Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ:
– проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
– оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.
Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.
Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет, женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
|
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
– планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
– проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
– осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
– создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя организации.
Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штаб задач.
Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО:
– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
|
– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
– борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
– обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– срочное захоронение трупов в военное время;
– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
|
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.
В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.
Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.
В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации указано в таблице №1.
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.
Таблица №1. Количество освобожденных работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне
Общая численность работников организации, чел. | Количество работников, уполномоченных на решение задач по ГО |
До 500 | |
500–2000 | 2–3 |
2000–5000 | 3–4 |
Более 5000 | 5–6 |
Силы гражданской обороны включают в себя воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. Они организационно объединены в войска гражданской обороны. Для решения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно – спасательные службы и аварийно – спасательные формирования.
Войска гражданской обороны организационно состоят из спасательных центров, спасательных и учебных бригад, отдельных механизированных полков, вертолетных отрядов и некоторых других частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.
Важной составляющей гражданской обороны являются нештатные аварийно – спасательные формирования (НАСФ), которые создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно – спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.
В состав формирований входят:
– сводные отряды, команды и группы;
– спасательные отряды, команды и группы;
– отряды и команды механизации работ; команды, группы и звенья разведки и связи;
– медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты;
– аварийно – технические команды и группы;
– автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.
Большая часть аварийно – спасательных формирований представляет собой спасательные службы гражданской обороны, подготовленные для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности и высокопрофессиональной подготовки личного состава. Руководство службами осуществляют начальники, которых назначает своим приказом руководитель объекта.
Начальники служб участвуют в разработке плана гражданской обороны объекта и самостоятельно разрабатывают положенные документы. На них возлагается поддержание в постоянной готовности сил и средств и своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.
Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается организация связи и своевременного оповещения руководящего состава, персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной ситуации.
Медицинская служба организуется на базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты, проводит медицинскую разведку и санитарно – эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживание работников объектов экономики и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.
Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите персонала и населения от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ, организует подготовку соответствующих формирований, обеспечивает контроль за облучением и заражением персонала, а также за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники, проводит радиационную и химическую разведку и мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения и химического заражения.
Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ, контролирует режим соблюдения светомаскировки.
Служба энергоснабжения и светомаскировки формируется на базе отдела главного энергетика. Она обеспечивает бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект, проводит мероприятия по светомаскировке и первоочередные восстановительные работы на энергосетях.
Аварийно – техническая служба организуется на базе отдела главного механика (производственного, технического). Она осуществляет мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, проводит работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.
Служба убежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства (жилищно-коммунального отдела, строительного цеха). Она обеспечивает готовность убежищ и укрытий, контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитных сооружений гражданской обороны, проведение аварийно – спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.
Транспортная служба формируется на базе транспортного отдела (гаража). Она осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, по рассредоточению работников объектов экономики и доставке их к месту работы, организует подвоз необходимых сил и средств к очагам поражения, перевозит пострадавших в лечебные учреждения, проводит работы по обеззараживанию транспорта.
Служба материально – технического обеспечения организуется на базе отдела материально – технического снабжения. Она осуществляет снабжение формирований специальной техникой, имуществом и продовольствием, организует хранение, учет и ремонт техники и имущества, а также их подвоз к местам проведения работ, обеспечивает предметами первой необходимости персонал объекта на предприятии и в местах рассредоточения.
На небольших предприятиях службы гражданской обороны обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.
Организации при подготовке к ведению гражданской обороны в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводят следующую работу:
– планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне;
– проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждения (предприятия) в военное время;
– обучение работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
– создание и содержание запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для ведения гражданской обороны.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения.
Для организации выполнения основных задач гражданской обороны из числа заместителей руководителя организации назначаются ответственные лица.
Для проведения рассредоточения и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план эвакуации и рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, эвакуацию персонала и доставку рабочей силы к месту работы, а также руководит службой охраны общественного порядка.
Главный инженер предприятия руководит разработкой мероприятия по переводу объекта на особый режим работы, организует выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время, непосредственно руководит службами (аварийно – технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое обеспечение аварийно – спасательных и других неотложных работ.
Заместитель (помощник) руководителя объекта по материально – техническому обеспечению организует накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально – техническое обеспечение работ по строительству защитных сооружений гражданской обороны, а также спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он осуществляет рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.
Структурное подразделение по гражданской обороне организации (отдел, сектор, группа и т.п.) является органом, осуществляющим управление, и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС. Структурное подразделение осуществляет мероприятия по защите персонала организации, разрабатывает план гражданской обороны объекта и организует его выполнение, проводит обучение персонала объекта по гражданской обороне и подготовку нештатных аварийно – спасательных формирований и спасательных служб.
3. Основы государственной политики в ГО. Принципы организации ведения ГО
К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.
В конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно – обоснованных критериев приемлемого риска.
Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
– защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
– подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
– мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
– основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
– планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
– объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.
Реализация государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно – технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерного, экономического и административного характера.
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. №924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно – технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно – технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.
Важное место в государственной политике отводится нормативно – творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.
В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.
Общие для Российской Федерации организационно – правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.
Федеральным законом РФ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей»впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно – правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно – спасательных служб и аварийно – спасательных формирований на территории Российской Федерации а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно – спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно – эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».
Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.
В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.