Организация проектной деятельности младших школьников




Организация

Проектной деятельности младших школьников

(теоретическая часть)

 

Подготовила

учитель начальных классов

Василиади Е.В.

 

 

Донецк

Организация проектной деятельности младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Сегодня возникает необходимость применять новые методы и формы, позволяющие развиваться ребёнку.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Преобразования в обществе, изменения в образовании требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. Сегодня важны не столько знания, сколько умения их добывать и применять в жизни.

Проектная деятельность в начальной школе – это творческая деятельность учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение проектов дает возможность ребятам проявить свои организаторские и творческие способности.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта. Проектная деятельность в начальной школе актуальна в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта должен активно использоваться педагогами, позволяя решать ряд важных профессиональных задач: повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по заданной теме.

«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается с исследовательской, т.к. дети – прирожденные исследователи, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности, а именно:

1. Рефлексивные умения: умение осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию.
3. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения.
4. Развитие умений и навыков экспериментирования.
5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении.

Формы проектов в начальной школе могут быть различными, например, игра, ярмарка, спектакль, урок, реклама (коллективные творческие дела),
минипроект, экскурсия, наблюдение, социальная акция, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимого продукта и т.д.

Типы проектов:

- практико-ориентированный проект – решение практических задач
- учебный проект – воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов
- информационный проект – результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат).
- творческие проекты – проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа.
- игровые проекты – организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).
- социальные проекты – помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома),
- акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни и т.д.
- шефство над часто болеющими одноклассниками и т.д.

Структура проектной деятельности:

– целеполагание
– планирование
– создание проекта
– контроль и коррекция результата
– презентация проекта
– рефлексия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: