Связи с общественностью нацелены на достижение взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей при непременном соблюдении этических норм.
Субъектом PR- деятельности может быть и личность (например, пресс- секретарь) и специально созданные службы и организации (например, службы связей с общественностью, информации и рекламы, консалтинговые фирмы). Это индивидуум или группа индивидуумов, имеющие определённые профессиональные знания, умения, навыки, которые выполняют конкретные действия, направленные на гармонизацию отношений с общественностью и вносят определённые коррективы в процесс формирования имиджа у объектов PR, его стратегию и тактику. Субъект связей с общественностью стремиться доказать, донести, убедить потенциальных и настоящих клиентов в эффективности, полезности для них функционирования определённого учреждения.
Объект PR- те люди, сообщества, на которых воздействует субъект связей с общественностью с целью формирования позитивного отношения к себе. Объект в ходе совместной деятельности может становиться субъектом, т.к. на практике часто имеет место взаимодействие, обратная связь. Объект выбирается в зависимости от целей, которые преследует субъект связей с общественностью. В каждом конкретном случае субъект выбирает «свою» общественность. Например, для PR- акции, направленной на повышение имиджа вуза и повышения конкурса среди абитуриентов, «своей» общественностью являются учащиеся выпускных классов и их родители.
Объектом связей с общественностью могут являться и органы власти, и общественные организации, и политические партии, и общественные фонды и движения, средства массовой информации, и население какого-либо города, посёлка и т.д.
Цели связей с общественностью вытекает из мотивов, идеалов, ценностей субъекта связей с общественностью (политического лидера, учреждения, организации и др.). Цель PR (согласно Сэму Блэку)- согласие субъекта с его общественностью, т.е. установление равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности [15]. Исходя из целей PR разрабатываются программы и планы мероприятий по организации взаимодействия с внутренней (персоналом) и внешней общественностью.
В числе основных задач связей с общественностью специалисты в этой области обычно выделяют [15]:
1. Формирование образа учреждения как целостного члена общества путём обеспечения коммуникации учреждения с его социальной средой.
2. Обеспечение лидирующих позиций в конкурентной борьбе.
3. Расширение влияние учреждения в обществе.
4. Формирование круга друзей учреждения среди авторитетных, известных и влиятельных политиков, учёных, деятелей искусств, культуры, образования и т.д.
5. Создание определённого психологического климата в самой организации.
Отечественные авторы выделяют следующие принципы организации связей с общественностью [22]:
1. Взаимовыгодность PR для учреждения и общественности.
2. Правдивость информации.
3. Необходимость и достаточность информации.
4. Опора на закономерности формирования массового сознания.
5. Отсутствие субъективизма и волюнтаризма.
Паблик рилейшнз – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и её общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства – служить общественности – и делает на ней особый упор;выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общения в качестве основных средств деятельности. Для того чтобы установить связь с обществом необходимо использовать методы, формы и средства PR.
1. Связи с общественностью нацелены на достижение взаимопонимания. Субъектом связей с общественностью может быть как отдельная личность, так и специально созданные службы и организации, их цель убедить клиентов в эффективности, полезности для них определённого учреждения. Объектом PR являются те люди, сообщества, на которых воздействует субъект связей с общественностью с целью формирования позитивного отношения к себе. Цель PR вытекает из мотивов, идеалов, ценностей субъекта связей с общественностью, согласие субъекта с его общественностью. Главный принцип PR-деятельности это правдивость и достоверность информации. В PR- деятельности на первом месте стоит общественный интерес.
2. PR воздействует на целевую аудиторию используя целый ряд различных методов и приемов. Несмотря на это чисто методов PR нет, он их заимствует у различных наук, таких как: социология (методы опроса, полевые и кабинетные исследования); психология (манипулирование и пропаганда); СМИ (использование слоганов, метод «сравнения», метод «авторитета» и т. д.); маркетинг (метод позиционирования и сегментирования).
В PR активно используются такие формы мероприятий как: благотворительность, пресс-конференция, «круглый стол» и т.д. Для донесения информации до общественности в PR используются такие средства как: пресс-релиз, заявление, новостной повод и т.д. Некоторые формы PR (например пресс-конференция, приём, презентация и т.д.) могут выступать так же средствами PR, эту особенность очень эффективно и выигрышно применять на практике.
3. В политическом PR взаимопонимание с общественностью может быть достигнуто за счёт полного информирования населения об электоральных событиях, действиях и процедурах, а также о деятельности избирательных комиссий. Политический PR направлен на воздействие на избирателей (общественность), формирует у них положительный образ кандидата. В функции политического PR входит: планирование деятельности, изучение общественного мнения, осуществление комплекса мероприятий, формирование положительного имиджа и т.д.
4. Для каждого этапа политической кампании необходимо использовать свои методы, формы и средства PR. Одна из важнейших задач политической кампании найти свою целевую аудиторию, и уже на основе её интересов создавать образ кандидата. Так же не маловажно правильно подобрать способы и средства воздействия на целевую аудиторию.
PR можно разделить на 3 большие группы: политический, торговый (маркетинг-реклама) и медиа-PR.
Политический PR это прежде всего процесс управления информацией, направленный на достижение определённой цели. Казалось бы, позиционирование себя с лучшей стороны характерно не только для политиков, но и для бизнесменов. Есть ли отличия между бизнес - PR и политическим PR? Несомненно, есть. Прежде всего, это прослеживается при изучении целей двух структур. Если в политическом PR первоочередной задачей является набор определённого количества голосов на выборах. При этом PR-кампания совершается в кратчайшие сроки.
Для компаний же срок не представляет особой важности, гораздо более важен конечный результат. Для компании важно постепенное укрепление своего положения в глазах потенциальных покупателей, клиентов, инвесторов и т.д. То есть, можно сказать, что при одинаковых инструментах, цели политического и бизнес PR не совпадают. Последний вид паблик рилэйшенз направлен на долгосрочный результат.
PR-кампании – вещь сложная, занимаются ею специально обученные специалисты. Любая PR - кампания начинается с подготовительного этапа. PR- кампания обычно включает в себя: социологические исследования, разработку стратегии проведения конкретной кампании, разработку креативного обеспечения кампании, внешний мониторинг, издание специальных статей в СМИ, подготовку наглядной агитации, производство телевизионных и радио роликов, создание информационных поводов, а также может включать в себя имидж-сопровождение кандидата, работу с политическими и общественными организациями, а также юридическое сопровождение.
Политический PR включает в себя следующие мероприятия:
- Организация и проведение предвыборных кампаний.
- Социологические исследования.
- Разработка стратегии проведения кампаний.
- Имидж-сопровождение Кандидата.
- Разработка креативного обеспечения кампании.
- Юридическое сопровождение предвыборной кампании.
- Внешний мониторинг.
- Задействование федеральных и региональных СМИ.
- Издание специальных выпусков и приложений в СМИ, в том числе программ на ТВ и радио.
- Информационное противодействие PR-службам конкурирующих партий и кандидатов.
- Подготовка и производство наглядной агитации: используются средства наружной рекламы - щитовая реклама, листовки, плакаты, растяжки, флаеры и т.д.
- Работа с политическими и общественными организациями.
- Проведение специальных мероприятий.
- Создание информационных поводов.
Из содержания первой группы вытекает следующее определение: связи с общественностью – это:
- создание и поддержание хорошего имиджа какой-либо личности или партии, какого-либо властного органа в политической сфере;
- организация избирательной кампании; организация пресс-конференций с участием политиков;
- борьба со слухами в политической сфере; лоббирование в различных органах власти;
- подготовка отчётов о работе какой-либо властной структуры и представление его публике или другой политической структуре;
- налаживание контакта между обществом и политическими структурами;
- разработка Конституции государства или законопроектов;
- организация гостеприимных приёмов глав или представителей других государств и т.п.
Вторая группа – PR в сфере торговли, следовательно, определение данного PR таково: связи с общественностью – это:
- создание и поддержание хорошего имиджа какой-либо торговой организации, товара, создающего этот товар предприятия;
- реклама товаров и услуг, торговых фирм; создание брэндов и логотипов торговых фирм, а также товаров;
- организация рекламных кампаний, раскрутка товаров и услуг.
Третья группа – PR в сфере СМИ. Связи с общественностью – это:
- написание и публикация материалов в прессе;
- подготовка информации на телевидении; - организация мероприятий в СМИ для привлечения внимания публики;
- реклама;
- «создание» новостей;
-создание положительного имиджа компании или отдельных личностей;
- убеждение общества с помощью СМИ.
PR-мероприятия организовываются или заказываются рекламодателем для достижения своих целей, среди которых основными всегда будут увеличение прибыли, формирование хорошего общественного мнения касательно продукта и бренда, расширение клиентской базы.
Зачастую это целенаправленные резонансные акции, которые тщательно планируются специалистами. Виды промо-акций и событий выбираются, отталкиваясь от поставленных целей, специфики продукта и целевой аудитории.
ФОРМЫИ ИНСТРУМЕНТЫPR МЕРОПРИЯТИЙ
Можно классифицировать PR-мероприятия по их формам:
· брифинг — событие одной новости, которое осуществляется посредством встречи официальных представителей со СМИ. В процессе излагается позиция компании касательно конкретного вопроса, сообщается важная информация и т.п.;
· пресс-конференция — схожий с брифингом метод, отличающийся предоставлением информации или комментариев не по одному вопросу, а по ряду различных аспектов, а также возможностью уточнения достоверности мнения или заявления;
· презентация — представление определенных новинок приглашенным лицам, работает на ознакомление и привлечение;
· пресс-тур — своего рода экскурсия, которая предоставляется исключительно представителям СМИ с целью дальнейшего привлечения внимания к продукту, акции, предприятию;
· конференция — собрание представителей определенной отрасли или сферы деятельности, в ходе которой происходит совещание на заданную тематику, решение актуальных вопросов, обмен опытом;
· выставка — показ достижений компании или их группы в отдельной области;
· product placement – ненавязчивое размещение логотипа или непосредственно продукта в фильмах, сериалах, видеоиграх;
· шоу-маркетинг - использование продукта в рамках развлекательных шоу, которые способствуют ассоциированию продукта с ярким зрелищем;
· «горячая линия» — способ обратной связи с потребителями, предоставляющей возможность не только получить реальные сведения о мнении клиентов и основных проблемах продукта, но и повысить уровень доверия покупателя к бренду;
· спонсорство — вклад в деятельность другой организации, человека или фирмы при условии распространения последними рекламы. Может выражаться в денежном эквиваленте, предоставлении продукции, услуг или информационной поддержке;
· промо-акции — продвижение продукта, преследующее цель формирования интереса потребителей путем организации специальных мероприятий.