Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте




 

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренных понятий «Образ-Я» и «социальная идентичность», следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической литературе.

«» употребляется в в значениях. Так, о личности,,, профессиональном,,, религиозном. При «самоопределение» два: социологический и.

С зрения понятие «» к поколению в; его вхождение в и сферы. В самоопределение как вхождения в социальную и этого. С точки в первую, т.е. психологические, обуславливают бы то ни было инд в социальные.

основы к проблеме заложены С.Л. [22]. самоопределения им в проблемы, в выдвинутого им - причины, через: «Тезис, внешние через так, что эффект от внутренних, означает, по, что детерминация как другим,, и как (определение объекта)». В самоопределение как, в отличие от; в понятии, образом, природа «». По отношению к в понятии для С.Л. выражается, смысл: «смысл его в роли самоопределения,, не одностороннего ». Более, «специфика заключается в самоопределения и (условиями,), в самоопределения в с у человека и ».

Таким, для «внешние »,«детерминация» - это и социальная., понимаемое как, собой,, механизм, которая не иначе, как преломленной. Проблема узловая индивида и, в как в фокусе моменты: социальная сознания и активности в детерминации. На это взаимодействие специфическими, нашли в различных по проблеме. [23]

Так, на взаимодействия и проблема детально в А.В. Петровоского по личности(). В работах как феномен. КСО проявляется в, конструируемых давления - «проверки на », - в это давление с принятыми группой. Оно «способом на групповое да»; индивида акт КСО его способность в со своими, которые и ценностями.

, намеченный С.Л., в своих К.А., для которой самоопределения самодетерминация,, осознанное определенную. По К.А., самоопределение - это своей, формируется системы. При она подчеркивает, что от, как система (к субъекту, к в коллективе и его), зависит и активность.

построения к самоопределению в была В.Ф. и Г.П. Никовым. В раскрытие личности, как, не может не на сторону - своего «я», как внутренняя созревания. Они из «самоопределившейся », для авторов «социально » [24]. В психологическом личность - это «,, что он хочет (планы,), что он (свои,, дарования), что он (личностные и), что от него или коллектив,;, готовый в общественных., таким, это «самостоятельный, сущность в формировании у цели и, готовности к на основе желаний,, возможностей и, к нему со с и общества».

границ и «следует понимания жизни, вида и уровня «»- «могу»- «»-«» у конкретной »[25].

авторами фактически общепринятые в в отечественной возрастной, на основе деятельности. Что же «и условий» и его форм, то подмена и психологических. Так, «факторы и аналогичны », это те социально, которые в качестве в исследованиях: в, окончание, получение, зрелости,, возможность в. Частные же напрямую из работ: это, самоопределение и в сфере,, авторы к личности социологический, подход.

взгляды на психологические.

Представляет у А.В. Мудрика (идентификация -). говорит о том, что предполагает как человечеством, в психологическом «Я» как подражание и (), так и формирование у, только ему, которое как (обособление). за подражанием и ведущим, персонификацию. Вот идентификация и двуединым и самоопределения.

В.Ф. и Г.П. считают самоопределения между «»-«»- «есть»- «ты », трансформируются в «я, не могу», из авторы, что данных, т.е., рядом с вторым для личности, без персонификация. При их механизм по поведенческий, второй -. словами, проявления - - по отношению к как оценочный, как по отношению к в выступает как его, один из, и она является у саморегуляции [26].

В аспекте наиболее и была Л.И.. Характеризуя развития, она, что выбор пути, собой их жизненной. важность, Л.И. не дает его; это «выбор, потребность места в, в, в жизни», «и смысла », «потребность место в жизни»., емким потребности в как слить в систему о мире и о самом и тем определить собственного. В более Л.И. Божович как личностное школьного, с формирование взрослого, с себя как, с необходимостью своего буд.

Л.И. Божович для понимания самоопределения., она, что потребность в на определенном - на рубеже и раннего, и обосновывает этой личностного и подростка., в самоопределении как в формировании системы, в представления о и о самом, смысловой нахождение на о смысле существования;, неразрывно с существенной подросткового и возрастов, как в; и, наконец,, подразумевает, но не сводится к («» с выбором)[27].

И.В. вносит в самоопределения как в раннем. Результаты. позволяют, что психологическим юношеского считать не как (личностное,, - жизненное), а к самоопределению,: а) сформированность на психологических, всего,; б) потребностей, наполненность, которых занимают, ценностные и перспективы; в) индивидуальности как и осознания и интересов. Вместе с тем войти во и занять в ней место не в своем структуры и, а зрелость, в том, что у школьника образования и, ему возможность () непрерывного его сейчас и в.

образом, в возникает на онтогенеза - на подросткового и возрастов, и возникновения логикой и развития.

личности как накопленного, который в «Я» протекает как и (уподобление), так и у неповторимых, ему свойств, как персонификация (). и персонификация процессом и.

 

 

 

В этой главе мы рассмотрели роль физических изменений в самосознании младшего подростка, когда у него появляется образ его физического «Я» - представления о своем телесном облике, о том, что благодаря бурному росту и перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности; выяснили какую же все-таки играет роль мышление в становлении самосознания, которое существенно изменяется с возрастом ребенка; роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка: семья – в ней начинаются складываться взаимоотношения с родителями, это первая социальная среда, в которой берет начало самосознание ребенка; как влияет на школьника новый состав учителей при переходе в пятый класс, ведь все учителя по требованию и по стилю преподавания разные, а подростку трудно адаптироваться к новой обстановке, появляется чувство взрослости, потребность в общении с ровесниками, которых не могут заменить родители; роль идеала в развитии самосознания, к чему стремятся и на кого хотят быть похожими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования позитивного Я-образа в настоящее время решается в практическом и теоретическом плане. Теоретический анализ литературы показал, что в философском и общепсихологическом плане проблема Я-образа изучалась достаточно глубоко как зарубежными, так и отечественными учеными. Вместе с тем до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Очень часто оно отождествляется с понятиями «Я-концепция», «самость» и т.д.

С учетом существующих подходов к изучению Я-образа и имеющихся в литературе дефиниций можно дать следующее его определение: Я-образ -это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность. Единство «Я» означает не только согласованность отдельных элементов внутри Я-образа, но и согласованность и Я-образа и поведения личности в целом. Позитивный Я-образ -целостная, относительно динамичная система положительных когнитивных, эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.

Качества и свойства личности, представленные в Я-образе, приобретают определенную направленность и характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений и условий семейного воспитания они формируются. Однако исследований, непосредственно ориентированных на изучение особенностей формирования Я-образа в различных условиях семейного воспитания еще очень мало. Поэтому данный аспект проблемы, как и некоторые другие, нуждается в дальнейшем изучении. В данной работе было уделено значительное внимание на решение практических задач, направленных па целенаправленное формирование позитивного Я-образа. Была предпринята попытка решить целый ряд разноуровневых задач. В исследовании были сделаны некоторые теоретические обобщения о современном понимании Я-образа, об особенностях формирования позитивного Я-образа в различных условиях семейного воспитания, предложены и апробированы методы диагностики и целенаправленного формирования позитивного Я-образа у подростков.

Я-образ в подростковом возрасте, как свидетельствуют полученные в нашем исследовании результаты, характеризуется следующими специфическими особенностями: неустойчивостью, изменением и пересмотром ценностных представлений, развитием рефлексии, нестабильной самооценкой и др. Ценностные ориентации подростков интегрированы в структуру Я-образа и сопряжены как с личностными характеристиками, так и с условиями семейного воспитания.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения и развития образа «Я» в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой формирования «образа Я» подростков, нами были выделены факторы, влияющие на её развитие.

В результате анализа литературы мы определили особенности развития «образа Я» у старших подростков.

В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции нами были отобраны объективно-экспериментальные и субъективно-отчётные методы, позволяющие определить уровень сформированности компонентов у старших подростков, и проведена первичная диагностика.

В результате проведенного исследования подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.

Несовпадения реального «Я» и «Идеального Я», выявленное по нескольким пунктам проведенной методики вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Причем, необходимо также заметить, что частота несовпадения реального «Я» и «Я идеального» у подростков прямо пропорциональна уровню их интеллектуального развития.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а также сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2014. - 174 с.

2.Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.

3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб.: Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.

4. Выготский, Л.С. Проблема возраста/Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М.: Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.

5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.

7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29

8. Краковский А. П. О подростках. / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18

9. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. М.: Академия, 2003. - 336 с.

10. Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.

11. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина,2017

12. Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.

13. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 656 с.

14. Наумова, Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.

15. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. - № 14. - С. 213-220.

16. Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2013. № 12. - С. 37-47.

17. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: кн. для учителей и родителей В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М.: Просвещение, 2016. - 223 с.

18. Столиц, В.В. Самосознание личности В.В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. - 284 с

19. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.

20. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста /В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2011. -223 с.

21. Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

22. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новойшколы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2015. - № 2. - С. 6-11.

23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.

24. Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.

25. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Д.Б.Эльконин.М., 2015.

26. Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

 


[1] Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.

[2] Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 656 с.

[3] Наумова Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.

[4] Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: кн. для учителей и родителей / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М.: Просвещение, 2016. - 223 с.

[5] Печерский В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. - № 14. - С. 213-220.

[6] Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб.: Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.

[7] Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2013. № 12. - С. 37-47.

[8] Столиц, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. - 284 с

[9]Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста /В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2011. -223 с.

[10] Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.

[11] Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М.: Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.

[12] Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

[13] Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новойшколы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2015. - № 2. - С. 6-11.

[14] Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

[15] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.

[16] Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.

[17] Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29

[18] Юнг К. Конфликты детской души. /К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.

[19] Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

[20] Краковский А. П. О подростках. / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18

[21] Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. М.: Академия, 2003. - 336 с.

[22] Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Д.Б.Эльконин.М., 2015.

[23] Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина,2017

[24] Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.

[25]Эриксон Э. Детство и общество.Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

[26] Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

[27] Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: