СЛОВАРЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ




Адаптация социальная — 1. В общем случае — приспособление психоло­гии (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.) и поведения чело­века к социальным условиям или к ситуации, в которой он находится. 2. В со­циологии — приспособление человека к особенностям страны, ее культуры, политики, идеологии, сложившейся ситуации.

Альтруизм — 1. Форма социального поведения и черта характера, прояв­ляющаяся в стремлении человека делать добро, оказывать людям помощь, обеспечивать поддержку, причем бескорыстно, иногда даже в ущерб себе. Альтруизм в этом его понимании — одна из главных социальных потребностей человека. 2. Постановка благополучия и интересов других людей выше своих интересов, и собственного благополучия. Как мотив социального поведения альтруизм является альтернативой агрессивности. Человек, воспитанный аль­труистически и ведущий себя так, почти никогда не бывает агрессивным.

Атракция — 1. Характеристика некоторого объекта — человека, предмета, события и т. п., выражающаяся в его способности порождать положительные эмоции, привлекать и притягивать к себе людей. 2. Стремление, влечение че­ловека к некоторому приятному для него объекту, например к другому чело­веку, группе людей, предмету или событию. 3. Симпатия, вызываемая неко­торым объектом и побуждающая людей стремиться к нему.

Атрибуция — акт приписывания какого-либо непосредственно не воспри­нимаемого свойства некоторому предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная — в общем случае — теория и практика приписы­вания одним явлениям способности выступать в качестве причины других явлений. Это также поиск, выявление и описание соответствующих причин или причинно-следственное объяснение явлений.

Аффилиация — 1. Положительные эмоции (симпатии) в человеческих от­ношениях. 2. Одна из важных социальных потребностей человека, проявляю­щаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, находиться сре­ди них, устанавливать, сохранять и эмоционально улучшать положительные взаимоотношения с ними.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологического ха­рактера, мешающее человеку в достижении поставленных целей. В общении людей между собой под психологическим барьером понимается то, что меша­ет этим людям нормально и свободно общаться друг с другом. Психологичес­ким барьером может быть, например, боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т. п.

Бумеранга эффект — социально-психологическое явление, которое про­является в том, что лицо или организация, выступающие в качестве источника информационного воздействия, пытаясь оказать это воздействие на определен­ную группу людей, побудить их принять свою точку зрения, в действительнос­ти получают результат, прямо противоположный ожидаемому: люди, на которых они пытаются оказать воздействие, не только не принимает эту точку зрения, но еще более укрепляются в прямо противоположном мнении. Эф­фект бумеранга чаще всего возникает тогда, когда люди, на которых оказыва­ют воздействие, резко отрицательно, с явно выраженной неприязнью отно­сятся к источнику информации, предназначенному для изменения их мнения.

Включенного наблюдения метод — метод научного исследования процессов, происходящих в малых и больших социальных группах. При использовании дан­ного метода психолог на время проведения исследования становится участни­ком деятельности той группы, которую он изучает, того процесса, за ходом кото­рого он наблюдает. Другие участники группы или процесса в этом случае или не знают о том, что он ведет за ними наблюдение, или же сами соглашаются на это.

Власти мотив — устойчивый мотив социального поведения, проявляющий­ся в стремлении человека получить или сохранить власть над людьми, держать у их под своим контролем, управлять их поведением, оказывать на них влияние.

Группа социальная — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них социальных или психологичес­ких признаков.

Группа малая — небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам: единое дело (цель, деятельность), личное знание друг друга, непосредственное обще­ние и взаимодействие в деятельности, наличие установленных личных и де­ловых взаимоотношений, общие особенности психологии и поведения, чув­ство «мы» (чувство принадлежности к одной группе).

Группа маргинальная — общность, состоящая из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких раз­личных культур, однако полностью не принадлежат ни к одной из них.

Группа нормативная — общность, используемая для установления стан­дартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психоло­гия и поведение представителей других групп.

Группа первичная — общность, состоящая из людей, имеющих общую, систему ценностей, цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты. Такая группа является наиболее устойчивой и способна оказывать более сильное, чем другие социальные группы, воздействие на психо­логию, поведение и развитие человека. Первичной группой является, на­пример, семья.

Группа референтная - группа, являющаяся для человека образцовой, где он находит нормы и правила поведения, членам которой он подражает и ценно­сти которой разделяет. Термин «референтная группа» используется не только тогда, когда речь идет об общности, членом которой человек реально является, но и о группе, к которой человек не принадлежит, но тем не менее считает ее образцовой для себя.

Групповая динамика — 1. Область исследований в социальной психологии, где изучаются процессы возникновения, функционирования и развития I разных социальных групп. 2. Социально-психологические процессы, проис­ходящие в малых группах при их формировании и развитии.

Деперсонализаци я — 1. Обезличивание, то есть неправомерное, представ­ляющее собой произвол, лишение человека права считаться личностью. 2. Утра­та самим человеком таких психологических особенностей, которые характеризу­ют его как личность. 3. Временное психологическое состояние, встречающееся в случаях, когда человек оказывается участником какой-либо эмоционально возбужденной массы людей, например толпы, и, подчиняясь ее влияниям, дей­ствует заодно со всеми другими членами толпы.

Депривация психосоциальная — недостаток контактов человека с людь­ми, особенно в детском возрасте. Термин «психосоциальная депривация» обычно используется для характеристики неблагоприятной домашней об­становки, в которой ребенок не получает достаточного внимания со сторо­ны родителей, испытывает дефицит общения с ними и другими людьми. Психосоциальная депривация является одной из причин отставания детей в умственном развитии.

Зависимость психологическая — 1. Отношения между людьми, при кото­рых одни из них нуждаются в поддержке или находятся под влиянием дру­гих. 2. Черта личности человека, который часто оказывается под влиянием окружающих людей.

Заражение — бессознательная передача эмоций и других психологических у состояний от человека к человеку.

Значимый другой — термин Г. Салливана, обозначающий в его работах человека, который является важным (ценным) для данного человека, способен оказывать на него существенное психологическое влияние.

Идентификация групповая — отождествление человеком себя с членами какой-либо определенной социальной группы.

Ингибиция социальная —социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окру­жающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данно­го человека. Социальная ингибиция проявляется, например, в том, что чело­век в присутствии людей, которые наблюдают за ним или взаимодействуют с ним, не полностью реализует свои возможности, не проявляет те способно­сти, которые у него имеются.

Ин-группа (ingroup – англ.) 1. Группа людей, к которой человек себя причисляет. Она иногда называется «своей группой» или «группой - мы». Про­тивопоставляется аут-группе. 2. Избранная группа людей, членов которой ха­рактеризует сильно выраженное чувство идентификации с группой собствен­ной избранности (элитарности) и стремление вести себя так, чтобы исключить вхождение в состав данной группы других людей.

Интеграция групповая - процесс объединения людей в социальную груп­пу, сопровождающийся повышением внутреннего единства и сплочением со­ответствующей группы.

Интеллект социальный — 1. Умственная способность, позволяющая челове­ку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события, прогнози­ровать ход этих событий, а также поступки людей. Термин «социальный интел­лект» в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развитая общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В ЭТОМ его зна­чении термин «социальный интеллект» был использован Г. Айзенком.

Интеракция — взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. В процессе интеракции действия одного человека являются одновре­менно и стимулами, и реакциями на действия другого человека. Интервью — метод социально-психологического исследования, основан­ный на проведении личной беседы с человеком. В ходе такой беседы человеку задается ряд вопросов, которые или заранее продуманы психологом, или воз­никают у нега в процессе проведения интервью.

Интернализация — буквально — присвоение, усвоение, превращение чего-либо внешнего по отношению к человеку в его внутреннее, психологическое свойство. Термин «Интернализация» чаще всего используется в социологии, но иногда его применяют и в психологии. Основные значения интернализации в этих науках следующие. 1. Принятие человеком убеждений, ценностей, социальных установок, норм, способов поведения некоторой социальной груп­пы как своих собственных. Интернализация в этом ее понимании отличается от социализации тем, что при социализации психология и поведение челове­ка уподобляются психологии и поведению социальной группы, но без внут­реннего изменения психологии самого человека, а при интернализации это изменение имеет место. 2. Освоение человеком определенной системы пра­вил, представленных в абстрактном виде. В социальной психологии термин Интернализация был введен в научный оборот социологом М. Мид для обо­значения факта усвоения человеком культуры других людей, их психологии, обычаев и традиций.

 

Коллектив — социальная группа высокого уровня развития. Отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, высокой организо­ванностью и эффективностью деятельности, ответственностью, коллекти­визмом, сплоченностью, организованностью, открытостью и информиро­ванностью. В работе коллектива отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект.

Коллективизм — 1. Стремление людей, объединенных в социальную груп­пу, работать вместе, делать все сообща, не противопоставляя личные интересы интересам друг друга. Коллективизм характеризует поведение людей в группе, достигшей уровня развития коллектива, и по своим социально-психологичес­ким проявлениям противоположен индивидуализму. 2. Модель социальной культуры и социальных отношений, основанная на идее выгоды, извлекае­мой множеством людей из их совместной коллективной жизни. Многие из культур, существующих в мире, в том числе традиционная русская культура, а также ряд культур стран Латинской Америки, Азии и Африки, считаются коллективистскими, в то время как современная культура США и культуры некоторых стран Европы считаются индивидуалистскими.

Команда — сплоченная и эффективная малая группа людей, зарубежный аналог высокоразвитой группы, которую в отечественной социальной психо­логии принято называть коллективом.

Коммуникаций — обмен информацией, общение, связи или взаимодействие у людей в группе или в обществе.

Конфликт — столкновение противоречивых, противоположных взглядов, не совместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведе­ния. Конфликт — трудно устранимое разногласие между людьми, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо сторонами его жизни, связанное, например, с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей и т. п.

Конфликт групповой (внутригрупповой) — разновидность межличностного

конфликта, который возникает между членами какой-либо социальной группы.

Конфликт межличностный — конфликт, который относится к взаимоотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости, противоречивости их позиций, взглядов, ценностей, мнений, морали, поступков и т. п.

Конфликт ролевой — конфликтная социальная ситуация, в которой человеку приходится играть две или более несовместимые друг с другом роли.

Конформизм — социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в группе или обществе.

Лидер — член социальной группы, чьи авторитет, власть и полномочия доб­ровольно признаются членами этой группы, готовыми ему подчиняться и сле­довать за ним. Лидер обладает неформальным, или неофициальным, автори­тетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель.

Лидерства стиль — типичное поведение лидера в отношении зависимых от него людей. Стиль лидерства включает в себя действия, приемы и методы, при­меняемые лидером для оказания воздействия на остальных членов группы.

Лидерство — 1. Факт выхода человека в лидеры группы. 2. Социально-пси­хологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоот­ношений с другими членами группы.

Личность базовая — этнопсихологическое понятие, означающее основной тип личности человека, формируемый культурой того или иного народа (9ТНО-са). Базовая личность в данном случае — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым К освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности существующими в рамках данной культуры отношениями, Идея базовой личности была предложена А. Кардинером.

Любовь — высшее, эмоционально положительное чувство, связывающее людей друг с другом близкими, интимными отношениями, основанное на же­лании и стремлении сделать жизнь любимого человека счастливой. В отдель­ных, частных случаях его употребления в психологии слово «любовь» может означать следующее. 1. Сильное, положительное чувство, испытываемое од­ним человеком в отношении другого. 2. Аналогичное чувство, испытываемое человеком в отношении животных (например, любовь человека к своей соба­ке). 3. Такое же чувство человека по отношению к какому-либо предмету (на­пример, любовь к книгам). 4. Сильное чувство эмоциональной привязаннос­ти к какому-либо идеалу, например любовь к Богу. 5. Чувство, основанное на физиологическом, половом влечении. 6. Чувство, связанное с каким-либо ви­дом деятельности (любовь к занятиям наукой, искусством и т. п.). 7. Чувство, противоположное ненависти.

Массовидные явления психики — социально-психологические явления, возникающие в массах людей. К ним, например, относят моду, панику, слухи, общественное настроение, общественное мнение, религию и ряд других.

Мнение общественное — одно из массовидных явлений психики, пред­ставляющее собой мнение общества или значительной его части по поводу каких-либо событий и ли объектов.

Мнение публичное — 1. Общая точка зрения, открыто заявленная или выраженная определенной социальной группой или обществом в целом. Публичное мнение в этом его понимании близко к общественному мнению. 2. От­крыто заявленное мнение отдельно взятого человека по какому-либо вопросу.

Мода — система вкусов и предпочтений людей, сложившаяся на данный момент времени, например, в предметах домашнего обихода, видах деятель­ности, формах отдыха, одежде, видах искусства и т. п.

Научение социальное — форма научения, связанная с приобретением чело­веком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Понятие «социальное научение» и его теория были предложены аме­риканским психологом, представителем социального бихевиоризма А. Бандурой.

Общение — взаимодействие; обмен информацией между людьми или животными при их прямых или косвенные контактах друг с другом.

Опрос — метод психологического исследования, основанный на получении

от человека необходимой информации в ответ на заданные ему вопросы. Эти вопросы, в свою очередь, могут быть определены заранее (стандартизирован­ный опрос) или сформулированы в ходе опроса (свободный опрос), быть от­крытыми (предполагать любые ответы на них) или закрытыми (допускать только один из заранее установленных стандартных ответов).

Паника — одно из массовидных явлений психики, представляющее собой М состояние повышенной, неупорядоченной активности и беспокойства, возни­кающее в больших группах людей (массах) под влиянием факторов, несущих в себе реальную или потенциальную угрозу для их жизни. Она сопровождает­ся сильно выраженными эмоциями (аффектами) типа страха, ужаса, беспо­койным, «инстинктоподобным» поведением. Паника нередко возникает под воздействием не реальной угрозы, а только слухов о ней, например слухов о предстоящем резком ухудшении условий жизни людей. Состояние паники, возникнув, далее передается от человека к человеку с помощью таких меха­низмов взаимного психологического влияния людей друг на друга, как зара­жение, подражание и внушение.

Перцепция социальная — 1. В широком значении слова — любой аспект восприятия (перцепции), который включает в себя восприятие того, что относится к обществу, людям, социальным событиям и т. п. 2. В узком, специальном значении — процесс восприятия человеком себя как личности, окру­жающих людей, социальных событий и человеческих отношений. Субъектом социальной перцепции может стать не только человек, но также группы лю­дей и их взаимоотношения.

Подражание — сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком форм поведения, а через них — и психологических особенностей других людей. Выделяются два основных типа подражания. 1. Простое подражание, при котором отсутствует конфликт, связанный с актом подража­ния как таковым. 2. Подражание, при котором человек изначально пережива­ет конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, что он подражает друго­му человеку. Однако если данный человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию умень­шается. Подражание рассматривается как один из основных механизмов соци­ализации человека, приобретения им полезного для жизни опыта и тех психо­логических свойств, которые характеризуют его как развитую личность. Психология масс — область социальной психологии, в которой исследуются у психологические особенности больших неорганизованных социальных групп людей (масс и толп), а также других массовых объединений или скоплений лю­дей (например, участников митингов и собраний, избирателей во время проведе­ния избирательных компаний). Как сфера пограничных психолого-социальных (социологических и психологических) исследований психология масс впервые была представлена в работах французских социологов Г. Лебона и Г. Тарда, а так­же в трудах итальянского юриста Ш. Сигеле. Несколько позднее к ней обратился известный российский врач-психиатр и социальный психолог В. М. Бехтерев.

Психология народов — область научных психологических знаний и иссле­дований, связанная с изучением, описанием и объяснением психологических особенностей (взглядов, обычаев, традиций и т. п.) разных народов. Психо­логия народов возникла во второй половине XIX века и под этим названием некоторое время существовала в начале XX века. Создателями психологии народов считаются немецкие ученые М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт. Возникновение психологии народов предшествовало появлению современ­ной социальной психологии.

Роль — социально-психологическое понятие, обозначающее психологию и формы поведения, характерные для человека в зависимости от того, какое положение в обществе или социальной группе он занимает.

Роль социальная — совокупность форм поведения, характерных для человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль лидера, руководителя, родителя, ребенка, учителя и

Санкции — средства социально-психологического воздействия на человека, которые применяются обществом или социальными группами, а также V отдельными людьми для того, чтобы повлиять на поведение данного челове­ка. Санкции могут быть положительными, поддерживающими или стимули­рующими соответствующее поведение, и отрицательными, препятствующи­ми или подавляющими его.

Слухи — массовидное явление психики, представляющее собой информацию, передаваемую людьми из уст в уста. Речь идет о непроверенной, не вполне достоверной информации, которая, кроме того, искажается при ее переда­че в устной форме через многих людей.

Сознание массовое — система явлений, представленных в сознании боль­ших неорганизованных объединений людей: масс и толп. В массовое созна­ние входят знания, убеждения, потребности, нормы, ценности, отношения, общие эмоциональные переживания людей. Массовое сознание формируется как отражение состояния общества в данный момент времени. Массовые настроения и общественное мнение являются частными формами проявления массового сознания.

Социализация — процесс и результат усвоения человеком социального опы­та. В широком смысле слова — процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоения и воспроизводства ими общественного опыта. В результате социализации они приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необ­ходимые ему для нормальной жизни в человеческом обществе, становятся ци­вилизованными, культурными людьми — личностями. В более узком смысле слова под социализацией может пониматься следующее. 1. Процесс и резуль­тат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему со­циального опыта, становление его полноценным членом общества или какой-либо социальной группы. 2. В промышленной и организационной психологии — процесс, посредством которого новый член соответствующей организации учит­ся адаптироваться к нормам и распределению ролей в этой организации. Социальная установка (social attitude — англ.) — устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо. Объектами социальной V установки (или тем, к чему она относится) могут быть сам человек, окружаю­щие его люди или группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п.

Социальный стереотип — искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление об определенной категории людей или о том, что происходит в обществе. Социальные стереотипы могут проявляться в отношениях людей к определенным общественным событиям, явлениям, социальным группам, отдельным людям, а также в политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других взаимоотношениях людей.

Статус — 1. Положение человека в системе. межличностных отношений группы или общества в целом, его авторитет, признание, уважение со сторо­ны других людей. Так понимаемый статус включает в себя права, привиле­гии, престиж, власть данного человека относительно других людей в данной группе или обществе.

Толерантность — 1. Терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо. 2. Способность человека в течение длительного времени стой­ко переносить какие-либо неприятности. 3. Установка на либеральное отно­шение и принятие (понимание) поведения, убеждений и ценностей, других людей. 4. Способность выдерживать стресс, лишения, боль и другие неприят­ности без серьезных последствий.

Трансакция — взаимодействие, взаимное влияние людей в различных со­циальных группах.

Установок социальных система (аттитюдов кластер) — совокупность взаимосвязанных социальных установок, характерных для данного человека.

Фасилитация (фацилитация) социальная — явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, его действия облегчаются, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам. При этом продуктивность и качество деятельности | человека, который испытывает влияние социальной фасилитации, обычно оказываются выше, чем тогда, когда рядом с ним никого нет, то есть когда он работает один.

Фасилитация — акт (действие, поступок и т. п.), в результате которого улучшается, облегчается течение какого-либо процесса, устраняются трудности, возникшие на его пути.

Ценности — то, что человек особенно ценит в своей жизни, чему он прида­ет большое значение, что выражает для него главный жизненный смысл.

Эмпатия — в общем случае — сопереживание, сочувствие, понимание психологических состояний других людей. В частных его значениях термин «эмпатия» может означать следующее. 1. Осознание и глубокое понимание чело­веком чувств, переживаемых другими людьми. 2. Подражательную реакцию, возникающую в ответ на эмоциональные переживания других людей и сопро­вождающуюся повторением их жестов, мимики и пантомимики. 3. Представле­ние и понимание другого человека, той роли, которую он играет. 4. В теории личности Г. Салливана — невербализуемый, скрытый процесс коммуникации, посредством которого установки, чувства и суждения передаются от одного человека к другому. 5. В концепции немецкого психолога Т. Липпса — особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отри­цательные переживания эстетического плана.

Эффект новизны — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека оказывает та информация о нем, которая поступает последней, то есть является более новой.

Эффект ореола — феномен межличностного восприятия, характеризующийся тем, что уже сложившееся впечатление о человеке определяет его последующее восприятие, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует данному впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: