МОДУЛЬ – 8 семинаров (16 часов)
Семинарские занятия по дисциплине «Основы социальной защиты семьи и детства»
(4 курс)
Семинарское занятие 1-2.
Тема: «Международные сообщества по социальной защите детей»
Вопросы для обсуждения:
1. Деятельность международного сообщества по социальной защите детей.
2. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.
3.Деятельность стран-участниц Конвенции по защите прав детей.
1. Словарь (новые слова): Декларация прав ребенка, ЮНИСЕФ, Пекинские правила, комитет ООН по правам ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Конвенция».
Обоснуйте десять положений гуманной педагогики (Конвенция о правах ребенка).
Сообщение»
Подготовьте реферативное сообщение по статье Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет» - «Что такое детство» / В кн. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
Коллаж»
Разбейтесь на микрогруппы, составьте коллаж на тему: «Ребенок в современном обществе».
Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – с. 6-18, с. 166-175.
2. Документация ООН о детях, женщинах и образовании. – М., 1995.
3. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. – М., 1990. – с. 385-388, 388-409.
4. Гуманитарная сфера и права человека. / Сост. В.А. Корнилов. – М. 1992. – с.98-112.
5. Права человека. Сб. международных документов. – М., 1986. – с. 144-148, 21-29.
Семинарское занятие 3-4.
Тема: «Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка»
Вопросы для обсуждения:
1. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка.
2. Социальная защита детства в РФ: основные проблемы.
3. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав семьи и детства.
4. Государственная политика в области социальной защиты детства.
5. Законодательные основы социальной защиты детства в Российской Федерации.
1. Словарь (новые слова): детство, защита детства, коррекция, реабилитация, педагогическая поддержка, ювенальная юстиция, комиссия по делам несовершеннолетних.
2. «Интеллектуальная разминка»
1. Каковы истоки социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?
2. В чем заключается вклад Д.А. Дриля, сестер Джебб, К.Н. Вентцеля в развитие идей защиты прав ребенка?
3. Каковы основные нормативные документы регламентирующие защиту прав и личного достоинства ребенка в России?
4. В чем сущность социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?
5. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в РФ в 2005-2010 гг. Приведите статистические данные. Раскройте причины снижения рождаемости.
6. Рассмотрите финансовое и кадровое обеспечение программы социальной защиты и поддержки детей.
3. Сообщение на тему: «Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка».
4. «Банк данных» (письменно). Составьте банк статистических данных (таблицы, схемы, диаграммы) по проблеме: «Здоровье детей. Причины снижения уровня здоровья детей».
5. Работа в группах. Подготовьте презентацию (видеофильм) на тему: «Позитивные и негативные тенденции в развитии положения детей в РФ в 2008-2012 гг.»
Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – гл.3-4.
2. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Академия, 2004. – гл. 9. приложение №№2-9.
3. Закон о защите прав детства (Законодательство РФ о защите прав ребенка: Сборник справочник /Сост. Рыбинский Е.М., Иванова И.А. – М., 1999.
4. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.
5. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М., 2000.
6. Основные законодательные и другие историко-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сб. справочник / Сост. И.А. Иванова, Е.М. Рыбинский. – М., 1998.
Семинарское занятие 5-6.
Тема: «Семья как субъект системы социальной защиты детей».Вопросы для обсуждения:
1.Феномен семьи: определение, сущность, функции семьи, семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.2. Основные типы семей. Концепции семейного воспитания.3. «Семейный Кодекс РФ» о правах и обязанностях родителей в воспитании детей.4. Конфликты в семейном воспитании. 1.Диктант: семья, Семейный кодекс, личность, формирование, воспитание, развитие, факторы, индивидуальность, конфликт.Интеллектуальная разминка»
1. Охарактеризуйте особенности семейной политики в современной России.
2. Чем объясняется существенная роль семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка?
3. Раскройте социальные проблемы современных семей.
4. Охарактеризуйте задачи и содержание главных форм социальной защиты семьи.
5. Что включает в себя понятие педагогическая культура родителей? Как вы думаете, от чего она зависит? Как она формируется?
6. Может ли педагог, социальный работник компенсировать недостаток воспитания в семье?
7. Почему часто в семьях, где пьют родители и не занимаются воспитанием детей, вырастают хорошие дети, и наоборот? (Ответы аргументируйте)
8. При каких условиях социальный педагог может успешно взаимодействовать, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание?
3. Письменно составьте памятку для социального педагога при работе с родителями - «Конфликты с детьми и способы их разрешения».
4. Эссе – рассуждение на одну из предложенных тем (письменно):1. «Все начинается с семьи…» Что именно?2. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…» - Л.Н.Толстой 5. «Таблица» (письменно). А) Составить по различным источникам (научная, справочная, учебная литература) таблицу типологии семьи и на основе сравнительного анализа выделить сущностные характеристики различных категорий семей.Автор (источник) Определение понятия «семья» Функции семьиБ) Типы социальных служб, работающих с семьей:Тип социальной службы Категории клиентов Особенности деятельности