Стратегический анализ внешней и внутренней среды — важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития компании.
Для успешного развития предприятия важно не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегий, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения.
Главным этапом при постановке долгосрочных целей и выработке эффективной стратегии является стратегический анализ, что должно дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает компания. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.
Одним из наиболее эффективных методов оценки деятельности организации является SWOT-анализ. Он представляет собой оценку внутренней и внешней среды организации и разработку определенной стратегии деятельности.
В таблице 11 построен SWOT-анализ деятельности исследуемой организации.
Таблица 11
SWOT-анализ деятельности ОАО «Марийскавтодор»
Изменения внешней среды Характеристики внутренней среды | Возможности: 1. Снижение себестоимости услуг 2. Расширение доли рынка 3.Стимулирование строительной деятельности в регионах. | Угрозы: 1. Низкий уровень научно-технического прогресса 2. Наличие конкурентов с наиболее высокими потребительскими характеристиками. |
Сильные стороны: 1. качество выполняемых услуг 2.налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар 3.стремление к внедрению современных технологий 4. опыт работы на строительном рынке услуг | Поле СИВ 4-3(возможность-сила/слабость) увеличение доли рынка благодаря внедрению современных технологий; 1-2.увеличение предоставления услуги по более низким ценам; 5-4.расширение производства за счет стимулирования строительной деятельности | Поле СИУ 1-2(угроза-сила/слабость) использование качественных материалов для привлечения заказчиков; 2-4. разработка стратегии борьбы с конкурентами |
Слабые стороны: 1.Недостаток квалифицированных кадров; 2.низкая степень наличия преимуществ предоставляемых услуг 3. Большое количество конкурентов | Поле СЛВ 2-4.создание стратегии управления персоналом, контроль над функциями, приведет к эффективной деятельности и прибыльности. | Поле СЛУ 2-4 временное снижение цен на услуги для ограничения возможностей действующих и потенциальных конкурентов; 1-4 выделение средств на приобретение современной строительной техники. |
Используя данный SWOT, организация сможет избежать некоторые угрозы. Он поможет организации улучшить свое положение с помощью сильных сторон, укрепит свои слабые стороны, используя представленные возможности.
Исследование внешней среды на уровне макроокружения проведем с помощью PEST-анализа, который предполагает изучение возможных воздействий со стороны политических факторов, состояния экономики, социально-культурных особенностей и научно-технической среды (рис.3).
Рис.3. Составляющие PEST-анализа
Экономика | Недостатки инвестирования, большие государственные долги. |
Политика | высокая значимость от политики в регионе, любое изменение может повлечь за собой серьезные последствия на деятельность организации. |
Технология | Постоянная необходимость внедрения новых технологий для изготовления материалов. |
Общество | Включает в себя большое количество факторов, состояние которых неоднозначно и изменчиво |
На развитие предприятия также оказывает влияние его микроокружение. Проведем дескриптивный анализ факторов, предложенных признанным специалистом в области изучения экономической конкуренции М. Портером (рис.4).
Рис.4. Модель «Пять сил Портера»
Потребители | Предприятие имеет большое количество заказчиков, но их число всегда меняется. |
Поставщики | Показатель количества поставщиков имеет переменный характер, но на данный момент для организации остается стабильным. С поиском поставщиков проблемы не возникают |
Товары-заменители | использование качественного своего строительного материала |
Конкуренты | на территории РМЭ действует большое число строительных организаций, предоставляющих аналогичную услугу |
Планирование на предприятии. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.
В современных условиях успех предприятия невозможен без инноваций и инвестиций.
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства.
Инвестиционная деятельность является процессом привлечения, распределения, использования и анализа инвестиций. Целями ее могут выступать различные факторы - расширение предпринимательской деятельности самого предприятия посредством накопления материальных и финансовых ресурсов, покупка или организация новых предприятий, снижение уровня издержек в обращении благодаря росту общего производственного объема, диверсификация благодаря освоению ранее неизведанных сфер предпринимательской деятельности и многое другое.
ОАО «Марийскавтодор» планирует использовать 75% чистой прибыли на инвестиционные проекты. По договорам лизинга приобретено 10 единиц дорожных машин и механизмов на общую сумму 23166 тыс. руб. Из них ОАО «ГТЛК» 18285 тыс. руб., ООО «Балтийский лизинг» 4881 тыс. руб. Собственными силами построено 2 склада для хранения и погрузки соли, используемые для основного вида сырья. (объем инвестиций в размере проектов и с разбивкой источников финансирования)
Возможные направления развития общества с учетом тенденций рынка и потенциала организации: перевооружение предприятия путем приобретения высокопроизводительной специализированной дорожной техники с перспективой увеличения рентабельности по содержанию дорог и повышения конкурентоспособности при проведении торгов на эти виды работ.