ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Факультет промышленной технологии лекарств
Форма обучения: очная
по направлению подготовки (по специальности)
19.03.01 «Биотехнология», квалификация (степень) - бакалавр
Объем дисциплины (час)
Виды занятий | Распределение по семестрам, час | |
Всего | 6 семестр, 3 курс (2 недели) | |
Самостоятельная работа | 2 недели | 2 недели |
Всего: | 2 недели | 2 недели |
Контрольные мероприятия | Семестр |
Экзамен | - |
Зачет |
Санкт-Петербург, 2014г.
Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки – 19.03.01 (240700.62) Биотехнология, квалификация – бакалавр (ФГОС утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 (№816).
Составители рабочей программы:
Доценты каф. биотехнологии: __________ Колодязная В.А.
__________ Котова Н.В.
__________ Топкова О.В.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры биотехнологии
протокол №16 от 03 июня 2014 г.
Заведующий кафедрой биотехнологии, к.б. н. __________ Колодязная В.А.
16 июня 2014 г.
Программа одобрена методической комиссией факультета промышленной технологии лекарств протокол № 7 от 26 июня 2014 года.
Председатель методической комиссии факультета ПТЛ __________ Алексеева Г.М.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целями практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
|
РАЗДЕЛ 2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Учебная практика студентов, выполняющих курсовые проекты или работы, является неотъемлемой частью учебного процесса.
Содержание практики определяется темой курсовой работы. В период практики студент обязан собрать фактический материал о конкретном производстве и производственной деятельности предприятия. Студенты, выполняющие курсовые работы по теме, связанной с объектом практики используют собранный материал при разработке проекта. Основной задачей практики обучающихся по направлению подготовки 19.03.01 «Биотехнология» состоит в том, чтобы позволить обучающемуся почувствовать себя способным к профессиональной деятельности, к решению многочисленных вопросов, возникающих на рабочем месте будущего специалиста. Учебная практика должна обеспечивать непрерывность и последовательность овладения обучающимися практическими навыками будущей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Особое внимание во время прохождения практики уделяется самостоятельной работе и введению элементов научного творчества в своей деятельность.
К учебной практике допускаются студенты, сдавшие все экзамены, соответствующие учебному плану.
Содержание практики определяется темой курсового проекта. В период практики студент обязан собрать фактический материал о производственной деятельности предприятия, который должен быть использован при разработке курсового проекта. Одновременно практика имеет своей задачей закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общих и специальных дисциплин, на основе глубокого изучения опыта работы предприятия.
|
Задачами учебной практики являются:
ü знакомство с биотехнологическими предприятиями, структурой и организацией производственных процессов;
ü закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области биотехнологии при детальном изучении процессов производства биотехнологических препаратов;
ü ознакомление с эксплуатацией оборудования, аппаратурным оформлением биотехнологических процессов;
ü изучение реальной практики управления биотехнологическим процессом, особенностей технологии ферментации, выделения и очистки антибиотиков, ферментов, рекомбинантных белков и других биологически активных веществ, а также основ проектирования и организации конкретного биотехнологического производства (цеха, участка, отделения), основ обеспечения качества биотехнологической продукции.
РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ
Учебная практика проводится после 6 семестра обучения в течении 2-х недель, объемом 108 часов.
Связь с предшествующими дисциплинами
Учебная практика базируется на освоении следующих дисциплин учебного плана:
- Б.3.Б.4 Основы биотехнологии (универсальная схема биотехнологического производства, основные стадии процесса; стадия ферментация – главная продуктивная стадия получения биотехнологических продуктов; выделение и очистка продуктов ферментации; получение микробиологических концентратов)
- Б.3Б.5 Процессы и аппараты биотехнологии (основы теплопередачи, механизм переноса теплоты, теплоотдача при вынужденном движении теплоносителя, определение коэффициента теплоотдачи, теплоотдача при конденсации пара)
- Б.3.В.ОД.6 Биоинженерия (стерилизация питательных сред и оборудования; аппаратура для культивирования биообъектов; термодинамические процессы в ферментаторе)
|
После освоения данной дисциплины студент подготовлен для изучения следующих дисциплин учебного плана:
1. Оборудование и основы проектирования биотехнологических производств
2. Основы промышленного культивирования биообъектов
3. Технология выделения и очистки БАВ
4. Системы управления химико-технологическим процессами
5. Организация производства по GMP
6. Технология готовых лекарственных средств
7. Метрологическое обеспечение фармацевтических производств
РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика студентов проводится на предприятиях, научно-исследовательских институтах и других организациях, осуществляющих свою деятельность преимущественно в сфере фармацевтического производства и имеющие определенный положительный опыт в организации фармацевтического бизнеса.
Учебная практика проходит в течение 2 недель после окончания 6 семестра 3 курса.
РАЗДЕЛ 5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Практика проводится на предприятиях, занимающихся производством препаратов и биологически активных добавок, таких как ОАО «Биосинтез», ЗАО «БИОКАД», ЗАО «Генериум», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» СПб, ЗАО «БиоФармКомбинат» Рязанская обл, ФармФирма «Сотекс», ООО «САМСОН-МЕД», ФГУП «Гос.НИИ ОЧБ» ФМБА России», Пищевой комбинат (дрожжевое производство) СПб и т.д.
Время проведения: 6-й семестр обучения в течении 4 недель.
РАЗДЕЛ 6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
6.1. Компетенции.
В результате прохождения практики студент должен приобрести следующие компетенции:
ОК-3 Быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-9 Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ПК-10 Участвовать в разработке технологических проектов в составе авторского коллектива
ПК-7 Владение основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области, способен проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
ПК-14 Способен систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия.
ПК-15 Осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров биотехнологических процессов, свойств сырья и продукции
ПК-16 Применять полученные знания, умения и навыки для реализации и управления биотехнологическими процессами
6.2. Практические навыки, умения, владения
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие
- практические навыки:
· Научится безопасной эксплуатации основного и вспомогательного технологического оборудования;
· Подготавливать к запуску оборудование
· Производить контроль основного и вспомогательного оборудования
· Подготавливать исходное сырья и материалы
· Поддерживать заданные параметры процесса
· Контролировать качество сырья, полупродукт и готового продукта
· Выявлять и устранять причины технологического брака
уметь:
- самостоятельно работать со специальной литературой, вести поиск современного оборудования с целью решения конкретных задач в области биотехнологий;
- разрабатывать технологические схемы отдельных стадий технологического процесса производства БАВ;
- подбирать основное оборудование для биотехнологических процессов;
- критически оценивать эффективность действующего производства и разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;
владеть:
- навыками чтения и выполнения чертежей аппаратурной схемы производства и компоновки оборудования.
РАЗДЕЛ 7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в днях) | Формы текущего контроля |
1. | Выдача графика по практике. Общее знакомство с предприятием, его цехами и службами, экскурсии, Инструктаж по ТБ | Ведение дневника практики | |
2. | Изучение технологического процесса, по которому получено задание на практику. Изучение технологического процесса действующего производства, методов технологического и постадийного контроля. Составление технологической схемы процесса. Сбор данных для составления материального баланса курсового проекта. | Ведение дневника практики | |
3. | Изучение оборудования (основного и вспомогательного). Составление аппаратурной схемы технологического процесса, спецификации и компоновки оборудования. Сбор данных для выбора аппаратуры для курсового проектирования. | Ведение дневника практики | |
4. | Изучение коммуникаций и способов передачи сырья и полупродуктов. Механизация процессов. Изучение материалов по КИП и автоматизации процессов. Энергохозяйство. Экологические службы. | Ведение дневника практики | |
5. | Действие GMP на производстве: планировка, компоновка, персонал, оборудование, склады. | Ведение дневника практики | |
6. | Изучение внутрипроизводственной документации (маршрутные карты, стандартные инструкции, аналитическая документация ОКК, досье на серию, складская документация и т.д.) | Ведение дневника практики | |
7. | Оформление отчета по практике, подготовка к защите отчета | Защита отчета по практике |
РАЗДЕЛ 8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
· семинар-дискуссия
· мультимедийное сопровождение процесса учебной практики
· индивидуальная работа со студентами
РАЗДЕЛ 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов на практике приводятся в издании «Методические указания для учащихся к выполнению самостоятельной работы в рамках учебно-технологической практики».
РАЗДЕЛ 10. ФОРМЫПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Виды контроля:
Текущий контроль: ведение дневника практики
Промежуточная аттестация: по окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его на проверку руководителю практики от СПХФА одновременно с графиком, подписанным руководителем практики от предприятия и руководителем от СПХФА.
По возвращении в академию студент должен защитить отчет в комиссии из преподавателей – руководителей практики. Студенты допускаются к защите после предоставления отчета на кафедру биотехнологии
а) графика производственной практике, подписанного руководителем от предприятия
б) общего отчета по практике, подписанного руководителем от предприятия
В случае если студент не имеет достаточно полного материала по теме практики, он может быть отстранен от защиты.
На основании отчета по практике, результатов его защиты и отзыва предприятия, комиссия выставляет оценку по практике.
Отчет по практике должен включать в себя материал, собранный студентом на производстве по всему технологическому процессу или по определенным стадиям (по указанию преподавателя).
Отчет по практике выполняется в соответствии с нормами ЕСКД. Форма таблиц, входящих в отчет, должна соответствовать ОСТу 64-02-003-2002.
Порядок разделов отчета должен быть отражен в оглавлении и должен соответствовать требованиям данной программы:
1. Общая характеристика предприятия, его специализация, годовая мощность по готовому продукту.
2. Характеристика готового продукта.
3. Характеристика сырья и материалов.
Все данные по применяемому сырью должны быть сведены в таблицу.
4. Таблица выходов целевого продукта по стадиям.
5. Технологическая схема производства или отдельных цехов.
6. Описание технологической схемы производства или отдельных стадий процесса.
8. Спецификация оборудования.
Данные по используемому в производстве оборудованию необходимо представить в виде соответствующей таблицы (по ОСТу 64-02-003-2002).
9. Подготовка основного технологического оборудования.
Необходимо указать вспомогательные операции по подготовке оборудования к работе, нормы времени на их проведение, τцикла работы оборудования, включая вспомогательные операции и основной процесс.
10. Аппаратурная схема производства.
11. Заключение (включают выводы и предложения по совершенствованию действующего производства).