Особенности воспитания в однодетной и многодетной семьях.




Роль семьи в воспитании детей.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём. Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.

Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:

· авторитетный;

· авторитарный;

· либеральный;

· индифферентный.

Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка. Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка: Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок. Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации. Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей.

Понятие о воспитательном потенциале семьи.

Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.

Особенности воспитания в однодетной и многодетной семьях.

Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей, все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия, как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры.

Следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

· Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи - «маленьким императором».

Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

· Инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, отсутствие самостоятельности, также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.

· Проблемная социализация среди сверстников.

Единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками.

Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются трое или более детей, не достигших своего совершеннолетия. В современном мире все больше внимания уделяется именно таким семьям. Главным образом, это объясняется тем, что в условиях социально-экономического кризиса, роста преступности среди подростков – именно многодетная семья подвержена различным социальным рискам.

В педагогической науке выделяют несколько видов многодетных семей:

1) благополучная многодетная семья;

2) многодетная семья в группе риска;

3) неблагополучная многодетная семья;

4) асоциальная многодетная семья

Благополучная многодетная семья – это семья, процесс воспитания в которой осуществляется в режиме, не требующем вмешательства социального педагога. Неблагополучная семья – это семья, которая имеет низкий социальный статус и не справляется с возложенными на неё функциями. Многодетная семья в группе риска характеризуется некоторыми отклонениями от социальных норм, которые не позволяют отнести ее к благополучной. Асоциальная семья – это семья, процесс взаимодействия с которой протекает наиболее трудоемко. Обычно родители в семье ведут аморальный образ жизни, не уделяя должного внимания детям и не воспитывая их.

Особого внимания заслуживает вопрос об организации воспитательного процесса в многодетной семье, а также возникающие при этом психолого-педагогические проблемы.

Дефицит времени родителей на воспитание детей, и дефицит внимания, может сказаться негативным образом на развитии индивидуально-личностных характеристиках детей, их поведении. Такие дети с большей вероятностью вырастают с заниженной самооценкой, им характерна неуверенность в себе. Подростки, испытывающие дефицит внимания, как правило, стремятся к лидерству, пытаясь различными способами «заявить» о себе. Это, в свою очередь, может пагубно отразится на его психическом и физическом здоровье. Обиженный ребенок, ощущающий нехватку внимания, может по-разному на это реагировать. Он может вести себя агрессивно, неадекватно реагировать на жизненные ситуации, впадать в депрессии. При этом задача родителей не допустить подобного. Родители должны стремиться к созданию благоприятного психологического климата, в котором происходит процесс воспитания, должны уметь грамотно и объективно разрешать противоречия и конфликты в межличностных отношениях. Проблемы воспитания в многодетной семье могут также определяться мировоззрением и взглядами родителей, полагающих, что старшие дети достаточно самостоятельнее и меньше нуждаются в защищенности и любви, в отличие от младших; недостаточной психолого-педагогической осведомленностью родителей о трудностях, проблемах воспитания и социализации детей, связанных с фактором многодетности, и путей их преодоления. Учитывая вариативные межличностные отношения в многодетных семьях, и, используя различные методы социального воспитания, отвечающие индивидуальным характеристикам детей, родителям необходимо с раннего возраста формировать у них положительные качества: ответственность, коммуникабельность, соблюдение порядка во всех сферах жизнедеятельности. Очень часто, дети, воспитанные в больших семьях более подготовлены к самостоятельной жизни. Но главное, создать между детьми партнерские отношения для того, чтобы более взрослые всегда защищали младших, а младшие, в свою очередь, всегда могли найти защиту за спиной своих братьев или сестер. При этом родитель сопровождает развитие детей, корректирует их поведение. Сопровождение и коррекция должны носить персонифицированный характер.

Многодетная семья в современном мире занимает особое положение, среди других категорий общества. Поэтому одной из первоочередных задач общества, государства, образовательных организаций является поддержка таких семей, оказание помощи в развитии ее социально-воспитательного потенциала. Это становится возможным благодаря реализации социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей.

4.Воспитание детей-близнецов.

Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов основана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным (однояйцевым) и дизиготным (разнояйцевым) близнецам. Родители стремятся к одинаковости во всем: одежде, игрушках, содержании и методах воспитания. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможению становления индивидуальных. Следует, напротив, предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости и взаимодополняемости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего сами родители должны заниматься с каждым ребенком (а не со всеми вместе), стимулировать их общение со сверстниками, поощрять игры близнецов с разными товарищами. Если в семье с разновозрастными детьми может быть обращение «Дети», то каждого из близнецов следует звать по имени. Целесообразно предлагать близнецам индивидуальные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»

Иная педагогическая ситуация складывается в семье с близнецами, если родители в силу каких-либо особенностей одного из близнецов отдают ему максимум внимания, любви, заботы в ущерб развитию другого. Признаками, по которым один соблизнец становится главным объектом воспитательной деятельности родителей, могут стать его болезненность («слабенький»), очередность рождения («младший», «старший»), задержки развития или, наоборот, ярко выраженные способности, наибольшее соответствие ожиданиям родителей и т.д. Нет нужды доказывать, что это безжалостный и безнравственный вариант воспитания близнецов, каждый из которых нуждается в полноценном воспитании, построенном в соответствии с его индивидуальными особенностями. В некоторых семьях вводится разделение сфер родительского влияния, когда папа преимущественно опекает одного ребенка, а мама - другого. В результате одному недостает маминого тепла и ласки, а другому -папиной твердости, великодушия, строгости.

Таким образом, воспитательные возможности семей с близнецами чрезвычайно разнообразны. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.

5. Воспитание детей-сирот и детей "осиротевших" при живых родителях.

Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) детей многие имеют врожденные психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Особая проблема — социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детского дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следующей зарплаты, определить первоочередность покупок, приготовить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно сложными. Многие выпускники детских домов становятся наркоманами, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубийством. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.

6. Дети в приемной семье.

Усыновление - одна из форм воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, известная еще со времен Древнего Рима. В течение столетии люди интуитивно понимали, что ребенок, потерявший родителей, должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних десятилетий убедительно доказали, что потребность иметь маму и папу - одна из сильнейших потребностей ребенка. А поэтому наилучшая замена собственной семьи - новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребенка - усыновление.

В соответствии с Семейным кодексом РФ при усыновлении заключается союз практически точно такой же, как в обычной семье, -между родителями и собственным ребенком, со всеми правами и обязанностями с той и другой стороны. Однако сама по себе правовая гарантия хорошему существованию такого союза вряд ли поможет, если не наладится совместная жизнь, которая подарит ребенку постоянный дом, а приемным родителям - удовлетворение потребности опекать, заботиться, быть опорой маленькому человеку.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребенка. Что к этому побуждает? Выявлено много разных причин: невозможность иметь ребенка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребенка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребенка. Иностранные граждане, которые с 1991 г. получили разрешение брать в свои семьи приемных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении (больных церебральным параличом, психически ущербных, безруких, безногих и т.д.).

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая психологическая работа с приемными (принимающими) родителями еще до того, как в их доме появится ребенок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные. но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребенком и т.д. Тревожат мысли о том, каков будет ребенок, какие радости и огорчения он принесет в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретенный опыт), с которым ребенок войдет в семью. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приемного ребенка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т.д.).

Главная проблема, которая возникает у многих родителей, усыновивших детей, заключается в вопросе: сказать или нет ребенку правду о его происхождении? Должен ли ребенок знать, что он не родной? Каждая семья решает эту проблему по-своему: одни рассказывают ребенку, что он усыновлен, другие утаивают правду. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении родителей, создает нервозную обстановку в семье. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающими об усыновлении ребенка. Но сохранить от ребенка тайну усыновления не всегда удается. Иногда находятся «доброжелатели», которые открывают ребенку историю его происхождения. Его внешняя непохожесть на приемных родителей делается предметом бестактного обсуждения персонала детского сада, соседей, что наталкивает ребенка на размышления, догадки, сомнения... Специалисты рекомендуют приемным родителям рассказать ребенку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят.

Надо сказать, что за рубежом, где распространено интернациональное усыновление детей, от них не скрывают правды. Но родители убеждены сами и очень скоро своим отношением к ребенку убеждают окружающих, что собственный ребенок, тот, о котором заботятся и которого любят. Помните русскую народную пословицу «Не та мать, что родила, а та, что выходила»?

Передача осиротевшего ребенка в приемную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребенка в приемную семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные, нарушения. На определенном этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. При отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

Естественно, что поведенческие и психические проявления адаптации индивидуальны и зависят от характера ребенка, состояния его здоровья, в том числе и психического. В то же время у взрослых, принявших в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся с ним отношения, которые могут различаться у разных членов семьи и которым реальный ребенок чаще всего не соответствует, что вызывает тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельности. К тому же приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновленного ребенка. Они склонны предъявлять ребенку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не всегда способны эмоционально поддерживать ребенка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции развития ребенка, некоторые приемные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность. Любые отклонения в поведении, болезни, дурные привычки - все списывается на непутевых родителей ребенка, хотя и в родной семье чадо может обмануть, напроказить, тайком покурить и т.д.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этого тяжелого шага - душевная травма у ребенка, серьезные переживания у несостоявшихся родителей. Как потом сложится судьба ребенка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в нее счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика. Ребенок не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть силы, время, желание, здоровье.

Когда анализируются причины не совсем благополучных и вовсе неудачных усыновлений, то приходят к выводу: нарушен принцип - подходящий ребенок в подходящую семью. Часто бывает, что и родители, и ребенок подходили по формальным признакам для усыновления, но несовместимы друг с другом на более глубинном уровне. Поэтому необходимы переходные стадии, готовящие к усыновлению: сначала взрослые просто «шефствуют» над детьми, приходят в дом ребенка, чтобы поиграть, погулять с малышом, детей постарше берут в семью на выходные, праздничные дни, на каникулы. Затем кандидаты в родители становятся опекунами, воспитателями на определенный срок, получая при этом деньга на содержание ребенка. А уж затем - как получится: или усыновляют ребенка, или расстаются с ним.

Иногда родители хотят усыновить ребенка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание - это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесет счастья усыновление ни ребенку, ни родителям, если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак: ребенок должен жить в счастливой семейной атмосфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: