Карл Филипп Эммануэль Бах




Сыновья И. С. Баха: на перекрёстке двух эпох

Сегодня, слыша фамилию «Бах», мы вспоминаем прежде всего И. С. Баха. Но в своё время творчество великого композитора на какое-то время оказалось в тени наследия его собственных сыновей - Карла Филиппа Эммануэля и Иоганна Кристиана Бахов, которых композиторы эпохи классицизма считали поистине гениальными, создателями нового стиля в музыке. Бетховен пишет в письме к издателю Гертелю в 1809 году, что некоторые из сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха «несомненно, должны служить каждому подлинному художнику не только в качестве предмета высокого наслаждения, но и как материал для изучения». Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы — дети». Так в чём же значимость и уникальность их музыки?

Как известно, музыкантами стали четверо из сыновей Иоганна Себастьяна:

Вильгельм Фридеман считался одним из выдающихся органистов и импровизаторов в Германии;

Карл Филипп Эммануэль стал ведущим музыкантом сначала в Берлине, позже в Гамбурге;

Иоганн Кристоф Фридрих работал в придворной капелле в Бюккебурге, его сын Вильгельм Фридрих Эрнст Бах также стал музыкантом;

Иоганн Кристиан, младший из сыновей Баха, завоевал славу как автор опер в Милане и Лондоне, оказал влияние на юного Моцарта.

Несмотря на разнообразие творческого наследия сыновей Баха, именно сфера их инструментальной музыки сыграла наиболее важную роль в становлении классического симфонизма. В некоторых сочинениях этих композиторов уже проявляются черты гомофонно-гармонического стиля письма в традициях середины XVIII века. В этом смысле «сыновья Баха связывают в своей художественной деятельности поколение своего отца и классиков венской школы». [2]

Клавирное творчество каждого из сыновей Иоганна Себастьяна было напрямую связано с их исполнительским мастерством. Переход от органа к клавесину Вильгельма Фридемана, развитие Филиппа Эммануэля исключительно как клавесиниста, эволюция клавесина, как инструмента, затронувшая творчество Иоганна Кристиана, отразились на сочинениях этих авторов.

Произведения для клавира каждого из них стали воплощением не только собственной индивидуальности композиторов, но и примером яркого сочетания характерных тенденций той эпохи, в которую создавалась эта музыка. В отдельных сочинениях Филиппа Эммануэля или Вильгельма Фридемана на первый план выступает открытая эмоциональность, в иных (у того же Филиппа Эммануэля, а также в некоторой степени у Иоганна Кристиана) торжествует интеллектуальное начало.

Мы остановимся на творчестве 2х сыновей Баха, чьё наследие оказалось наиболее значимым для последующей эпохи – эпохи венского классицизма.

 

Карл Филипп Эммануэль Бах

Особая выразительность музыкального языка Ф.Э. Баха, выпуклость и «наглядность» его образов, его способность достигать необыкновенного драматического накала, - всё это давало повод проведению многочисленных аналогий между его творчеством и творчеством композиторов-романтиков.

 

Так был ли гением средний и самый успешный из сыновей Баха?

Мы сегодня знаем следующее: Эммануэль был виртуозом-исполнителем на клавире, дирижером, педагогом, теоретиком и мыслителем, оставившим после себя труд «Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире».

Эммануэль был также королевским аккомпаниатором, в течение 30 лет выполняя прихоти Фридриха Второго. Мало кто знает, что К.Ф.Э. Бах является автором огромного количества песен. Кроме того, композитор дружил со многими поэтами Германии того времени. Наконец он бережно хранил рукописи отца и намеревался опубликовать некоторые из его сочинений, а однажды даже он исполнил часть си-минорной мессы Иоганна Себастьяна.

В Гамбурге, куда он переехал в 1768 году, Бах достиг вершины почета и уважения. Однако ему пришлось нелегко, он родился и вынужден был творить в переходную эпоху, когда вкусы и стили менялись с головокружительной быстротой, поэтому средний Бах стоит как бы между эпохами, и музыка его несет на себе следы этого мучительного перехода от старого мира к новому. Манера Эммануэля, его сентиментальный, чувствительный стиль, сочетался с «бурей и натиском» невероятного накала страсти, ведь сами поэты-штюрмеры считали музыку Эммануэля родной сестрой их поэзии.

Доктор музыки из Оксфорда Берни в 1760-х годах посетил Э. Баха и написал в своем дневнике: «Ф.Э. Бах - лучший и наиболее искусный художник в области выразительности. Он владел всеми стилями, но выше всего он был в выразительном стиле. Он был ученым, более ученым, когда он этого хотел, чем его отец, в особенности в разнообразии его модуляций».

Лучший? Это в то время когда жили Гайдн и Моцарт и недавно умер старший Бах? Именно так! Музыканты 18-го века признавали Эммануэля величайшим мастером и учились на его музыке. Гайдн прилежно изучал сборники сонат Эммануэля, Моцарт писал фантазии, копирующие фантазии Эммануэля, Бетховен штудировал его партитуры, и можно сказать, что венские классики не стали бы такими, какими мы их знаем, не будь Карла Филиппа Эммануэля Баха.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануэль оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В случае К.Ф. Эммануэля преувеличить его вклад в стройное здание классической музыки действительно трудно. Этот человек дал другим чуть ли не больше, чем вложил в свою музыку! К слову, этой своей музыки Эммануэль написал огромное количество. Это 60 клавирных концертов, сотни сонат и фантазий для клавира соло, огромное количество песен, кантат, страсти по Иоанну, симфонии, флейтовые сонаты, органные произведения. Фантастическое количество музыки. Одна только музыка для клавира умещается на 60-ти компакт дисках!

В возрасте 74 лет К.Ф.Э.Бах умер, окруженный почетом и любовью, в лучах славы, воспетый и оплаканный друзьями-поэтами. Слава же его потихоньку стала гаснуть и угасла до начала двадцатого века!

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них.

А в двадцатом веке начинается возрождение славы композитора, его музыку вновь признают.

Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануэля началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты.

Иоганн Кристиан Бах

Младшего сына Иоганна Себастьяна Баха обычно называют «миланским» или «лондонским» Бахом. Отец давал Иоганну Кристиану первые уроки музыки, и, возможно, именно для него создал второй том «Хорошо темперированного клавира». После смерти отца 15-летний Иоганн Кристиан продолжил своё обучение в Берлине, у сводного брата Филиппа Эмануэля, и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию – классическую страну оперы, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор. Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 году его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств, а также дирижируя с большим успехом циклами концертов.

Слава Кристиана, временами превосходящая известность его брата Филиппа Эммануэля, оказалась не столь долговечной. Он довольно рано остановился в своем художественном развитии. И все же его влияние на музыку 18 века было значительным. Кристиан давал уроки девятилетнему Моцарту. В сущности, Кристиан Бах дал Моцарту не меньше, чем Филипп Эммануэль – Гайдну. Таким образом, двое из баховских сыновей активно способствовали рождению стиля венской классики.

Достаточно немногих произведений И. К. Баха, чтобы уловить главное в его индивидуальном стиле, отличающем его музыку от творчества Филиппа Эммануэля Баха и Доменико Скарлатти. Это: простота и напевность мелодии, идущая от оперной музыки, прозрачное гармоническое сопровождение при чистоте и полноте фактуры – то, что, казалось бы, так близко «музыке для любителей», музыке «в народном духе».

Эти черты сочетаются у И.К. Баха с «предклассической» определенностью формы, четкостью контуров целого и частей цикла. Сама простота его очень нова. Это простота, кроме всего прочего, молодого фортепианного изложения (прозрачность гармонических фигураций, альбертиевы басы, певучая мелодия на этом фоне). Музыкальной формой Иоганн Кристиан владеет совершенно свободно и в этом смысле уже близок классикам. Иногда его называют просто итальянцем. Но ведь ни один из современных ему итальянцев не писал таких сонат. Итальянская вокальная музыка лишь помогла ему определить новый мелодический склад, выявить то, что было свойственно его индивидуальности. Но он не держался в рамках песни, арии, жанрово-бытовых форм. Он создавал, как и его старшие братья, камерные сонаты.

При этом Иоганн Кристиан не столько склонен к мотивной разработке своего тематизма, сколько — подобно Моцарту в некоторых сонатах — находит завершенную, широкую форму их изложения, экспозиционного раскрытия, когда формирует новую «певучую» тематику со свойственной ей почти вокальной выразительностью. Как считает Л. Кириллина, «В Сонате ор.17 уже нет и следа барочной архаики, тональность до минор трактуется совершенно иначе, в духе высокого драматизма, свойственного музыке венских классиков. Конечно, это прекрасное произведение Иоганна Кристиана невозможно сравнивать с моцартовской Сонатой до минор и тем более с «Патетической сонатой» Бетховена, но все они образуют единую линию исторического развития. В первой части Сонаты ор.17 №2 звучат героические нотки, а разработка содержит необычно жесткие для Иоганна Кристиана хроматические ходы. Настоящим шедевром является Andante. Это инструментальная ария, в которой, однако, важны не только лирические признания солиста, но и все нюансы голосов воображаемого оркестра: сумрачных виолончелей, холодновато-сладких деревянных духовых, таинственных валторн… Зато финал (Prestissimo) – это бурная тарантелла, музыка которой словно охвачена стихийным порывом, но при этом не рушит на своем пути законов формы или гармонии»[2].

Отвечая на вопрос о значении творчества этих композиторов, важно дать ответ и на вопрос о том, кто из них оказал наиболее значительное влияние на развитие и становление классического симфонизма: Иоганн Кристиан, с характерной для его музыки напевностью и рельефностью тематизма, цельностью музыкальной формы? Или же Филипп Эммануэль — с его лирическим типом высказывания и проявлением острого драматизма, влиянием на него эстетики «бури и натиска»? Как нам кажется, каждый из этих авторов, идя своим путём, в итоге открывает новые возможности для развития музыки.

Список использованной литературы:

1. Кириллина, Л. К истории бахианства в классическую эпоху // Л. Кириллина. Электронный ресурс: https://dance-composition.ru/publ/muzykalnaja_dramaturgija_khoreograficheskij_simfonizm/larisa_kirillina_k_istorii_bakhianstva_v_klassicheskuju_ehpokhu/34-1-0-415: Дата доступа: 26. 12. 2016.

2. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Музыка, 1982. - С. 317 – 342.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: