Лекция 7.
Налоговые санкции и особенности их применения к налогоплательщику за нарушение действующего налогового законодательства.
План.
1. Понятия, виды и методы налогового контроля. Выездные, не выездные и камеральные налоговые проверки.
2. Порядок применения штрафных (финансовых санкций).
3. Основные направления совершенствования налогового контроля.
вопрос. Понятия, виды и методы налогового контроля. Выездные, не выездные и камеральные налоговые проверки.
Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.
Налоговый контроль – система мер, принимаемых органами доходов и сборов с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов.
В соответствии со статьей 9 «Понятия и термины, используемые в Законе о налоговой системе», главы 1 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25 декабря 2015 года, пункт 32 дается термин «контроль хозяйственной деятельности плательщика налога»:
а) владение непосредственно или через связанных физических и/или юридических лиц частью (паем, пакетом акций) уставного фонда плательщика налога в размере не менее 20 процентов уставного фонда плательщика налога;
б) влияние непосредственно или через связанных физических и/или юридических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования в результате:
- предоставления права, которое обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования и решения органов управления налогоплательщика;
|
- занятия должности члена наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов налогоплательщика лицами, которые уже занимают одну или несколько из указанных должностей в другом субъекте хозяйствования;
- занятия должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа налогоплательщика лицом, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других субъектах хозяйствования;
- предоставления права на заключение договоров и контрактов, которые дают возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать указания или осуществлять делегированные полномочия и функции органа управления плательщика налога;
Налоговый контроль осуществляется путем:
а) ведения учета налогоплательщиков;
б) информационно-аналитического обеспечения деятельности органов доходов и сборов;
в) проведения проверок в соответствии с требованиями действующего законодательства;
г) получения объяснений налогоплательщика, осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода, а также в других формах, предусмотренных настоящим Законом;
д) осуществление комплекса мер при работе с неэффективными налогоплательщиками (в том числе, предоставление планов стабилизации финансово-экономических показателей, введение принудительного налогового мониторинга и прочие).
|
Главой 28 Закона ДНР «О налоговой системе» от 25 декабря 2015 года регламентировано осуществление налогового контроля, путем проведения проверок.
Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальные органы имеют право проводить выездные, невыездные и камеральные проверки.
Основанием для проведения выездной проверки является:
а) информация, поступающая от граждан, предприятий, организаций и учреждений, других государственных и правоохранительных органов в целях предупреждения минимизации объектов налогообложения, нарушений политики ценообразования, сокрытия вывоза ценного оборудования с территории Донецкой Народной Республики и утраты активов налогоплательщика, находящегося на территории Донецкой Народной Республики. А также по другим вопросам, относящимся к компетенции Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальных органов;
б) выявленные риски уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также действия, противоречащие интересам Республики;
в) риски уничтожения или вывоза бухгалтерских и других первичных документов, связанных с ведением хозяйственной деятельности;
г) выявление налогоплательщиков, предоставляющих услуги пассажирских перевозок с использованием легковых и малотоннажных автомобилей, а также, осуществляющих деятельность на рынках и рыночных площадях, торговых центрах без предварительной идентификации объекта/субъекта проверки, без разрешительных и регистрационных документов;
|
д) факты, установленные по результатам проверок других налогоплательщиков, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства относительно производства и обращения подакцизных товаров, порядка проведения расчетных операций; наличия регистрационных документов субъектов хозяйствования – физических лиц-предпринимателей и соответствие их законодательным актам Донецкой Народной Республики, лицензий и других документов, контроль за наличием, которых возложен на Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальные органы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
е) информация, которая свидетельствует о нарушениях плательщиками налогов законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальные органы, том числе относительно производства и обращения подакцизных товаров; порядка проведения налогоплательщиками расчетных операций, наличия у лица регистрационных документов и их соответствие законодательным актам Донецкой Народной Республики, наличия патентов, лицензий, правоустанавливающих документов на имущество и других документов, контроль за наличием, которых возложен на Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальные органы;
ж) получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты подоходного налога (единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование) в бюджет;
з) неподача налогоплательщиком в установленный Законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, предоставление их с нулевыми показателями;
и) в случае получения информации о нарушениях, порядка проведения расчетов, отсутствия лицензий и других разрешительных документов, об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без проведения государственной регистрации, а также осуществление контроля за порядком проведения расчетов, наличием разрешительных документов, оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
к) в случае необходимости, подтверждения права собственности налогоплательщиков и граждан на имущество, товары, грузы и другие объекты, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение у плательщика налоговой обязанности, а также при проведении мероприятий по выполнению функциональных обязанностей в части выявления имущества, собственник которого не известен;
л) в случае, когда сумма доходов от продажи (реализации) товаров (работ, услуг), относительно которых установлено республиканское регулирование цен (тарифов), составляет 5 и более миллионов гривен в год;
м) в случае повышения цен (тарифов) более чем на 30 процентов в течение одного месяца при осуществлении продажи (реализации) товаров (работ, услуг), относительно которых установлено республиканское регулирование цен (тарифов);
н) выявление информации о возможных нарушениях в сфере регулирования ценовой политики по результатам проверок других налогоплательщиков;
о) проведение ликвидации (реорганизации), банкротства налогоплательщика;
п) декларирование налогоплательщиком по налогу на прибыль отрицательного значения как результата расчета объекта налогообложения последовательно шесть раз в течение одного календарного года;
р) неподача субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности или предоставление ее с нулевыми показателями;
с) предоставление плательщиком налогов органу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который проверялся органом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики;
т) непредоставление документов для проведения невыездной проверки в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса;
у) нарушение субъектом хозяйствования пункта 77.9 статьи 77 настоящего Закона и статьи 124 настоящего Закона;
ф) другие факторы, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства, относящегося к компетенции Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики.
Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, ликвидацией или банкротством налогоплательщика, может проводиться начиная с 01.09.2014 с учетом материалов проверок за весь период его деятельности.
Основанием для проведения невыездной проверки являются:
а) выявленные ошибки в налоговой декларации (расчете) и/или противоречия между сведениями, содержащимися в предоставленных документах;
б) выявленные несоответствия сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у контролирующего органа;
в) информация, поступающая от граждан, предприятий, других государственных и правоохранительных органов в целях предупреждения минимизации объектов налогообложения, сокрытия вывоза ценного оборудования с территории Донецкой Народной Республики и утраты активов налогоплательщика, находящихся на территории Донецкой Народной Республики;
г) выявленные риски уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также действия, противоречащие интересам Донецкой Народной Республики;
д) нарушение субъектом хозяйствования пункта 77.9 статьи 77 настоящего Закона и статьи 124 настоящего Закона;
е) обращение в орган доходов и сборов с заявлением о предоставлении информации о суммах чистой прибыли с целью дальнейшего распределения такой прибыли по направлениям использования согласно решениям, принятым учредителями такого субъекта хозяйствования;
ж) другие факторы, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства, относящегося к компетенции Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики.
Основанием для проведения камеральной проверки является подача налоговой отчетности.
Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-5 Утвержден «Порядок проведения контрольно-проверочной работы органами доходов и сборов Донецкой Народной республики». Порядок определяет проведение выездных, невыездных и камеральных проверок, сроки проведения, порядок оформления, согласование результатов проверок, условия и порядок допуска сотрудников органов доходов и сборов к проведению проверок, порядок предоставления плательщиками налогов документов для проведения проверки.
Выездная проверка осуществляется по местонахождению налогоплательщика (юридическому адресу). По желанию налогоплательщика и с согласия органа доходов и сборов выездная проверка может осуществляться в органах доходов и сборов.
Решение о проведении выездной проверки принимается Министром доходов и сборов (его заместителем) или руководителем (его заместителем) территориального органа, которое оформляется направлением.
Направление на проведение проверки, оформленное территориальным органом, в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством доходов и сборов. При проведении выездной проверки территориальным органом Министерства, составляется программа проверки, подлежащая обязательному согласованию с соответствующими структурными подразделениями Министерства.
При проведении проверки в отношении соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками:
· расчетных операций,
· ведения кассовых операций, наличия лицензий,
· патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации,
· правоустанавливающих документов на имущество и других разрешительных документов, осуществления производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем трудового законодательства,
· соблюдения требований законодательства относительно регулирования и контроля цен (тарифов)
составление программы проверки не требуется, срок проведения такой проверки проводится в срок не более 10 суток с правом продления на срок не более 10 суток.
Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов и сборов, а также на предмет законности проводимой финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения требований законодательства, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы.
С даты начала проверки запрещается подача налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций (отчетов, расчетов) за проверяемый (проверенный) период. В процессе проведения проверки, проверяющие имеют право требовать документы, удостоверяющие личность, в отношении лиц, находящихся на территории проверяемого налогоплательщика, а так же применять меры для установления их личности и цели пребывания.
Срок проведения выездной проверки Министерством доходов и сборов и его территориальными органами не может превышать 30 рабочих дней с момента ознакомления налогоплательщика (его должностных лиц) с направлением. Срок проверки может быть продлен только по решению Министра доходов и сборов (либо его заместителя) на срок не более 15 рабочих дней.
Проведение выездной проверки может быть приостановлено по решению Министра доходов и сборов (либо его заместителя). Проверка, которая проводиться территориальными органами Министерства, приостанавливается по согласованию с Министерством доходов и сборов. При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения дополнительной информации, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов, проверка может быть остановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур. Приостановление проверки прерывает течение срока ее проведения.
Налогоплательщик обязан обеспечить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомления с любыми коммерческими, регистрационными, разрешительными и другими документами, связанными с ведением финансово-хозяйственной деятельности, а также предоставить им свободный доступ и возможность получения информации из всех бухгалтерских и других компьютерных учетных программ, отражающих хозяйственную деятельность налогоплательщика.
При необходимости может производиться изъятие документов, свидетельствующих о нарушении налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Министерство доходов и сборов и его территориальные органы либо иных действий, противоречащих интересам Донецкой Народной Республики.
Невыездная проверка – это проверка, которая проводится в помещении Министерства доходов и сборов или его территориальных органов на основании документов, предоставленных плательщиком на письменный запрос контролирующего органа. Невыездная проверка проводится по месту нахождения Министерства доходов и сборов или его территориальных органов на основании налоговой, финансовой, статистической и другой отчетности, регистров бухгалтерского учета, первичных и других документов, предоставленных налогоплательщиком на письменный запрос контролирующего органа, а также на основании иных документов о деятельности налогоплательщика.
Невыездная проверка проводится уполномоченными должностными лицами Министерства доходов и сборов или его территориальных органов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя контролирующего органа.
Для проведения невыездной проверки Министерство доходов и сборов или его территориальные органы направляют налогоплательщику письменный запрос о предоставлении необходимых документов и пояснений. Налогоплательщик обязан предоставить затребованные документы и свои пояснения в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса. В случае если налогоплательщик не может предоставить документы и пояснения в указанный срок, в адрес контролирующего органа направляется мотивированное письмо с указанием причин. Не предоставление документов для проведения невыездной проверки может являться основанием для проведения выездной проверки.
Срок проведения невыездной проверки не может превышать 20 рабочих дней с момента предоставления документов налогоплательщиком. Срок проведения невыездной проверки может быть продлен только по решению руководителя Министерства (либо его заместителя) на срок не более 10 рабочих дней. Срок проведения невыездной проверки, которая проводится территориальными органами Министерства, продлевается по согласованию с Министерством доходов и сборов. Камеральная проверка проводится по основному месту учета налогоплательщика в территориальном органе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов) и приложений к ней.
Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком за соответствующий налоговый период. Предметом камеральной проверки является своевременность предоставления налоговой отчетности в органы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, а также своевременность и полнота уплаты обязательства, самостоятельно задекларированного налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится в течение 30 календарных дней со дня граничного срока предоставления отчетности. В случае подачи отчетности с нарушением сроков – 30 календарных дней со дня представления налогоплательщиком такой отчетности. В случае несвоевременной уплаты обязательства - в течение 30 календарных дней со дня погашения налогоплательщиком задолженности по обязательствам, самостоятельно задекларированным налогоплательщиком.
Налоговыми нарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, установленных налоговым и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов.
Основанием для привлечения к ответственности за нарушение настоящего Закона, других законов, постановлений Совета Министров, указов Главы Донецкой Народной Республики, контроль за исполнением которого возложен на органы доходов и сборов, является установление факта совершения данного нарушения и принятие по результатам установления такого факта соответствующего решения.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового нарушения не освобождает его должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
Привлечение лица к ответственности за совершение налогового нарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора).
Плательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового нарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания отчетного периода, в течение которого было совершено это нарушение, и до момента вынесения решений о наложении налоговых санкций истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового нарушения применяется в отношении всех налоговых нарушений.
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое нарушение, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами доходов и сборов сумм налогов, подлежащих уплате в республиканский и местный бюджеты.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового нарушения.