РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Следопыты Суворовцы Крыма»
Срок реализации: 2 года
Возраст: 6-17 лет
Программа утверждена Программа согласована
Методическим советом
ГБОУ ДО РК «Центр
детско-юношеского туризма
и краеведения»
Протокол №от «»20 г. Протокол №__от «___ »____20___ г.
Директор __________Осокина Е. А. Директор _____________________
Автор: Семенков Анатолий Владимирович, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ГК «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»
г. Симферополь 2019 г.
Пояснительная записка
Методы работы и способы достижения целей в учреждениях дополнительного образования, всегда были в нашем обществе важнейшим воспитательным инструментом формирования жизненных установок юной личности с учетом народных традиций и исторического наследия. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, молодые люди, которые обладают чувством ответственности за судьбу страны. Воспитать такое поколение в самое ближайшее время – посильная и ответственная задача для отечественной педагогической общественности.
Возвращение Крыма в Россию ставит перед государственными органами, местным самоуправлением, образовательными учреждениями, институтами гражданского общества Республики Крым новые вызовы.
Изменения, происходящие в российском обществе после «Крымской Весны», создают новые уникальные возможности и, вместе с тем, выдвигают новые требования к образованию и воспитанию юных граждан. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы и общества. Усиление воспитательной функции образовательных и воспитательных программ (формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, историческому наследию и окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области воспитания и образования.
|
Основная цель Программы - развитие правового, гражданско-патриотического самосознания учащейся молодежи, увлечение их краеведением, изучением истории родного края, с использованием возможностей экскурсий и туристических походов.
Основные задачи Программы:
· формирование устойчивого гражданско-патриотического воспитания у участников Программы
· проведение деятельности по повышению интереса участников Программы к изучению исторического наследия в Крыму, Российской Федерации;
· воспитание осознанных патриотов Крыма, России, как граждан своей Родины. Воспитание честного служения у участников Программы своему Отечеству, по велению сердца, выполняющего свои обязанности, чувствующего неразрывную связь со своей Родиной, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающего своей стране стать сильнее и духовно богаче;
|
· создание в творческом объединении эффективной воспитательной системы, обеспечивающей поступательное функционирование гражданско-патриотического воспитания;
· становление и развитие качеств личности у участников Программы через личностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе;
· изучение истории и культуры Отечества и родного края;
· изучение, осмысление и умелое использование лучших традиций российских воинской доблести и силы сплоченного коллектива, прежде всего Суворовского наследия при выполнении Долга перед Родиной;
· разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации - Флага, Герба, Гимна;
· изучение краеведческих, исторических, художественных и других аспектов государственных символов России;
· воспитание из участников Программы людей, знающих свою родословную, любящих свою малую и большую Родину, уважающих и чтящих обычаи и традиции предков, прежде всего, боевого и гражданского наследия А.В. Суворова, ориентированных на здоровый образ жизни, испытывающих постоянную потребность в самосовершенствовании, сознающих свои права, признающих права других людей с их убеждениями, вероисповеданием, живущих общими интересами, духовно и нравственно здоровых граждан и патриотов Крыма, России, как своего Отечества;
· социализация участников Программы, подготовка их к жизни в сложных условиях современной реальности через деятельность в малых группах, сводных подразделениях, выполняющих различные практические упражнения на местности и в аудитории, в соответствии с Планами деятельности в рамках выполнения Программы;
|
o умение устанавливать контакты с другими людьми;
o готовность к объединению и кооперации для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
o неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
o умение любить свою Родину;
· развитие навыков поисково-исследовательской деятельности;
· формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
· формирование у участников Программы умения строить правовые отношения, участвовать в дискуссиях, взвешивать альтернативные мнения, продуманные решения;
· доведение до обучающихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами под предводительством выдающихся полководцев, в т.ч. А. В. Суворова;
· сохранение памяти о великих полководцах, в т.ч. о А. В. Суворове, формирование готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
· побуждение у участников Программы желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
· реализация желания участников Программы путем экскурсий и походной практики познавать свою малую Родину – Крым, открывать для себя красоты России, ближнего и дальнего зарубежья.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 -17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2019\2020 и 2020/2021 учебные годы. Основной особенностью хода реализации программы является ежегодное обновление перечня объектов посещений в динамике и в связи с историей России, Крыма, который на этот период становится основным и актуальным в подборе учебного материала и при проведении практических занятий, экскурсий и походов. Так, в 2019\2020 учебном году участники Программы более подробно будут изучать Историю России и Крыма, своей Малой Родины в период с 1800 до 1890 годов. В следующем учебном году более пристально будут изучать историю с 1900 по 1990 годы.
Формы и режим занятий: беседы, практические работы на местности в пределах населенного пункта, теоретические и практические занятия в аудитории. Предусматривается время для проведения походов и экскурсий, в том числе с посещением уникальных природных и исторических памятников, археологических и архитектурных объектов.
Ожидаемые результаты (компетентности) и способы определения их результативности:
В конце первого года обучения по Программе, каждый участник познакомится с основными историческими памятниками, природными уникумами и кратким курсом исторической справки об основных или известных событиях, проходивших на территории его малой Родины, Крыму.
По итогам второго года обучения, каждый участник будет способен самостоятельно подготовить и выступить с докладом об интересном историческом или краеведческом феномене, событии, имеющем отношение к территории его малой Родины, Крыму.
По итогам второго года обучения, каждый участник программы также будет способен к проведению самостоятельно подготовленной экскурсии по отдельным достопримечательностям его малой Родины, написанию самостоятельной творческой работы для участия в соответствующих краеведческих олимпиадах или конкурсах, конференциях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Итоговое практическое занятие с оценкой знаний каждого участника объединения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пояснение: Первый год обучения в Туристическо-краеведческом творческом объединении «Следопыты Суворовцы Крыма » начинает знакомство и изучение материала, количество часов указано из расчета нагрузки 3 часа в неделю, 108 часов в учебный год.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Раздел 1. Организационный блок | |||||
1.1. | Формирование, вводные занятия, инструктаж по технике безопасности, общее собрание родителей членов творческого объединения | - | беседа | Список, заявления на участников Программы | ||
2. | Раздел 2. Краеведческо – патриотическая Экспедиция «Я познаю Россию» (Программа РДШ). Раздел: «Моя Малая Родина – Крым. Годы 2019\2020.» Тема года: «Крым на пути в Россию. Первые шаги» | |||||
2.1 | Участие в Экспедиции «Я познаю Россию», согласование, оповещение потенциальных участников об участии в Экспедиции | - | беседа | Готовое положение, текст сообщения | ||
2.2. | Изучение материалов, первоисточников об исторических событиях на малой Родине | - | Беседа, изучение литературы, видео-презентация | тестирование | ||
2.3. | Изучение памятных, краеведческих, исторических мест малой Родины | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
2.4. | Изучение памятных, краеведческих, исторических мест Республики Крым | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
Раздел 3. Проведение и участие в тематических (обрядовых), праздниках, событиях | ||||||
3.1. | Практическое занятие ко Дню туризма «Туриада -2019» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
32. | Практическое занятие «Осенний лес – эндемики Крыма» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.3. | Практическое занятие «День Святого Николая» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.4. | Практическое занятие «Старый Новый год» | Практические работы в аудитории | фотоотчет | |||
3.5 | Практическое занятие Патриотическое восхождение на Ангар – Бурун (1467 м) 23.02.2020 | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.6. | Изучение традиции «Народное гуляние «Масленица» | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
3.7 | Экскурсия «Эндемики Крыма» | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
3.8 | Изучение мест, связанных с партизанским движением в Крыму | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
Раздел 4. Участие в государственных праздниках и мероприятиях | ||||||
4.1 | Участие в подготовительных мероприятиях в честь освобождения малой Родины (Крыма) от немецко-фашистских захватчиков 1944 г. | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
4.2. | Практическое занятие, посвященное Дню Победы и поисковому движению в Крыму | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
Раздел 5. Походы | ||||||
5.1. | Походная практика (походы выходного дня) | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
Раздел 6. Техника безопасности при передвижении на местности и в походах | ||||||
6.1 | Техника безопасности при передвижении на местности и в походах различной сложности | - | Беседа, изучение правил, видео-презентация | тестирование | ||
6.2 | Техника безопасности при преодолении естественных препятствий при помощи верёвок и спецприспо-соблений | - | ||||
Раздел 7. Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи | ||||||
7.1 | Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи. Приобретение навыков в оказании первой (доврачебной) медицинской помощи в полевых условиях | - | Беседа, изучение правил, видео-презентация | тестирование | ||
Итого часов: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пояснение: Второй год обучения в Туристическо-краеведческом творческом объединении «Следопыты Суворовцы Крыма » продолжает знакомство с краеведением и достопримечательностями Крыма, изучение материала, начатого во время первого года обучения. Количество часов указано из расчета нагрузки 3 часа в неделю, 108 часов в учебный год.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Раздел 1. Организационный блок | |||||
1.1. | Формирование, вводные занятия, инструктаж по технике безопасности, общее собрание родителей членов творческого объединения | - | беседа | Список, заявления на участников Программы | ||
2. | Раздел 2. Краеведческо – патриотическая Экспедиция «Я познаю Россию» (Программа РДШ). Раздел: «Моя Малая Родина – Крым. Годы 2020\2021.» Тема года: «Крым на пути в Россию. Первые шаги» | |||||
2.1 | Участие в Экспедиции «Я познаю Россию», согласование, оповещение потенциальных участников об участии в Экспедиции | - | беседа | Готовое положение, текст сообщения | ||
2.2. | Изучение материалов, первоисточников об исторических событиях на малой Родине (в Крыму) | - | Беседа, изучение литературы, видео-презентация | тестирование | ||
2.3. | Изучение памятных, краеведческих, исторических мест малой Родины (административные районы Республики Крым) | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
2.4. | Изучение памятных, краеведческих, исторических мест Республики Крым, в т.ч. в горно-лесной зоне полуострова) | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
Раздел 3. Проведение и участие в тематических (обрядовых), праздниках, событиях | ||||||
3.1. | Практическое занятие ко Дню туризма «Туриада -2020» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
32. | Практическое занятие «Осенний лес – эндемики Крыма» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.3. | Практическое занятие «День Святого Николая» | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.4. | Практическое занятие «Старый Новый год» | Практические работы в аудитории | фотоотчет | |||
3.5 | Практическое занятие Патриотическое восхождение на Ангар – Бурун (1467 м) к дате 23.02.2021 | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
3.6. | Изучение традиции «Народное гуляние «Масленица» | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
3.7 | Экскурсия «Эндемики Крыма» | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
3.8 | Изучение мест, связанных с партизанским движением в Крыму | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
Раздел 4. Участие в государственных праздниках и мероприятиях | ||||||
4.1 | Участие в подготовительных мероприятиях в честь освобождения малой Родины (Крыма) от немецко-фашистских захватчиков 1944 г. 12-16.04.1944 г.) | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
4.2. | Участие в мероприятиях в честь «Крымской Весны» | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
4.2. | Практическое занятие, посвященное Дню Победы и поисковому движению в Крыму | - | Практические работы на местности | фотоотчет | ||
Раздел 5. Походы | ||||||
5.1. | Походная практика (походы выходного дня) | Практические работы на местности | фотоотчет | |||
Раздел 6. Техника безопасности при передвижении на местности и в походах | ||||||
6.1 | Техника безопасности при передвижении на местности и в походах различной сложности | - | Беседа, изучение правил, видео-презентация | тестирование | ||
6.2 | Техника безопасности при преодолении естественных препятствий при помощи верёвок и спецприспо-соблений | - | ||||
Раздел 7. Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи | ||||||
7.1 | Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи. Приобретение навыков в оказании первой (доврачебной) медицинской помощи в полевых условиях | - | Беседа, изучение правил, видео-презентация | тестирование | ||
Итого часов: |
3. Содержание учебно-тематического плана:
Раздел 1. Организационный блок. Формирование группы, вводные занятия, инструктаж по технике безопасности, общее собрание родителей членов творческого объединения. Все участники Программы в обязательном порядке приносят письменные заявления родителей об участии в Программе, проходят необходимое медицинское обследование, инструктаж по технике безопасности на занятиях в аудитории и во время практических занятий на местности.
Раздел 2. Краеведческо – патриотическая Экспедиция «Я познаю Россию» (Программа РДШ.) Раздел: «Моя Малая Родина – Крым. Годы 2019\2020 г.г. и 2020/2021г.г.»
Участники Программы знакомятся с Положением об Экспедиции, способствуют оповещению потенциальных участников о проведении Экспедиции в 2019\2020 и 2020/2021 годах. На занятиях в творческом объединении организуется изучение материалов, в т.ч. первоисточников об исторических событиях на Юге России в 1800-1890 годах, второй год обучения - 1900-1990 годах на территории Республики Крым. Непременным условием успешного освоения материала является посещение памятных и краеведческих исторических мест, краеведческих и исторических объектов, мест на территории малой Родины участников творческого объединения, на территории Республики Крым
Раздел 3. Проведение или участие в тематических (обрядовых), праздниках, событиях.
Программой предусматривается изучение традиций и обрядов народов Крыма, участие в народных, патриотических памятных мероприятиях, которые выпадают на учебное время года или логичны для применения в течении в 2019\2020 и 2020/2021 учебных годах.
У участников Программы появляются устойчивые знания и практический опыт участия в массовых мероприятиях и народных гуляниях, обрядах. Кроме того, развивается желание вести здоровый образ жизни.
Раздел 4. Участие в государственных праздниках и мероприятиях
Программой предусмотрено расширение патриотического воспитания за счет осознанного участия слушателей творческого объединения в массовых государственных торжествах и митингах, прежде всего в мероприятиях «Крымской Весны» (2014 год), Освобождению Крыма от фашистов в 1944 году и ко Дню Победы.
Раздел 5. Походы. Предусматривается проведение походов выходного дня. Творческое объединение стремится к проведению двухдневных походов. Данный поход необходим для успешного проведения походов и мероприятий в дни летних каникул, в т.ч. за пределами Республики Крым.