Обоснование численности работников




 

Потребность в персонале различных категорий зависит как от внешних факторов, так и от внутренних. К основным внешним факторам относятся политические и экономические факторы (законодательство, фискальная политика); вид, структура и объем рынка потребительских товаров; конъюнктура рынка товаров и труда; поведение конкурентов. К основным внутренним факторам относятся общая экономическая и кадровая политика фирмы, расходы на персонал, применяемые технологии, организация труда, текучесть кадров, социально-трудовые отношения.

Потребность в персонале определяется по группам работников, по структурному подразделению, по предприятию в целом.

Планирование численности работников всех категорий имеет важное значение для экономного использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда и эффективности торговой деятельности.

Целью планирования численности работников является определение обоснованной потребности в кадрах для обеспечения торгового процесса при оптимальном использовании средств на оплату труда и снижении трудовых затрат на один рубль товарооборота.

При планировании численности работников руководствуются следующими принципами:

· соответствие численности и квалификации работников запланированному объему товарооборота;

· обусловленность структуры персонала объективными факторами развития предприятия;

· максимальная эффективность использования рабочего времени;

· создание условий для повышения квалификации работников.

Исходные материалы для определения необходимой численности работников:

· плановый объем продаж;

· нормы выработки;

· плановый фонд заработной платы;

· материалы анализа показателей по труду.

 

ВСТАВИЛА ИЗ 4 ЛЕКЦИИ

 

6. Определение потребности в рабочей силе

 

Потребность в рабочей силе определяется в два этапа:

I. Определение общей потребности в персонале на текущий период:

· выделение функций и соответствующих им должностей;

· установление требований к уровню мастерства (квалификации) и принадлежности к профессии;

· группировка специалистов по должностям, требующим высшего либо среднего специального образования;

· группировка рабочих мест по родственным массовым профессиям;

· подсчет числа должностей и рабочих мест по предприятиям и отраслям.

II. Определение дополнительной потребности текущего периода:

· в специалистах;

· в работниках массовых профессий.

Общая потребность равна той численности персонала, которая необходима в данный момент для выполнения запланированного объема работ или услуг. Ее подсчитывают по штатному расписанию, группируют по должностям и функциям, суммируют по предприятиям и отраслям деятельности.

Дополнительная потребность – это численность работников, которую необходимо дополнительно иметь для возмещения выбытия кадров по различным причинам и пополнения до величины общей потребности в них.

Дополнительная потребность определяется как разница между общей потребностью и фактической численностью работников.

Дополнительную потребность (ДП) можно вычислить по формуле:

 

ДП = DЧ + ЗП + ВВ – СП,

 

где DЧ – дополнительное количество должностей, обусловленное факторами увеличения потребности;

ЗП – дополнительная потребность на замену работников, не имеющих специального образования, дипломированными специалистами (определяется как средняя за ряд лет);

ВВ – дополнительная потребность на восполнение выбытия работников по различным причинам (определяется по статистическим данным);

СП – сокращение потребности в кадрах по соответствующим факторам.

Дополнительная потребность в персонале определяется по специальностям и по группам специальностей.

При оценке величины дополнительной потребности и спроса на рабочую силу необходимо количественно измерить и учесть влияние наиболее существенных факторов. По направлению воздействия можно условно отнести факторы к двум группам: факторы, уменьшающие, и факторы, увеличивающие потребность в рабочей силе.

К уменьшению потребности в рабочей силе может привести техническое перевооружение, прогрессивная технология, совмещение профессий и зон обслуживания, рациональное использование рабочего времени, современные формы организации и стимулирования труда. Увеличивают потребность в рабочей силе: прирост объема деятельности и расширение сети предприятий; организация работы в 2–3 смены; улучшение качества продукции, работ, услуг; необходимость замены работников, не имеющих специального образования, дипломированными специалистами.

Методы определения потребности в рабочей силе:

1) метод экстраполяции;

2) метод скорректированной экстраполярности;

3) метод экспертных оценок;

4) экономико-математическое моделирование;

5) нормативный метод.

Метод экстраполяции наиболее прост и часто применяем. Суть его заключается в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Метод весьма доступен, однако при помощи его невозможно учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций, действующих в стабильной обстановке.

Метод скорректированной экстраполярности учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность персонала, таких как повышение производительности труда, повышение цен и т. д.

Метод экспертных оценок – метод, основанный на использовании мнений специалистов для определения потребностей в человеческих ресурсах. Такими специалистами являются, прежде всего, руководители подразделений. Сбором и обработкой экспертных оценок занимается отдел кадров. Недостатки этого метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также с субъективностью их суждений.

Экономико-математическое моделирование – метод, позволяющий определить потребность в рабочей силе при помощи целого набора математических формул, при этом допускается одновременное использование методов экстраполяции, экспертных оценок, а также информации о факторах, влияющих на потребность в персонале. Модели способствуют более точному прогнозированию потребностей в рабочей силе.

Нормативный метод базируется на использовании различных норм и нормативов (норм выработки, нормативов численности).

 

 

Для расчета плановой численности работников применяются следующие методы:

· метод экстраполяции;

· нормативный метод;

· экономико-математические методы.

Метод экстраполяции основывается на критической оценке сложившихся тенденций. Плановая численность работников рассчитывается исходя из фактической численности и факторов, ее определяющих: объема продаж (плана товарооборота), производительности труда (средней выработки на одного работника), темпов их роста. Эти расчеты основываются на данных анализа за два-три предшествующих года с учетом необходимости улучшения торгового обслуживания и роста производительности труда.

Пример. Определить численность работников магазина на планируемый год, если плановый объем продаж определен в сумме 62400 тыс. руб.; средняя выработка на одного работника в отчетном году составила 402,8 тыс. руб., в планируемом году намечен ее рост на 20,2 %.

Решение

1. Средняя выработка на одного работника в планируемом году составит 484,2 тыс. руб.:

402,8 тыс. руб. · 1,202.

 

2. Численность работников в планируемом году составит 129 чел.:

 

62400 тыс. руб.: 484,2 тыс. руб.

 

Плановую численность работников можно определить, исходя из намеченного прироста товарооборота и доли его прироста за счет роста производительности труда, используя следующую формулу:

 

 

где ΔЧ – прирост численности работников, %;

ΔТ – прирост товарооборота, %;

Дсв – доля прироста товарооборота за счет роста производительности труда, %.

Пример. В планируемом году намечен рост товарооборота на 23,9 %, в том числе за счет роста производительности труда на 85 %. Фактическая численность работников в отчетном году составляла 125 человек. Определить плановую численность работников магазина.

Решение

1. Прирост численности равен 3,5 %:

 

,

2. Плановая численность работников магазина составит 129 человек.:

 

125 чел. · 1,035.

 

Установленная численность работников должна обеспечивать опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами прироста средней заработной платы, улучшение структуры персонала и т.д.

Нормативный метод основан на использовании норм (нормативов) численности работников. Норма численности работников представляет собой число работников определенной профессии, квалификации для выполнения работ на отдельном участке (например, число продавцов для магазина определенного типа с определенной площадью и определенным объемом продаж).

В торговле расчет потребности в работниках начинается с определения численности продавцов, кассиров и контролеров-кассиров.

При расчете численности продавцов, кассиров следует исходить из задачи повышения культуры обслуживания и совершенствования форм торговли. В этих целях планируемая численность продавцов должна обеспечивать использование всех рабочих мест торговых предприятий с учетом режима их работы и необходимости замены работников на время отпуска, в праздничные и выходные дни.

Численность кассиров в крупных магазинах планируется исходя из количества кассовых аппаратов, норм времени на обслуживание покупателя и режима работы магазина. Следует учитывать возможности совмещения профессий кассира и продавца в секциях (отделах) и уменьшение на этой основе общей численности работников.

Численность вспомогательных работников магазина (рабочих, уборщиц, фасовщиков и д.р.) планируется в зависимости от объема товарооборота, площади торгового зала и подсобных помещений магазинов, режима работы, условий завоза товаров и т.д.

Численность руководителей и специалистов магазинов определяется в пределах фонда заработной платы в зависимости от объема товарооборота, численности продавцов и других конкретных условий работы.

Очень важно обеспечить правильное соотношение между численностью продавцов, кассиров, административно-управленческого персонала и вспомогательных работников. Необходимо снижать удельный вес аппарата управления в общей численности работников. Планом должно предусматриваться правильное соотношение продавцов высшей, средней и низшей квалификаций, т.к. это имеет важное значение для планирования фонда заработной платы.

В системе потребительской кооперации нормативы численности работников разработаны для всех категорий работников торговых предприятий:

· директоров (заведующих);

· заведующих секциями, продавцов, контролеров-кассиров, кассиров;

· уборщиков, рабочих по перемещению товаров;

· фасовщиков, завскладами, кладовщиков;

· заместителей директоров, главных бухгалтеров, бухгалтеров, товароведов, экономистов, администраторов торговых залов.

Нормативы дифференцированы по типам магазинов в зависимости от среднемесячного объема продаж по годовому плану, площади торгового зала, режима и времени работы (с выходными днями или без выходных), количества часов работы в сутки). Предусмотренный в них объем товарооборота корректируется с учетом индекса цен в связи с инфляцией.

Нормативы численности работников магазинов по торговле продовольственными товарами представлены в таблице 10.5.

 


Таблица 10.5

 

Нормативы численности работников магазинов по торговле

продовольственными товарами, работающих без выходного дня

 

    Среднемесячный плановый товарооборот, тыс. руб.   Численность заведующих секциями (отделами), продавцов, контролеров-кассиров, кассиров, контролеров (чел.) в зависимости от продолжительности работы магазина   Количество единиц рабочих по перемещению товаров
7-8 ч. 9-11 ч. 12 ч. и более
         
3,1 — 20*
20,1 — 35,0 2-3    
35,1 — 50,0 3-4     0,5
50,1 — 60       0,5
60,1 — 70,0       0,5
70,1 — 90,0        
90,1 — 110,0        
110,1 — 130,0        
130,1 — 150,0       1,5
150,1 — 170,0       1,5
170,1 — 190,0        
190,1 — 210,0        
210,1 — 220,0        
220,1 — 240,0       2,5
240,1 — 260,0       2,5
260,1 — 280,0        
280,1 — 300,0        
300,1 — 320,0       3,5
320,1 — 340,0       3,5
340,1 — 360,0        
360,1 и более        

 

* Магазины со среднемесячным товарооборотом от 3,1 до 20,0 тыс. руб. должны работать с выходным днем.

 

Должность директора (освобожденного заведующего) может вводиться в магазинах по торговле продовольственными товарами с объемом среднемесячного товарооборота 35 тыс. руб. и выше, по торговле хлебом и хлебобулочными изделиями – 25 тыс. руб. и выше.

Должность заместителя директора (заведующего) может вводиться в магазинах по торговле продовольственными товарами, работающих 9 часов и более, с объемом среднемесячного товарооборота свыше 90 тыс. руб.

Количество единиц уборщиков устанавливается по следующим нормативам в зависимости от общей площади магазина:

от 100 до 150 кв. м. – 0,5 ед.;

от 150,1 до 250 – 1,0;

от 250,1 до 350 – 1,5;

от 350,1 до 450 – 2,0;

свыше 450,1 кв. м – на каждые 200 кв. м. – 1.

Для продовольственных магазинов общая численность и численность отдельных категорий работников определяется на пересечении строки с данными среднемесячного товарооборота и графы, соответствующей продолжительности работы магазина в часах (табл. 10.5).

Пример. Определить численность работников продовольственного магазина на планируемый год, если планируемый объем продаж – 5400 тыс. руб.; площадь магазина – 150 кв. м; продолжительность работы магазина – 11 ч; режим работы – без выходных дней.

Коэффициент пересчета объема продаж равен 6.

Решение

1. Обьем продаж в ценах 1990 года составляет 900 тыс. руб.:

 

2700 тыс. руб.: 3.

 

2. Среднемесячный объем продаж составляет 75 тыс. руб.:

 

900 тыс. руб.: 12.

3. Отсюда численность продавцов, контролеров-кассиров, кассиров составит 9 чел.

4. Численность рабочих – 1 чел.

5. Кроме того, вводится должность заведующего магазином – 1 чел.

6. Количество единиц уборщиков составит 0,5 ед.

7. Итого, численность работников магазина равна 11,5 ед.:

9 + 1 + 1 + 0,5.

Общая численность и численность отдельных категорий работников универсальных магазинов определяется по таблицам на пересечении строки с данными среднемесячного товарооборота и графы, соответствующей площади торгового зала (табл. 10.6).


Таблица 10.6

Соответствие среднемесячного товарооборота и численности работников

универсальных магазинов, работающих с выходным днем

 

    Среднемесячный товарооборот по годовому плану, тыс. руб.   Численность заведующих секциями (отделами), продавцов, контролеров-кассиров, кассиров, контролеров (чел.) в зависимости от торговой площади, м2 Количество единиц грузчиков
400-650 651-900 901-1200 1200-1500 1501-1900 свыше 1901
А              
От 35 до 45 включительно   4–5 - - - - 0,5
Свыше 45 — 55   5–6 - - - - 0,5
55 — 70       - - - 0,5
70 — 85       - - - 0,5
85 — 100         - -  
100 — 115           -  
115 — 130           -  
130 — 150           -  
150 — 180           - 1,5
180 — 210           - 1,5
210 — 240           -  
240 — 270           - 2,5
270 — 300             2,5
300 — 360              

 

 

          Окончание табл. 10.6
А              
360 — 415              
415 — 470             3,5
470 — 530              
530 — 590              
590 — 650             4,5
650 — 710             4,5
710 — 770              
770 — 830 -            
830 — 910 - -         5,5
910 — 990 - -         5,5
990 — 1070 - -          
1150 — 1230 - -         6,5
1310 — 1410 - - -       7,5
1410 — 1510 - - -        
1510 — 1650 - - -        
1650 — 1800 - - -        

 

 


Кроме должностей, предусмотренных в таблицах, в штаты универсальных магазинов с учетом хозяйственной целесообразности в зависимости от объема и условий работы могут вводится:

директор – в магазинах с объемом среднемесячного товарооборота 35 тыс. руб. и более;

заместитель директора – в магазинах с объемом среднемесячного товарооборота свыше 200 тыс. руб., работающих 9 и более часов;

главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного) – в универмагах, имеющих самостоятельную отчетность;

бухгалтер – с объемом среднемесячного товарооборота
от 35 до 85 тыс. руб. – 1 ед;

свыше 85 до 665 тыс. руб. – 2 ед.;

свыше 664 до 835 тыс. руб. – 3 ед.;

свыше 835 тыс. руб. – 4 ед.;

бухгалтер по учету продажи товаров в кредит – при среднемесячной норме 300-400 лицевых счетов в магазинах, производящих продажу товаров в кредит, – 0,5 ед.;

товаровед – с объемом среднемесячного товарооборота
от 35 до 200 тыс. руб. – 1 ед.;

свыше 400 до 600 тыс. руб. – 3 ед.;

свыше 600 тыс. руб. – 5 ед.;

экономист – с объемом среднемесячного товарооборота свыше 300 тыс. руб.;

администратор – в магазинах с площадью торгового зала
1500 кв. м и более с учетом многосменного режима работы магазина;

заведующий складом, кладовщик – при разделении материальной ответственности между продавцами и работниками складов с целью рационального разделения труда, снижения трудовых затрат на достижение заданного объема товарооборота.

Единица уборщика вводится на каждые 200 кв. м. общей площади магазина.

Плановая численность работников управления (руководителей, специалистов, служащих ) также устанавливается на основе нормативов.

Нормативы определяют численность работников по функциям и должностям в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. Такими факторами являются:

· объем розничного товарооборота;

· среднесписочная численность работников;

· количество торговых единиц (магазинов, предприятий мелкорозничной сети и предприятий общественного питания).

К примеру, в потребительском обществе нормативы численности работников определены исходя из следующих функций:

· организация торговой деятельности;

· планово-экономическая деятельность;

· бухгалтерский учет и финансы;

· контрольно-ревизионная деятельность.

Нормативы численности работников для выполнения функции “организация торговой деятельности” представлены в таблице 10.7.

 

Таблица 10.7

 

Нормативы численности работников по функции “организация

торговой деятельности” (заместители председателя правления
по торговле, начальники отделов, товароведы, товароведы-организаторы)

 

  Розничный товарооборот торговой сети, млн. руб. Число работников при количестве торговых единиц в розничной торговле
до 30 31 — 70 свыше 70
До 5 включительно     -
Свыше 5,0 – 10      
Свыше 10,0 – 20      
Свыше 20,0 -    

 

Примечание. За торговую единицу принимается один магазин, три предприятия мелкорозничной торговой сети, одно предприятие общественного питания с кухней, три предприятия общественного питания, не имеющие кухни.

Численность экономистов зависит от объема товарооборота и количества торговых единиц и других объектов планирования. При объеме товарооборота до 5 млн. руб. – 1 работник, с объемом товарооборота от 5,1 до 10 млн. руб. при количестве предприятий до 30 –
1 работник, свыше 30 – 2 работника; с объемом товарооборота от 10,1 до 20 млн. руб. при количестве предприятий до 30 и свыше 30 – 2 работника, с объемом товарооборота свыше 20 млн. руб. при количестве предприятий до 30 – 2 работника; свыше 30 – 3 работника.

Нормативы численности работников для выполнения функции “планово-экономическая деятельность” представлены в таблице 10.8.

Таблица 10.8

Нормативы численности работников по функции

“планово-экономическая деятельность” (экономисты, статистики)

  Весь розничный товарооборот, млн. руб. Число работников при количестве торговых единиц в розничной торговле, общественном питании и других объектах планирования
до 30 свыше 30
До 5 включительно    
Свыше 5,0 – 10    
Свыше 10,0 – 20    
Свыше 20,0    

Примечание. Учитывается количество торговых единиц и других предприятий, по которым аппарат потребительских обществ осуществляет планирование непосредственно.

При расчете численности бухгалтеров во внимание принимается число лиц, отчитывающихся перед бухгалтерией, годовой объем продаж и число поставщиков товаров, численность работников и другие факторы (табл. 10.9).

Таблица 10.9

Нормативы численности работников по функции

“бухгалтерский учет и финансы”

(главные бухгалтеры, бухгалтеры, экономисты по финансам,

счетоводы)

Весь розничный товарооборот, млн. руб. Число работников при среднем количестве отчетов материально-ответственных лиц, поступающих на одну отчетную дату
до 20 21 – 40 41 – 60 свыше 60
До 5 включительно       -
Свыше 5,0 – 10        
Свыше 10,0 – 20        
Свыше 20,0 -      

 

Нормативы численности по функции “контрольно-ревизионная деятельность” представлены в таблице 10.10.

Таблица 10.10

Нормативы численности работников по функции “контрольно-ревизионная деятельность” (начальники отделов, ревизоры)

 

  Весь розничный товарооборот, млн. руб. Число работников при количестве инвентаризуемых торговых единиц в торговле, общественном питании и предприятиях других отраслей
до 40 41 – 60 свыше 60
До 10      
Свыше 10      

 

В каждом потребительском обществе предусматриваются должности:

· председатель совета потребительского общества;

· председатель правления;

· заместитель председателя по торговле.

Условия введения отдельных должностей представлены в таблице 10.11.

Таблица 10.11

Условия введения отдельных должностей

 

Наименование должности Условия введения
Заместитель председателя по заготовкам При осуществлении заготовок по государственному плану в объеме свыше 150 тыс. руб.
Инспектор по кадрам При среднесписочной численности работников свыше 150 чел.
Инструктор по организационно-массовой работе При численности пайщиков свыше 5 тыс. чел.
  Экономист по ценам При розничном товарообороте торговой сети свыше 3 млн. руб. и числе торговых единиц в розничной торговле свыше 35
Инженер по охране труда При среднесписочной численности работников 200 чел. и более
Кассир С учетом хозяйственной целесообразности и возможностей совмещения должностей (профессий)
Секретарь Исходя из хозяйственной целесообразности

 

Типовая структура аппарата управления потребительских обществ дана в таблице 10.12.

Таблица 10.12

Типовая структура аппарата управления потребительских обществ

 

Наименование функции управления Наименование должности и структурного подразделения
   
Общественный контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью потребительского общества и его предприятий   Ревизионная комиссия
  Общее руководство   Председатель правления в каждом потребительском обществе
  Организация торговой деятельности Заместитель председателя правления по торговле, отдел торговли, торговая группа, старший товаровед
    Организация заготовок Заместитель председателя правления по заготовкам при осуществлении закупок в объеме свыше 150 тыс. руб.
Планово-экономическая деятельность Планово-экономическая группа, старший экономист
Бухгалтерский учет и финансы Бухгалтерия в каждом потребительском обществе
  Контроль цен Старший экономист по ценам при розничном товарообороте свыше 3 млн. руб. и числе торговых единиц в розничной торговле свыше 35
  Контрольно-ревизионная деятельность Контрольно-ревизионный отдел, ревизионная группа, старший ревизор (ревизор)
  Подбор кадров Старший инспектор (инспектор) при среднесписочной численности работников свыше 150 чел.
Организационно-массовая работа Старший инструктор (инструктор) при численности пайщиков свыше 5 тыс. чел.
Охрана труда Старший инженер (инженер) при среднесписочной численности работников 200 чел. и более
Делопроизводство Секретарь, исходя из хозяйственной целесообразности

 

Пример. Определить по потребительскому обществу численность руководителей, специалистов и служащих на основе данных, приведенных в таблице 10.13, учитывая, что коэффициент перерасчета объема продаж равен 6.


Таблица 10.13

Показатели деятельности потребительского общества

на планируемый год

 

Показатель Величина показателя
Объем продаж в торговой сети, тыс. руб.  
Объем продаж в предприятиях питания, тыс. руб.  
Количество магазинов, ед.  
Количество предприятий мелкорозничной торговой сети, ед.  
Количество предприятий других отраслей, ед.  
Среднесписочная численность работников, чел.  
Численность пайщиков, чел.  
Число лиц, отчитывающихся перед бухгалтерией, чел.  

 

Исходя из приведенных нормативов численность работников аппарата управления будет равна 13 чел., в том числе:

· председатель совета – 1;

· председатель правления – 1;

· заместитель председателя правления по торговле – 1;

· товаровед – 1;

· экономист – 1;

· главный бухгалтер – 1;

· бухгалтеры – 2;

· экономист по финансам – 1;

· ревизоры – 2;

· экономист по ценам – 1;

· секретарь – 1.

Путем суммирования численности работников магазинов, руководителей, специалистов и служащих определяют общую численность работников торговой организации.


3. Комплексный подход к формированию показателей

по труду на планируемый период

План по труду и его оплате носит комплексный характер и включает в себя такие разделы, как установление норм труда, планирование необходимой численности работников по структурным единицам (магазинам, отделам и т.п.) и по категориям работников, в целом по предприятию, расчеты расходов на оплату труда.

В условиях рыночной экономики система трудовых показателей включает показатели по персоналу, производительности труда и заработной плате.

При планировании персонала важным этапом является определение источников привлечения персонала, необходимой численности работников, а также расчет дополнительной потребности в квалифицированных кадрах.

Основной целью планирования производительности труда является поиск резервов, использование которых позволит предприятию успешно работать на рынке. Планирование производительности труда производится на основе расчета влияния факторов на ее величину. Определение воздействия того или иного фактора на рост производительности труда производится на основе расчета экономии рабочей силы по отношению к численности работников, необходимой для выполнения запланированного объема товарооборота при базисной выработке.

При определении фонда заработной платы необходимо знать структуру фонда, поскольку кроме оплаты труда за отработанное время или за произведенную работу в него включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Комплексный подход к формированию показателей по труду в планируемом периоде заключается в использовании взаимосвязи между отдельными показателями по труду и его оплате.

Если товарооборот магазина в планируемом году возрастет на 23,9 %, а численность работников на 3,5 %, то производительность труда увеличится на 19,7 %:

 

1,239: 1,035

 

При росте розничного товарооборота в планируемом году на 23,9 %, производительности труда – на 19,7 %, численность работников увеличится на 3,5%:

 

1,239:1,197.

 

Если в планируемом году численность работников снизится на 2,5%, а производительность труда возрастет на 20,5%, то розничный товарооборот возрастет на 17,5%:

 

0,975·1,205.

 

Учитывая тесную взаимосвязь между показателями по труду и его оплате, планирование их следует производить комплексно.

Пример. Объем продаж в отчетном году составил 5950 тыс.руб. и должен возрасти в планируемом году в сопоставимых ценах на 10 %. Средняя выработка на одного работника в отчетном периоде составила 420 тыс. руб. Планируемый прирост объема продаж за счет повышения производительности труда – 8,9 %.

Определить:

· сумму прироста товарооборота, в том числе за счет роста производительности труда;

· выработку на одного торгового работника и численность работников в планируемом году.

Решение

1. Объем продаж в планируемом году составит 6545 тыс. руб.:

 

5950 тыс. руб. · 1,1.

 

2. Прирост производительности труда в планируемом году составит 89%:

 

3. Средняя выработка на одного торгового работника в планируемом году составит 457,4 тыс. руб.:

 

420 тыс. руб. · 1,089

 

4. Численность работников в планируемом году равна 14 чел.:

 

6545 тыс. руб.: 457,4 тыс. руб.

5. Сумма прироста товарооборота в планируемом году составит 595 тыс. руб.:

 

6545 тыс. руб. – 5950 тыс. руб.

 

6. Сумма прироста товарооборота за счет роста производительности труда равна 523,6 тыс. руб.:

 

(457,4 тыс. руб. – 420 тыс. руб.) · 14 чел.

 

Экономическую обоснованность расчетов плановых показателей по труду и его оплате необходимо проверить с учетом обеспечения оптимального соотношения между темпами роста товарооборота, численности работников и производительности труда.

Комплексный подход к формированию показателей по труду на планируемый период дает возможность системно представить, как используются трудовые ресурсы на предприятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: