Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении




 

А.Талых рассматривает определение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, что начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.

Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным учреждением.

Можно выделить следующие этапы сбора информации:

1. Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом;

2. Выявление условий реализации выбранных программ и технологий;

3. Определение интересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;

4. Помочь педагогам овладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;

5. Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.

Е.Н.Степанов предлагает алгоритм изучения эффективности воспитания:

· Определение цели и задач изучения;

· Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

· Выбор методик изучения;

· Подготовка диагностического инструментария;

· Исследование испытуемых;

· Обработка и интерпретация результатов исследования;

· Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения;

Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».

В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.

О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования, реализуемого дошкольным учреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования, который предполагает:

1. выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам).

2. сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных;

3. принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.

О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении представленная в виде четырех блоков:

1. Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).

2. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).

3. Качество управления.

4. Качество результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.

В свою очередь каждый из компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, в совокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).

Представленные блоки и входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества образования.

В структуре качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам. Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность, эффективность и др.

К простым свойствам, к примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.

Также в структуре качества дошкольного образования можно выделить качество дидактической системы развития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельности дошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности детей (занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детской деятельности.

Для изучения и оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга в полном объеме.

При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.

Таким образом, проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: