конституции. 3 сентября 1791 года законопроект был принят собранием и подписан королем, который принес присягу на верность конституции. По конституции устанавливался государственный строй, основанный на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета, представительного правления и ограничения власти монарха.
Национальное собрание, избранное на два года, становилось высшим законодательным органом государства, которое не могло быть распущено королем. Депутаты обладали правом неприкосновенности. В случае совершения депутатом уголовного преступления для привлечения его к ответственности необходимо было получить согласие Национального собрания. К компетенции Национального собрания, прежде всего, относилось принятие законов. Король утверждал принятый Собранием закон, но имел право отлагательного вето. Национальное собрание решало следующие вопросы: издавало постановления о численности и составе вооруженных сил, объявляло войны, ежегодно составляло и утверждало бюджет, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходованием государственных средств, учреждало и упраздняло государственные должности, возбуждало уголовное преследование в отношении лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства, ратифицировало договора с иностранными государствами.
Король осуществлял исполнительную власть. Он назначал министров, возглавлял вооруженные силы, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Была введена контрасигнатура, т.е. распоряжения короля приобретали законную силу после подписания их соответствующим министром, который и отвечал за принятое решение. На местах управление осуществляли выборные органы, которыми руководили соответствующие министры. Судьи выбирались на определенный срок и являлись носителями судебной власти. Был учрежден суд присяжных для рассмотрения уголовных дел. Также были созданы Верховный и кассационный суды. Для смещения судьи предусматривался судебный порядок в случае совершения им преступления по должности.
В выборах депутатов Национального собрания могли принимать участие лишь активные граждане, которых насчитывалось в силу различных цензовых ограничений примерно 4,3 млн человек. В конституции нашли свое отражение принципы национального суверенитета и представительного правления. «Суверенитет принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление», так было провозглашено в конституции. Король не стоял над народом, а подчинялся конституционному закону и утверждался по воле нации. Было введено новое правовое понятие нации как единой общности формально равноправных граждан. В конституции было введено понятие представительного правления. «Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный: представителями являются законодательный корпус и король» – указано в разд. 3, п.2. Нация уполномочивает представителей осуществлять принадлежащую ей власть. По конституции, законодательная деятельность считалась объективизацией некой общей публичной воли, а избранный депутат представлял и являлся властью не его избирателей, а всей нации. Депутаты юридически не являлись ответственными перед избирателями и были независимы от них. Депутат не мог быть отозван своими избирателями. Единственным способом воздействия на него была угроза его возможного не избрания на следующий срок. К концу 1791 года завершилось формирование конституционных институтов и компромисс между крупной буржуазией и дворянством воплотился в конституционном разделении властей. По мнению большинства депутатов, которые были настроены консервативно, революция была закончена. Крестьяне и горожане были недовольны принятыми законами и мерами правительства и вели борьбу за свои права. В то же время усилило свою деятельность монархически настроенное дворянство. В этих условиях конституция, предназначенная для стабильного общественно-политического строя, не могла быть реализована.
Политические группировки. Обострение борьбы вызвало размежевание политических сил в стране. Для объединения единомышленников стали создаваться клубы. Большое значение приобрели парижские клубы, которые имели свои отделения в провинциальных городах. В 1791 году во Франции были созданы три основные группировки: фельяны – представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты – в основном представляли торгово-промышленную провинциальную среднюю буржуазию; якобинцы – представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.
Жирондистская республика. В 1792 году оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий, которые хотели военного разгрома Франции и восстановления старых порядков. Король и дворяне оказались в центре заговора и рассчитывали на иностранное вторжение. 10 августа 1792 года образовалась так называемая повстанческая Парижская коммуна, большинство в которой составляли якобинцы. В ночь на 10 августа 1792 года штурмом был взят королевский дворец, и правление фельянов закончилось. Король Людовик XVI был арестован. Законодательное собрание объявило его отречение от престола и постановило заключить в тюрьму. Режим конституционной монархии рухнул. В Законодательном собрании жирондисты оказались самой влиятельной группировкой. Под давлением Коммуны Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального конвента. Было отменено деление граждан на активных и пассивных, принято решение о новых выборах в муниципалитеты и суды на основе нового избирательного права. Парижская коммуна учредила Чрезвычайный уголовный трибунал. Законодательное собрание образовало Временный исполнительный совет. В сентябре 1792 года были проведены выборы в Конвент. Всего было избрано 783 депутата, из них примерно 200 жирондистов и 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали к определенным группировкам и принимали решения в зависимости от складывавшейся политической конъюнктуры. Конвент отменил конституцию 1791 года. В то же время в деревне не были полностью ликвидированы феодальные отношения, усилились крестьянские волнения, армии врагов подходили к границам страны – т.е. положение стало критическим.
Якобинская республика. 2 июня 1793 года правительство жирондистов было свергнуто вооруженными гражданами, возглавляемыми повстанческим комитетом Парижской коммуны. В Конвенте теперь доминировали якобинцы. Был принят ряд важных декретов: о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель, о разделе общинных земель между жителями общины, ликвидированы все оставшиеся феодальные права. Значительная часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников.
Конституция 1793 года была принята Конвентом 24 июня 1793 года. В конституции нашли свое воплощение государственно-правовые взгляды якобинцев Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и других, сформировавшихся под влиянием учения Руссо о демократической республике и эгалитаристских идеях. Эгалитаризм в их понимании предполагал политическое равенство, а также преодоление чрезмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности.
Декларация прав человека и гражданина 1793 года воспроизводила основные положения Декларации 1789 года, но отличалась большим демократизмом, революционностью. Как и Руссо, якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме и отвергали деление граждан на активных и пассивных. В то же время якобинцы выступали против концентрации богатства в руках немногих. В Декларации указано, что правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, а именно: право на равенство, свободу, безопасность и собственность. «...Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих». Утверждалось верховенство закона – «Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем», т.е. утверждалось, что народный суверенитет не может быть передан какому-либо одному лицу или группе лиц. В Декларации утверждался принцип законности.
Конституционный акт 1793 года конкретизировал черты государственного устройства страны. Подтверждалось установление республики, устанавливалось всеобщее избирательное право, которое предоставлялось каждому французскому гражданину по достижении им 21 года. В статье 4 Акта предусматривались случаи получения французского гражданства иностранцами (например, женившийся на француженке или усыновивший ребенка). Законодательный корпус (Национальное собрание), состоявший из одной палаты, объявлялся законодательной властью. Он избирался на один год. Была введена законодательная плебисцитарная система, согласно которой пре