и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами




Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях

Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими, социальны­ми условиями, а также с биологическими ритмами макро- и микроорганизмов. Ус­ловно эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в ор­ганизациях, учреждениях, работающих с биологическими агентами; естественные - зависят от механизма передачи инфекции.

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противо­эпидемической защиты населения составляется ЦГСЭН совместно с органом управ­ления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населе­ния принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти - федеральном, региональном, территориальном и местном. СПК является постоянно действующим органом, и ее решения являются обязательными по подчиненности для соответствующих органов исполнительной власти независимо от их ведомственной принадлежности.

СПК Правительства Российской Федерации является координационным орга­ном, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организа­ций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массо­вых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения и обес­печение санитарно-противоэпидемического благополучия.

Основными задачами СПК Правительства Российской Федерации являются:

• разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в об­ласти профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обес­печения санитарно-эпидемиологического благополучия;

• рассмотрение и решение вопросов координации деятельности заинтересован­ных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учре­ждений и организаций независимо от их подчиненности и формы собствен­ности, а также должностных лиц и граждан в области профилактики массо­вых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а также вопросов выполнения санитарного законодательства Российской Федерации;

• координация деятельности СПК административных территорий, оказание им при необходимости практической помощи в выполнении мероприятий, направ­ленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, ликвида­цию массовых заболеваний и отравлений населения и их предупреждение.

Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции (ООП) осуществляет СПК, создаваемая решением администрации территории (района, горо­да, области или республики). СПК возглавляет Глава администрации пли его замес­титель. Заместителем председателя СПК назначается главный государственный сани­тарный врач административной территории.

Согласно Санитарным правилам СП 3.1. 090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4. 1370-96 СПК выполняет следующие функции:

• осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООП;

• информация о возникновении эпидемического очага;

• наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического неблагополучия;

• утверждение плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль за его выполнением;

• ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидеми­ческом очаге;

• подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;

• привлечение сил и средств (медицинских и других работников, помещений, транспорта, имущества) и распределение их по предназначению;

• снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противо­эпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага.

Для работы в очаге решением СПК назначается начальник очага - опытный специалист противочумного учреждения или ЦГСЭН. При начальнике очага создастся противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. При штабе создаются группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, лабораторная, госпиталь­ная, медицинского наблюдения за населением, дезинфекционная, зоопаразитологическая, карантинная, ветеринарная, административно-хозяйственная и др. Количество групп и специалистов в них определяется конкретной обстановкой и обусловливается объемом работ, зависящим от размера вспышки.

Начальник штаба контролирует выполнение решений штаба и распоряжений начальника очага. Штаб передаст ежедневную оперативную информацию в Департа­мент Госсанэпиднадзора Минздрава России, руководителю административной терри­тории, в руководящие органы здравоохранения территории и в территориальное про­тивочумное учреждение. Заседания штаба протоколируются. В штабе организуете; круглосуточное дежурство и ведется книга приказов, в которой устанавливается строгий учет всех прибывших медицинских и других работников, назначение на ра­боту и убытие из очага. При единичных случаях особо опасных инфекций (чумы, хо­леры, сибирской язвы, мелиоидоза, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), зарегистрированных в малонаселенных и отдаленных мес­тах, вес мероприятия могут проводиться группой специалистов по особо опасным ин­фекциям и сотрудниками противочумных учреждений.

Консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалиста различного профиля, решает наиболее сложные вопросы по организации противоэпидемических мероприятий, диагностике и лечению больных особо опасными инфек­циями, организации режимно-ограничительных мероприятий.

Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведе­ние эпидемиологического обследования, организует развертывание обсервационных и провизорных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует захоронение трупов, курирует вопросы эпизоотологичсского обследования.

Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного и других госпиталей, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на возможные заболевания особо опасными инфекциями в изоляторах, провизорных госпита­лях (отделениях), а также функционирования патологоанатомической службы.

Группа медицинского наблюдения за населением организует и проводит активна: выявление остролихорадящих больных (при подворных обходах с помощью врачебно-сестринских и других медицинских бригад), выявляет наличие падежа синантропных грызунов, наличие блох в жилье человека, ведет санитарно-разъяснительную работу.

Лабораторная группа, работающая в очаге, ведет исследование материалов, поступающих из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.

Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной обработки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной дезинфекции в очагах, госпиталях и изоляторах, дератизацию и дезинсекцию на эпизоотичных территориях.

Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование территории, производит отбор проб на лабораторные исследования, разбор и подготовку полевого материала для лабораторных исследований.

Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и домашними животными.

Руководители групп являются членами противоэпидемического штаба и ежедневно представляют письменную информацию об объеме выполненных мероприятий. Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с инструктивно-мето­дическими документами Минздрава и Минсельхозпрода России.

Штаб прекращает свою работу по решению СПК. Отчет о проведенных мероприятиях в эпидемическом очаге направляется начальником очага в Департамент Госсанэпиднадзора России, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», региональный противочумный институт.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсер­вации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные цен­тры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредст­венно прилегающие к нему населенные пункты,

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населен­ные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпидемических очагов, объявляется зоной карантина.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкрет­ной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председа­теля СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения двух сроков инкубационного периода данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в оча­ге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недопустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки. На каждом микроучастке выделяются помещения для размещения в них кабинетов общемедицинской се­ти. При выделении указанных помещений необходимо предусмотреть поточность прохождения обращающихся за медицинской помощью, а также возможность изоля­ции больных или подозрительных на заболевание лиц.

Работа па микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе вра­ча, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-активистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно

превышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписы­ваться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится и условиях острого противоэпидемическо­го режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной оде­жды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических уч­реждениях.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего па данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими прожинающими). Результаты термометрии зано­сятся в специальный журнал. В случае обнаружения больного немедленно информи­руется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температу­рой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характер­ными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму, в кото­рую вносятся следующие данные:

• общее количество жителей па территории микроучастка;

• количество лиц, охваченных термометрией;

• число выявленных лиц е повышенной температурой неясной этнологии;

• количество выявленных больных с характерными для данной нозологиче­ской формы симптомами;

• количество госпитализированных больных;

• количество больных, оставленных на дому (указать причины);

• сведения о санитарно-просветительной работе, в том числе количество распространенных листовок, проведенных бесед, слушателей.

В случае проведения экстренной профилактики, кроме перечисленных, пред­ставляются также данные о количестве людей, получивших препараты.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь по­лученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения на­правляются в штаб очага и в СПК.

В медико-санитарных частях и медицинских пунктах промышленных предпри­ятий и учреждений, находящихся в очаге, медицинские работники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за меди­цинской помощью. При этом силами медицинских постов и санитарного актива про­водится активное выявление больных, а также термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят па «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекцион­ным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

5.2. Организации проведения карантинных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: