Адаптация социальная — 1. В общем случае — приспособление психологии (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.) и поведения человека к социальным условиям или к ситуации, в которой он находится. 2. В социологии — приспособление человека к особенностям страны, ее культуры, политики, идеологии, сложившейся ситуации.
Альтруизм — 1. Форма социального поведения и черта характера, проявляющаяся в стремлении человека делать добро, оказывать людям помощь, обеспечивать поддержку, причем бескорыстно, иногда даже в ущерб себе. Альтруизм в этом его понимании — одна из главных социальных потребностей человека. 2. Постановка благополучия и интересов других людей выше своих интересов, и собственного благополучия. Как мотив социального поведения альтруизм является альтернативой агрессивности. Человек, воспитанный альтруистически и ведущий себя так, почти никогда не бывает агрессивным.
Атракция — 1. Характеристика некоторого объекта — человека, предмета, события и т. п., выражающаяся в его способности порождать положительные эмоции, привлекать и притягивать к себе людей. 2. Стремление, влечение человека к некоторому приятному для него объекту, например к другому человеку, группе людей, предмету или событию. 3. Симпатия, вызываемая некоторым объектом и побуждающая людей стремиться к нему.
Атрибуция — акт приписывания какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства некоторому предмету, человеку или явлению.
Атрибуция каузальная — в общем случае — теория и практика приписывания одним явлениям способности выступать в качестве причины других явлений. Это также поиск, выявление и описание соответствующих причин или причинно-следственное объяснение явлений.
Аффилиация — 1. Положительные эмоции (симпатии) в человеческих отношениях. 2. Одна из важных социальных потребностей человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, находиться среди них, устанавливать, сохранять и эмоционально улучшать положительные взаимоотношения с ними.
Барьер психологический — внутреннее препятствие психологического характера, мешающее человеку в достижении поставленных целей. В общении людей между собой под психологическим барьером понимается то, что мешает этим людям нормально и свободно общаться друг с другом. Психологическим барьером может быть, например, боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т. п.
Бумеранга эффект — социально-психологическое явление, которое проявляется в том, что лицо или организация, выступающие в качестве источника информационного воздействия, пытаясь оказать это воздействие на определенную группу людей, побудить их принять свою точку зрения, в действительности получают результат, прямо противоположный ожидаемому: люди, на которых они пытаются оказать воздействие, не только не принимает эту точку зрения, но еще более укрепляются в прямо противоположном мнении. Эффект бумеранга чаще всего возникает тогда, когда люди, на которых оказывают воздействие, резко отрицательно, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику информации, предназначенному для изменения их мнения.
Включенного наблюдения метод — метод научного исследования процессов, происходящих в малых и больших социальных группах. При использовании данного метода психолог на время проведения исследования становится участником деятельности той группы, которую он изучает, того процесса, за ходом которого он наблюдает. Другие участники группы или процесса в этом случае или не знают о том, что он ведет за ними наблюдение, или же сами соглашаются на это.
Власти мотив — устойчивый мотив социального поведения, проявляющийся в стремлении человека получить или сохранить власть над людьми, держать у их под своим контролем, управлять их поведением, оказывать на них влияние.
Группа социальная — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них социальных или психологических признаков.
Группа малая — небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам: единое дело (цель, деятельность), личное знание друг друга, непосредственное общение и взаимодействие в деятельности, наличие установленных личных и деловых взаимоотношений, общие особенности психологии и поведения, чувство «мы» (чувство принадлежности к одной группе).
Группа маргинальная — общность, состоящая из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких различных культур, однако полностью не принадлежат ни к одной из них.
Группа нормативная — общность, используемая для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психология и поведение представителей других групп.
Группа первичная — общность, состоящая из людей, имеющих общую, систему ценностей, цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты. Такая группа является наиболее устойчивой и способна оказывать более сильное, чем другие социальные группы, воздействие на психологию, поведение и развитие человека. Первичной группой является, например, семья.
Группа референтная - группа, являющаяся для человека образцовой, где он находит нормы и правила поведения, членам которой он подражает и ценности которой разделяет. Термин «референтная группа» используется не только тогда, когда речь идет об общности, членом которой человек реально является, но и о группе, к которой человек не принадлежит, но тем не менее считает ее образцовой для себя.
Групповая динамика — 1. Область исследований в социальной психологии, где изучаются процессы возникновения, функционирования и развития I разных социальных групп. 2. Социально-психологические процессы, происходящие в малых группах при их формировании и развитии.
Деперсонализаци я — 1. Обезличивание, то есть неправомерное, представляющее собой произвол, лишение человека права считаться личностью. 2. Утрата самим человеком таких психологических особенностей, которые характеризуют его как личность. 3. Временное психологическое состояние, встречающееся в случаях, когда человек оказывается участником какой-либо эмоционально возбужденной массы людей, например толпы, и, подчиняясь ее влияниям, действует заодно со всеми другими членами толпы.
Депривация психосоциальная — недостаток контактов человека с людьми, особенно в детском возрасте. Термин «психосоциальная депривация» обычно используется для характеристики неблагоприятной домашней обстановки, в которой ребенок не получает достаточного внимания со стороны родителей, испытывает дефицит общения с ними и другими людьми. Психосоциальная депривация является одной из причин отставания детей в умственном развитии.
Зависимость психологическая — 1. Отношения между людьми, при которых одни из них нуждаются в поддержке или находятся под влиянием других. 2. Черта личности человека, который часто оказывается под влиянием окружающих людей.
Заражение — бессознательная передача эмоций и других психологических у состояний от человека к человеку.
Значимый другой — термин Г. Салливана, обозначающий в его работах человека, который является важным (ценным) для данного человека, способен оказывать на него существенное психологическое влияние.
Идентификация групповая — отождествление человеком себя с членами какой-либо определенной социальной группы.
Ингибиция социальная —социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека. Социальная ингибиция проявляется, например, в том, что человек в присутствии людей, которые наблюдают за ним или взаимодействуют с ним, не полностью реализует свои возможности, не проявляет те способности, которые у него имеются.
Ин-группа (ingroup – англ.) 1. Группа людей, к которой человек себя причисляет. Она иногда называется «своей группой» или «группой - мы». Противопоставляется аут-группе. 2. Избранная группа людей, членов которой характеризует сильно выраженное чувство идентификации с группой собственной избранности (элитарности) и стремление вести себя так, чтобы исключить вхождение в состав данной группы других людей.
Интеграция групповая - процесс объединения людей в социальную группу, сопровождающийся повышением внутреннего единства и сплочением соответствующей группы.
Интеллект социальный — 1. Умственная способность, позволяющая человеку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события, прогнозировать ход этих событий, а также поступки людей. Термин «социальный интеллект» в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развитая общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В ЭТОМ его значении термин «социальный интеллект» был использован Г. Айзенком.
Интеракция — взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. В процессе интеракции действия одного человека являются одновременно и стимулами, и реакциями на действия другого человека. Интервью — метод социально-психологического исследования, основанный на проведении личной беседы с человеком. В ходе такой беседы человеку задается ряд вопросов, которые или заранее продуманы психологом, или возникают у нега в процессе проведения интервью.
Интернализация — буквально — присвоение, усвоение, превращение чего-либо внешнего по отношению к человеку в его внутреннее, психологическое свойство. Термин «Интернализация» чаще всего используется в социологии, но иногда его применяют и в психологии. Основные значения интернализации в этих науках следующие. 1. Принятие человеком убеждений, ценностей, социальных установок, норм, способов поведения некоторой социальной группы как своих собственных. Интернализация в этом ее понимании отличается от социализации тем, что при социализации психология и поведение человека уподобляются психологии и поведению социальной группы, но без внутреннего изменения психологии самого человека, а при интернализации это изменение имеет место. 2. Освоение человеком определенной системы правил, представленных в абстрактном виде. В социальной психологии термин Интернализация был введен в научный оборот социологом М. Мид для обозначения факта усвоения человеком культуры других людей, их психологии, обычаев и традиций.
Коллектив — социальная группа высокого уровня развития. Отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, высокой организованностью и эффективностью деятельности, ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью и информированностью. В работе коллектива отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект.
Коллективизм — 1. Стремление людей, объединенных в социальную группу, работать вместе, делать все сообща, не противопоставляя личные интересы интересам друг друга. Коллективизм характеризует поведение людей в группе, достигшей уровня развития коллектива, и по своим социально-психологическим проявлениям противоположен индивидуализму. 2. Модель социальной культуры и социальных отношений, основанная на идее выгоды, извлекаемой множеством людей из их совместной коллективной жизни. Многие из культур, существующих в мире, в том числе традиционная русская культура, а также ряд культур стран Латинской Америки, Азии и Африки, считаются коллективистскими, в то время как современная культура США и культуры некоторых стран Европы считаются индивидуалистскими.
Команда — сплоченная и эффективная малая группа людей, зарубежный аналог высокоразвитой группы, которую в отечественной социальной психологии принято называть коллективом.
Коммуникаций — обмен информацией, общение, связи или взаимодействие у людей в группе или в обществе.
Конфликт — столкновение противоречивых, противоположных взглядов, не совместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения. Конфликт — трудно устранимое разногласие между людьми, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо сторонами его жизни, связанное, например, с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей и т. п.
Конфликт групповой (внутригрупповой) — разновидность межличностного
конфликта, который возникает между членами какой-либо социальной группы.
Конфликт межличностный — конфликт, который относится к взаимоотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости, противоречивости их позиций, взглядов, ценностей, мнений, морали, поступков и т. п.
Конфликт ролевой — конфликтная социальная ситуация, в которой человеку приходится играть две или более несовместимые друг с другом роли.
Конформизм — социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в группе или обществе.
Лидер — член социальной группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются членами этой группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Лидер обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель.
Лидерства стиль — типичное поведение лидера в отношении зависимых от него людей. Стиль лидерства включает в себя действия, приемы и методы, применяемые лидером для оказания воздействия на остальных членов группы.
Лидерство — 1. Факт выхода человека в лидеры группы. 2. Социально-психологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоотношений с другими членами группы.
Личность базовая — этнопсихологическое понятие, означающее основной тип личности человека, формируемый культурой того или иного народа (9ТНО-са). Базовая личность в данном случае — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым К освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности существующими в рамках данной культуры отношениями, Идея базовой личности была предложена А. Кардинером.
Любовь — высшее, эмоционально положительное чувство, связывающее людей друг с другом близкими, интимными отношениями, основанное на желании и стремлении сделать жизнь любимого человека счастливой. В отдельных, частных случаях его употребления в психологии слово «любовь» может означать следующее. 1. Сильное, положительное чувство, испытываемое одним человеком в отношении другого. 2. Аналогичное чувство, испытываемое человеком в отношении животных (например, любовь человека к своей собаке). 3. Такое же чувство человека по отношению к какому-либо предмету (например, любовь к книгам). 4. Сильное чувство эмоциональной привязанности к какому-либо идеалу, например любовь к Богу. 5. Чувство, основанное на физиологическом, половом влечении. 6. Чувство, связанное с каким-либо видом деятельности (любовь к занятиям наукой, искусством и т. п.). 7. Чувство, противоположное ненависти.
Массовидные явления психики — социально-психологические явления, возникающие в массах людей. К ним, например, относят моду, панику, слухи, общественное настроение, общественное мнение, религию и ряд других.
Мнение общественное — одно из массовидных явлений психики, представляющее собой мнение общества или значительной его части по поводу каких-либо событий и ли объектов.
Мнение публичное — 1. Общая точка зрения, открыто заявленная или выраженная определенной социальной группой или обществом в целом. Публичное мнение в этом его понимании близко к общественному мнению. 2. Открыто заявленное мнение отдельно взятого человека по какому-либо вопросу.
Мода — система вкусов и предпочтений людей, сложившаяся на данный момент времени, например, в предметах домашнего обихода, видах деятельности, формах отдыха, одежде, видах искусства и т. п.
Научение социальное — форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Понятие «социальное научение» и его теория были предложены американским психологом, представителем социального бихевиоризма А. Бандурой.
Общение — взаимодействие; обмен информацией между людьми или животными при их прямых или косвенные контактах друг с другом.
Опрос — метод психологического исследования, основанный на получении
от человека необходимой информации в ответ на заданные ему вопросы. Эти вопросы, в свою очередь, могут быть определены заранее (стандартизированный опрос) или сформулированы в ходе опроса (свободный опрос), быть открытыми (предполагать любые ответы на них) или закрытыми (допускать только один из заранее установленных стандартных ответов).
Паника — одно из массовидных явлений психики, представляющее собой М состояние повышенной, неупорядоченной активности и беспокойства, возникающее в больших группах людей (массах) под влиянием факторов, несущих в себе реальную или потенциальную угрозу для их жизни. Она сопровождается сильно выраженными эмоциями (аффектами) типа страха, ужаса, беспокойным, «инстинктоподобным» поведением. Паника нередко возникает под воздействием не реальной угрозы, а только слухов о ней, например слухов о предстоящем резком ухудшении условий жизни людей. Состояние паники, возникнув, далее передается от человека к человеку с помощью таких механизмов взаимного психологического влияния людей друг на друга, как заражение, подражание и внушение.
Перцепция социальная — 1. В широком значении слова — любой аспект восприятия (перцепции), который включает в себя восприятие того, что относится к обществу, людям, социальным событиям и т. п. 2. В узком, специальном значении — процесс восприятия человеком себя как личности, окружающих людей, социальных событий и человеческих отношений. Субъектом социальной перцепции может стать не только человек, но также группы людей и их взаимоотношения.
Подражание — сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком форм поведения, а через них — и психологических особенностей других людей. Выделяются два основных типа подражания. 1. Простое подражание, при котором отсутствует конфликт, связанный с актом подражания как таковым. 2. Подражание, при котором человек изначально переживает конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, что он подражает другому человеку. Однако если данный человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию уменьшается. Подражание рассматривается как один из основных механизмов социализации человека, приобретения им полезного для жизни опыта и тех психологических свойств, которые характеризуют его как развитую личность. Психология масс — область социальной психологии, в которой исследуются у психологические особенности больших неорганизованных социальных групп людей (масс и толп), а также других массовых объединений или скоплений людей (например, участников митингов и собраний, избирателей во время проведения избирательных компаний). Как сфера пограничных психолого-социальных (социологических и психологических) исследований психология масс впервые была представлена в работах французских социологов Г. Лебона и Г. Тарда, а также в трудах итальянского юриста Ш. Сигеле. Несколько позднее к ней обратился известный российский врач-психиатр и социальный психолог В. М. Бехтерев.
Психология народов — область научных психологических знаний и исследований, связанная с изучением, описанием и объяснением психологических особенностей (взглядов, обычаев, традиций и т. п.) разных народов. Психология народов возникла во второй половине XIX века и под этим названием некоторое время существовала в начале XX века. Создателями психологии народов считаются немецкие ученые М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт. Возникновение психологии народов предшествовало появлению современной социальной психологии.
Роль — социально-психологическое понятие, обозначающее психологию и формы поведения, характерные для человека в зависимости от того, какое положение в обществе или социальной группе он занимает.
Роль социальная — совокупность форм поведения, характерных для человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль лидера, руководителя, родителя, ребенка, учителя и
Санкции — средства социально-психологического воздействия на человека, которые применяются обществом или социальными группами, а также V отдельными людьми для того, чтобы повлиять на поведение данного человека. Санкции могут быть положительными, поддерживающими или стимулирующими соответствующее поведение, и отрицательными, препятствующими или подавляющими его.
Слухи — массовидное явление психики, представляющее собой информацию, передаваемую людьми из уст в уста. Речь идет о непроверенной, не вполне достоверной информации, которая, кроме того, искажается при ее передаче в устной форме через многих людей.
Сознание массовое — система явлений, представленных в сознании больших неорганизованных объединений людей: масс и толп. В массовое сознание входят знания, убеждения, потребности, нормы, ценности, отношения, общие эмоциональные переживания людей. Массовое сознание формируется как отражение состояния общества в данный момент времени. Массовые настроения и общественное мнение являются частными формами проявления массового сознания.
Социализация — процесс и результат усвоения человеком социального опыта. В широком смысле слова — процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоения и воспроизводства ими общественного опыта. В результате социализации они приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной жизни в человеческом обществе, становятся цивилизованными, культурными людьми — личностями. В более узком смысле слова под социализацией может пониматься следующее. 1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта, становление его полноценным членом общества или какой-либо социальной группы. 2. В промышленной и организационной психологии — процесс, посредством которого новый член соответствующей организации учится адаптироваться к нормам и распределению ролей в этой организации. Социальная установка (social attitude — англ.) — устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Объектами социальной V установки (или тем, к чему она относится) могут быть сам человек, окружающие его люди или группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п.
Социальный стереотип — искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление об определенной категории людей или о том, что происходит в обществе. Социальные стереотипы могут проявляться в отношениях людей к определенным общественным событиям, явлениям, социальным группам, отдельным людям, а также в политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других взаимоотношениях людей.
Статус — 1. Положение человека в системе. межличностных отношений группы или общества в целом, его авторитет, признание, уважение со стороны других людей. Так понимаемый статус включает в себя права, привилегии, престиж, власть данного человека относительно других людей в данной группе или обществе.
Толерантность — 1. Терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо. 2. Способность человека в течение длительного времени стойко переносить какие-либо неприятности. 3. Установка на либеральное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений и ценностей, других людей. 4. Способность выдерживать стресс, лишения, боль и другие неприятности без серьезных последствий.
Трансакция — взаимодействие, взаимное влияние людей в различных социальных группах.
Установок социальных система (аттитюдов кластер) — совокупность взаимосвязанных социальных установок, характерных для данного человека.
Фасилитация (фацилитация) социальная — явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, его действия облегчаются, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам. При этом продуктивность и качество деятельности | человека, который испытывает влияние социальной фасилитации, обычно оказываются выше, чем тогда, когда рядом с ним никого нет, то есть когда он работает один.
Фасилитация — акт (действие, поступок и т. п.), в результате которого улучшается, облегчается течение какого-либо процесса, устраняются трудности, возникшие на его пути.
Ценности — то, что человек особенно ценит в своей жизни, чему он придает большое значение, что выражает для него главный жизненный смысл.
Эмпатия — в общем случае — сопереживание, сочувствие, понимание психологических состояний других людей. В частных его значениях термин «эмпатия» может означать следующее. 1. Осознание и глубокое понимание человеком чувств, переживаемых другими людьми. 2. Подражательную реакцию, возникающую в ответ на эмоциональные переживания других людей и сопровождающуюся повторением их жестов, мимики и пантомимики. 3. Представление и понимание другого человека, той роли, которую он играет. 4. В теории личности Г. Салливана — невербализуемый, скрытый процесс коммуникации, посредством которого установки, чувства и суждения передаются от одного человека к другому. 5. В концепции немецкого психолога Т. Липпса — особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отрицательные переживания эстетического плана.
Эффект новизны — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека оказывает та информация о нем, которая поступает последней, то есть является более новой.
Эффект ореола — феномен межличностного восприятия, характеризующийся тем, что уже сложившееся впечатление о человеке определяет его последующее восприятие, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует данному впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.