Семинарские занятия по дисциплине «Основы социальной защиты семьи и детства»




Программа дисциплины

«Основы социальной защиты семьи и детства»

 

Цикл –

Специальность – социальная педагогика

 

Принята на заседании кафедры

Протокол № ___ от ___

Зав. кафедрой

Д.п.н., профессор Р.А. Валеева

 

Утверждена учебно-методической комиссией

Протокол № ___ от ___

 

 

 


 

Автор программы – к.п.н., доцент

Костюнина Н.Ю.

 

1.Краткая аннотация. Дисциплина «Основы социальной защиты семьи и детства» входит в блок дисциплин по выбору (ГСЭ. Р. 04 – шифр по учебному плану) и будет способствовать: повышению общей социально- педагогической культуры и формированию основных принципов социально-педагогической этики; умению предвидеть последствия предоставления социальной помощи различным категориям семей; вооружению их целостной системой социально - педагогических знаний. Базируется на принципах интеграции и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Данная дисциплина взаимосвязана с дисциплинами «Социальная педагогика», «Социальная политика», «Социальная благотворительность».

2. Требования к уровню подготовки студентов

Цель дисциплины: изучение теоретических основ и практики осуществления социальной защиты семьи и детства в РФ.

Задачи дисциплины:

- ознакомление студентов с основными документами, определяющими политику государства в решении вопросов социальной защиты семьи и детства РФ;

- изучение особенностей осуществления социальной защиты семьи и детства в деятельности социальных служб и учреждений социальной защиты;

- знакомство с основными направлениями и технологиями социально – педагогической работы.

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- основные документы РФ, касающиеся социальной защиты семьи и детства (Семейный кодекс, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка);

- особенности и направления осуществления социальной защиты семьи и детства;

уметь:

- анализировать различные точки зрения и подходы по проблеме социальной

защиты семьи и детства в научной литературе;

- выявлять общее и особенное в организации социальной работы с учетом

специфики оказания помощи различным категориям семей;

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет: всего ___ часов, из них: ____ч. – самостоятельная работа; 30ч. – аудиторная работа (14 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия). Форма отчетности – зачет.

Виды занятий Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Участие в коллоквиуме    
Написание эссе    
Подготовка к семинарским занятиям    
Общая трудоемкость часы    

3. Содержание дисциплины требованиям ГОСТ

4. Содержание разделов и тем дисциплины

  Наименование разделов и тем Кол - во часов Л С  
 
  Общая характеристика системы социальной защиты семьи и детства. Деятельность международного сообщества по социальной защите детей. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Деятельность стран-участниц Конвенции по защите прав детей. 2 2  
2. Положение детей в РФ: основные проблемы и статистические показатели. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав семьи и детства. Государственная политика в области социальной защиты детства. Законодательные основы социальной защиты детства в Российской Федерации. 2 2  
  Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка. Семья как субъект системы социальной защиты детей. Брак родителей и судьбы детей. Права детей и обязанности родителей. Реализация социально-педагогического подхода по обеспечению защиты прав различных категорий детей 2 2  
  Социально-педагогическая защита детей, оставшихся без попечения родителей. Организация устройства детей. Опека и попечительство. Социальная защита воспитанников детских домов и интернатов. 2 2  
  Социальная защита детей - беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. 2 4  
  Социальная защита детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. 2 2  
  Насилие над детьми. Социальная и психолого-педагогическая помощь детям, испытавшим насилие в семье. 2 2  

 

5. Список литературы:

1.Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России., 2004.

2.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 440с.

3.Голованов Л.В. Социальная политика: уч. пособие. – М., 1998.

4.Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. –М.: Академия, 2003.

5.Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: учебн. пособие для вузов /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерфакс, 1996.

6.Охрана прав несовершеннолетних.: пособие для рук. и практич. работников. – Воронеж.: Родная речь., 1996. – 204с.

7.Поддубная Т. Н. Управление системой социальной защиты детства. –Ростов на Дону: Феникс, 2005.

8.Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Академия, 2004.


 

Семинарские занятия по дисциплине «Основы социальной защиты семьи и детства»

 

 

Семинарское занятие 1.

Тема: «Международные сообщества по социальной защите детей»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность международного сообщества по социальной защите детей.

2. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.

3.Деятельность стран-участниц Конвенции по защите прав детей.

1. Словарь: Декларация прав ребенка, ЮНИСЕФ, Пекинские правила, комитет ООН по правам ребенка, Конвенция о правах ребенка.

2. «Конвенция».

Обоснуйте десять положений гуманной педагогики (Конвенция о правах ребенка).

3. «Сообщение»

Подготовьте реферативное сообщение по статье Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет» - «Что такое детство» / В кн. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.

4. «Коллаж»

Разбейтесь на микрогруппы, составьте коллаж на тему: «Ребенок в современном обществе».

Литература:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – с. 6-18, с. 166-175.

2. Документация ООН о детях, женщинах и образовании. – М., 1995.

3. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. – М., 1990. – с. 385-388, 388-409.

4. Гуманитарная сфера и права человека. / Сост. В.А. Корнилов. – М. 1992. – с.98-112.

5. Права человека. Сб. международных документов. – М., 1986. – с. 144-148, 21-29.

 

 

Семинарское занятие 2.

Тема: «Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка»

Вопросы для обсуждения:

1. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка.

2. Социальная защита детства в РФ: основные проблемы.

3. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав семьи и детства.

4. Государственная политика в области социальной защиты детства.

5. Законодательные основы социальной защиты детства в Российской Федерации.

1. Словарь: детство, защита детства, коррекция, реабилитация, педагогическая поддержка, ювенальная юстиция, комиссия по делам несовершеннолетних.

2. «Интеллектуальная разминка»

1. Каковы истоки социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?

2. В чем заключается вклад Д.А. Дриля, сестер Джебб, К.Н. Вентцеля в развитие идей защиты прав ребенка?

3. Каковы основные нормативные документы регламентирующие защиту прав и личного достоинства ребенка в России?

4. В чем сущность социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?

5. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в РФ в 2005-2010 гг. Приведите статистические данные. Раскройте причины снижения рождаемости.

6. Рассмотрите финансовое и кадровое обеспечение программы социальной защиты и поддержки детей.

3. Сообщение на тему: «Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка».

4. «Банк данных» (письменно). Составьте банк статистических данных (таблицы, схемы, диаграммы) по проблеме: «Здоровье детей. Причины снижения уровня здоровья детей».

5. Работа в группах. Подготовьте презентацию (видеофильм) на тему: «Позитивные и негативные тенденции в развитии положения детей в РФ в 2005-2010 гг.»

Литература:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – гл.3-4.

2. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Академия, 2004. – гл. 9. приложение №№2-9.

3. Закон о защите прав детства (Законодательство РФ о защите прав ребенка: Сборник справочник /Сост. Рыбинский Е.М., Иванова И.А. – М., 1999.

4. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.

5. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М., 2000.

6. Основные законодательные и другие историко-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сб. справочник / Сост. И.А. Иванова, Е.М. Рыбинский. – М., 1998.

Семинарское занятие 3.

Тема: «Семья как субъект системы социальной защиты детей».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: