№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат или форма представления планируемых рез-тов | Источник финансир-я |
1. | Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников. | Старший воспитатель | Аналитический материал | Бюджетные средства | |
2. | Выявление тенденций в развитии педагогического образования. | 2002-2003 | Заведующий | Аналитический материалы | Бюджетные средства |
3. | Разработка показателей готовности педагогических работников учреждения системы повышения квалификации | Заведующий, старший воспитатель | Характеристика состояния готовности педагогических работников | Бюджетные средства | |
4. | Направление педагогических работников в учреждения системы повышения квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий. | Согласно целевой программе | Заведующий | Повышение уровня профессиональной педагогической квалификации | Бюджетные средства |
5. | Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников. | Ежегодно | Старший воспитатель | Индивидуальная программа | Бюджетные средства |
6. | Привлечение педагогических работников к разработке индивидуальных программ развития профессиональной педагогической деятельности. | Старший воспитатель | Программа развития профессионально-педагогической деятельности | Бюджетные средства | |
7. | Создание в учреждении творческих методических групп следующих направлений: · Индивидуальное профессионально- педагогическое самообразование; · Разработка индивидуальной программы развития профессионально-педагогической деятельности; · Разработка педагогических средств образования. | 2002-2003 | Заведующий, старший воспитатель | Положение Педагогические средства образования | Бюджетные средства |
|
Выводы по второй главе:
В результате анализа теоретического материала и практической деятельности удалось:
1. доказать необходимость использования мониторинга и педагогической диагностики в практике дошкольного образования.
2. выявить и апробировать различные методы и формы осуществления педагогического мониторинга в дошкольном учреждении.
3. доказать влияние результатов мониторинга и педагогической диагностики на процесс становления профессионального мастерства педагогов.
Список использованной литературы:
1. Готовимся к аттестации. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2000. – с.51-60, с.120-134.
2. Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. – Магнитогорск: МаГУ, 1995.
3. Егорова Л., Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников.// Народное образование.-2000.-№ 9.-с.198-203.
4. Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-1999.-№ 1. –с.74.
5. Краткий словарь-справочник./Сост. Ю.М.Малыгина.-М.: Агропромиздат, 1991.
6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс», 2001. – с.36-43.
7. Поздняк Л.В., Морозова А.Н. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ДОУ на диагностической основе.//Управление ДОУ. – 2002. - №5. – с.87-96.
|
8. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект).// Управление ДОУ. – 2002. - № 6. – с.8-11.
9. Словарь делового человека./Сост. В.Ф.Халипов. – М.: Интерфакс, 1994.
10. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения.// Управление ДОУ. – 2002. - №5. с.10-18.
11. Талых А. Предмет мониторинга – качество образования.//Дир.шк. – 1999.-с.13.
12. Тропникова Н.П. Особенности осуществления мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. – с.7.
13. Управление образовательными учреждениями и качеством образования. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – с.31-33.
Приложение № 1
Этапы исследования по профессиограмме.
1. Знания педагога:
· Владеет основами необходимых знаний согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).
· Знание и использование в работе новейших, передовых, новаторских методик.
· Знание психологических особенностей возраста.
· Знание форм организации различных видов деятельности.
· Знание методики и приемов обучения.
· Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Умения и навыки:
Аналитические.
· Наблюдать игры, анализировать, оценивать уровень развития игровой, театральной деятельности детей.
· Умение оценивать деятельность детей на занятии.
· Владеть умением оценивать развитие детей своей группы.
· Умение анализировать деятельность других педагогов на основе наблюдения (+ и -).
|
· Умение анализировать, оценивать свою собственную педагогическую деятельность.
Проектировочные.
· Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее развитие.
· Умение планировать перспективы учебной деятельности детей.
· Умение планировать развитие личности ребенка и коллектива в целом.
· Умение обоснованно выбирать средства, методы и формы воспитательно-образовательной работы.
Конструктивные.
· Умение отбирать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям.
· Умение проявлять гибкость в руководстве разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.)
· Владение умением делить каждое действие на отдельные операции.
Организаторские.
· Умение приобщать детей к творческой деятельности.
· Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе.
· Видение важности совместной работы с родителями.
· Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним.
· Умение быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия.
Коммуникативные.
· Умение легко и быстро налаживать контакт с детьми.
· Умение проявлять психологический и педагогический такт.
· Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность в экстремальных ситуациях.
· Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.
Личные качества.
· Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать.
· Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе.
· Добросовестность.
· Требовательность к себе.
· Гуманность.
· Терпение и выдержка.
· Владеет силой убеждения, авторитетом.
Приложение № 2.
Аналитическая карта работы воспитателя Братко В.А. за 2001-2002 учебный год.
№ | Критерии оценки | Кварталы | Общий уровень | |||
Выполнение плана посещаемости детей | ||||||
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей | ||||||
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, эстетичность оформления групповых помещений | ||||||
Организация предметно-развивающей среды | ||||||
Характер взаимодействия с детьми | ||||||
Взаимодействие педагога с родителями | ||||||
Проявление творческой активности | ||||||
Участие в методической работе МДОУ | ||||||
Участие и руководство педагогической практикой студентов |
- хорошо
- удовлетворительно
- плохо
Приложение № 3
Диагностика типа ориентированности педагога.
Ф.И.О. Рябчикова Т.А.
1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий. 3
2. Воспитатель – главная фигура, от нее зависит успех и эффективность воспитательной работы. 3
3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем. 2
4. Послушание детей – заслуга педагога. 3
5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все, что угодно. 3
6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя. 4
7. Основная цель воспитания – реализовать требования программы воспитания и обучения детей. 2
8. Центральная задача воспитательно-образовательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. 2
9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей. 2
10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям. 2
11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам. 2
12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей. 3
13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но она необходима. 4
14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле. 3
Итоговый балл: 38
Тип ориентации: выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.
Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл 5, если в большей степени согласны, чем не согласны, - 4, если согласны и не согласны в равной степени – 3, если в большей степени не согласны – 2, если полностью не согласны – 1 балл.
Обработка результатов:
Полученные баллы складываются. Итоговый балл характеризует степень выраженности ориентации на дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми.
Оценка типа ориентации воспитателя на модель педагогического взаимодействия.
Количество набранных баллов | Тип ориентации |
48 баллов и выше | Выраженная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. |
43-47 баллов | Умеренная ориентация на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. |
38-42 балла | Умеренная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми. |
37 баллов и ниже | Выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми. |
Приложение № 4
Анкета для воспитателей.
Проанализируйте себя по следующим вопросам:
1. Есть ли педагогические проблемы, которые Вас постоянно волнуют или, как правило, Вы работаете на основе существующих конструкций?
2. Имеются ли у Вас педагогические идеи, усвоенные из литературы, выведенные из личного опыта или опыта коллег, которые Вы стремитесь положить в основу своей деятельности?
3. Есть ли у Вас потребность и необходимость систематически размышлять над собственными педагогическими идеями?
4. Считаете ли Вы, что Ваше текущее педагогическое планирование носит творческий характер?
5. В какой мере Ваша творческая деятельность предполагает реальное сотворчество ребенка, его познавательную активность?
6. В какой мере, и по каким параметрам Ваше педагогическое творчество согласуется с деятельностью коллег, их стилем работы?
7. Доставляет ли Вам удовольствие излагать собственные педагогические идеи коллегам и убеждать их в плодотворности Вашего подхода?
Данная анкета дает возможность воспитателю оценить собственные педагогические взгляды, личное педагогическое видение учебно-воспитательного процесса. Дает возможность проанализировать себя, поработать над собой.
Приложение № 6.
Образец плана-программы по взаимодействию с родителями, дети которых посещают санаторную группу.
2002 – 2003 учебный год.
Воспитатель: Сатарова Р.Ш.
1. Аналитическая часть.
1.1. Классификация семей по типу различий в микроклимате и отношению к воспитанию ребенка:
Из 16 семей к группе А можно отнести 5 семей, к группе Б – 8, к группе В – 3 семьи.
Таким образом основная масса – семьи в которых уровень образованности и культуры родителей довольно высокий. Общей заботой в этих семьях является материальная обеспеченность. Уважают друг друга, но безразличны к интересам и увлечениям детей. В этих семьях меньше эмоциональной отзывчивости. Недостаточно высока педагогическая культура родителей, отсюда и непорядочность воспитательных воздействий, неумение соблюдать единый подход к детям. Родители прислушиваются к советам детского сада, но у них не хватает выдержки и терпения для последовательного выполнения полученных рекомендаций. Данные родители не оспаривают несостоятельности своей воспитательной системы и соглашаются учиться. Они готовы воспринимать педагогическую информацию.
И 19 % составляют семьи, которые характеризуются тем, что все живут сами по себе.
1.2. После проведения анкетирования с целью определения социальной характеристики родителей, выяснилось:
из 16 семей лишь 5 детей живут в полной семье, с матерью и отцом, 2 детей – в полной с матерью и отчимом, 5 детей – в неполной с матерью, 3 детей – в неполной с отцом, 1 ребенок воспитывается у бабушки и дедушки.
Средний возраст родителей данной группы составил 31 год. По социальному положению основная часть родителей относится к работникам сферы обслуживания и образования.
Семьи, воспитывающие одного ребенка, составляют 70 %.
2. Задачи и цели работы.
· Привлекать родителей к созданию в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды и всячески способствовать активации детской речи.
· Взаимодействовать с родителями по вопросу формирования основ доброжелательного отношения к сверстникам.
3. Планируемые мероприятия по намеченным задачам.
№ | Мероприятие | Время |
1. | Анкетирование родителей: · Организация совместных видов деятельности в семье; · Создание развивающей среды в семье. | Сентябрь |
2. | Консультация: «Учите детей общаться». | Сентябрь |
3. | Изготовление родителями с детьми игрушек для театрального уголка (тренинг). | Октябрь |
4. | Папка-передвижка на тему: «Воспитание сказкой». | Ноябрь |
5. | Индивидуальные беседы: «Учите детей диалогу». | Декабрь |
6. | Выставка рисунков «Это я» - составление рассказов детьми о себе с помощью родителей. | Январь |
7. | Родительское собрание на тему: «Каким я хочу видеть своего ребенка» (проблемы нравственного воспитания). | Январь |
8. | Консультация на тему: «Домашняя игротека» (в какие словесные игры можно играть в свободную минуту). | Февраль |
9. | Ширма: «Пришли мне чтения доброго…» (знакомство родителей с задачами программы по художественной литературе, перечень материала для семейного чтения). | Март |
Консультация на тему: «Мини-театр дома» (создание условий для свободной театрализованной деятельности в домашних условиях) | Март | |
Проведение совместного досуга «В гостях у друзей». | Апрель | |
Оформление альбома «Мой детский сад» с привлечением родителей (рисунки, детские рассказы, фотографии). | Май |
План работы семинара.
«Инновационное дошкольное образование»
Программа «Детство».
Тема и содержание занятия | Форма работы |
Занятие 1. «Чувствовать – познавать – творить». 1. Знакомство с основными направлениями, разделами программы «Детство». 2. Знакомство с разделом «Экологическое воспитание», представленными авторами программы «Детство». | Лекция |
Занятие 2. a) Знакомство с разделом «Первые шаги в математику». (раскрытие основных методов и приемов, методическое обеспечение по данному разделу). 2. Планирование одного дня работы по программе «Детство». | Лекция Практическое занятие |
План работы
«Дискуссионного клуба»
Тема и содержание занятия | Форма работы |
Занятие 1. Проблемы дошкольного образования: a) Программное обеспечение; b) Инновационное дошкольное образование; c) Предметная среда в ДОУ; d) Анкетирование педагогов. | Лекция Лекция-диалог Анкета |
Занятие 2. Организация воспитательно - образовательной работы в группах раннего возраста. a) Учет психологических особенностей в работе с детьми раннего возраста, разнообразие форм работы; b) Рекомендуемая литература (метод.), использование художественного слова в работе с детьми данного возраста; c) Решение педагогических задач. | Беседа Дискуссия |
Занятие 3. Организация воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах. a) Психологические особенности – основа в работе с детьми дошкольного возраста, разнообразие форм работы; b) Значение познавательной, исследовательской деятельности дошкольников; c) Рекомендуемая методическая и художественная литература; d) Решение педагогических задач. | Беседа Диалог Дискуссия |