Статистическое теневое производство.




Оно может возникнуть вследствие неполного исследования предприятий и фирм, некорректности в публикации данных и т.д.

Исходя из вышесказанного, следует сказать о том, что для международного сравнения экономик часто применяется показатель ВВП на душу населения. Он дает возможность рассчитать, какова сумма национального богатства, дохода, принадлежащего в целом каждому субъекту страны. Однако данный показатель не может однозначно дать точную информацию насчет экономического благосостояния нации. Ведь две какие-либо страны могут иметь одинаковую величину ВВП на душу населения. Но вследствие того, что уровень рыночных цен везде различен, жители этих стран могут приобрести абсолютно разное количество товаров и услуг, т.е. они по-разному удовлетворяют свои потребности. В этом случае не имеет смысла говорить об одинаково эффективном экономическом развитии экономики.[6]

Таким образом, помимо ВВП на душу населения, ходовыми являются показатели уровня образования, продолжительности жизни, калорийности питания и многое другое. Особенно сильно различаются экономики тех стран, где наблюдается высокая дифференциация доходов. А страны с низкой дифференциацией даже могут иметь более низкие показатели среднедушевого ВВП, но отличаются более высокими уровнями образования, продолжительности жизни. Дифференциация доходов страшна тем, что она при подсчете ВВП остается скрытой. По расчетам государственных статистических органов средняя заработная плата по стране может быть определена на достойном уровне. В то же время уровень цен по регионам различен, да и сам показатель получается путем пересчета доходов богатых слоев населения и разброса их на всех жителей, что вовсе не является характеристикой высокого экономического и социального развития.

 

3. ИРЧП как показатель благосостояния нации и альтернатива ВВП.

ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). Показатели СНС (Системе Национальных Счетов) являются важнейшим индикатором уровня социально-экономического развития страны. Однако в объеме произведенной продукции и услуг не могут отражаться такие показатели, как здоровье нации, продолжительность жизни, в том числе ее активной части, решение экологических проблем и т.д. Это вызывает довольно критическое отношение к данной форме измерения национального богатства у ряда отечественных экономистов. Данный метод вызывает интерес к другому способу оценки альтернативных методов исчисления национального богатства.

В мировой практике комплексная оценка благосостояния нации, уровня и качества жизни все чаще проводится на основе так называемого индекса человеческого развития (ИЧР). Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Данный индекс используется в мировом сообществе для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи. ИРЧП рассчитывается с 1990 г. независимыми международными экспертами Программы развития ООН Измерение человеческого развития строится на минимальном наборе показателей, каждый из которых призван количественно представить одно из ключевых направлений (измерений или размерностей) человеческого развития или аспектов расширения человеческого выбора.

Индекс представляет собой сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются, во-первых - физическое состояние людей, их долголетие, то есть показатель средней, ожидаемой продолжительности жизни, во-вторых - духовное и интеллектуальное развитие людей, то есть показатель уровня образования. Эти данные рассчитываются на основе двух элементарных показателей: доля грамотных среди взрослого населения и средняя продолжительность обучения; материальная обеспеченность людей. Вышеуказанный способ представляет реальные доходы на душу населения, а именно, показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе.

Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем социального развития: к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

Российские ученые (медики, демографы, педагоги, экономисты) составили разного рода индикаторы качества жизни, включающие необходимые параметры.

К первому отделу факторов качества жизни относят состояние здоровья общества, демографическое благополучие населения, которые оцениваются по определенным данным. В их состав входят: уровень рождаемости, уровень смертности (с учетом причинной возрастной и структуры смертности), показатель ожидаемой продолжительности жизни и т. п. Данный отдел раскрывает действительное общественное состояние с точки зрения его благосостояния и развития.[2]

Стоит сказать о том, что цифры роста производства и высоких доходов населения не сумеют подделать истинную картину, ведь, если существуют, например, высокий уровень детской смертности, низкие показатели рождаемости, существенный уровень заболеваемости общества, низкая продолжительность жизни. Таким образом, данные показатели, взятые в целостности, могут отражать относительно полную информацию, предоставляющую оценку качества жизни значительных слоев общества. Используя эти факторы, можно будет учитывать помимо прямых показателей и обеспеченность молодых семей жильем, и ожидания, связанные с будущим, и удовлетворенность жизненными и трудовыми условиями. Отсюда следует, что такие показатели будут свидетельствовать о целостном ощущении качества жизни, игнорируя различные прямые количественные статистические данные, часто зависящие не только от реальной ситуации, но и от таких факторов, например, как методика сбора и обобщения данных, не всегда идеальная.

Второй блок факторов структурно связан с первым, по многим значениям продолжая его. Он отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в стране (организация власти, способность решения острых социальных вопросов, доступность образования и здравоохранения, качество управления государством, безопасность существования, экологическое благополучие). В данном случае опора на прямые статистические данные также не даст нормального понимания качества жизни (такой анализ сведет нас опять-таки к уровню обеспеченности тем или иным благом, но никак не к качеству).

Для оценки этой группы факторов наиболее целесообразно использовать социологические опросы населения

Третий блок взаимосвязан с предыдущим, так как оценивает духовно-нравственное состояние общества. Принципиально уровень духовности можно определить по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей, таких как «не убивай», «не кради» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной уголовной и социальной статистики, которые представляют данные о нарушениях упомянутых заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Можно сделать ряд выводов:

- основным показателем оценки уровня и качества жизни, а соответственно и благосостояния нации является индекс человеческого развития;

- расчет ИЧР строится на основе анализа трех его составляющих – это уровень долголетия, уровень образования и показателя ВНП на душу населения;

- российскими учеными выработаны собственные показатели качества жизни – это уровень здравоохранения, социальная удовлетворенность и духовное развитие.

 

4. Пути повышения обеспеченности населения в России.

Основной проблемой, определяющей уровень благосостояния России, является большое отставание в социальной сфере по сравнению с экономической. Если государство начнет внедрять новые программы экономического развития, то полученные результаты будут действительны только в краткосрочном периоде, так как через определенное время при росте, например, доходов, фактическое благосостояние вернется к дореформенному уровню. Поэтому условно можно социальную политику определить как долгосрочную, а экономическую как краткосрочную. Чтобы существенно повысить уровень благосостояния, необходимо сформировать мощный, широкий средний класс. В краткосрочном периоде это возможно посредством увеличения располагаемых доходов населения. Однако более эффективной будет программа, ориентированная на работу с «социальными лифтами»: помощь и укрепление малого бизнеса, доступ к профессиональному образованию высокого качества. Опираясь на данные условия, средний класс сможет стать действительно устойчивым, а значит стать базой для дальнейших инновационных реформ. Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент она низка из-за неразвитости рынка жилья (высокие цены, неудобные застройки) и правительственных установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах – субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Так же большую часть занятых в экономике составляет бюджетный сектор, однако, заработные платы в нем очень низкие. К тому же из среднего класса выпадают пенсионеры, потому что объем пенсионных выплат не соответствует объему зарплат, характерных для среднего класса. А ведь этой категории нужны крупные накопления на старость. Специалисты выдвигают ряд решений: территориальная миграция, перестройка неконкурентоспособных предприятий, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений. Когда в стране появится устойчивый средний класс, тогда можно прогнозировать рост общего уровня жизни. Это обусловлено тем, что люди со стабильным доходом будут стабильно платить налоги информировать бюджет государства, из которого в свою очередь финансируются различные социальные программы, направленные на повышение уровня жизни.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе. Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики.

Нами были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на формирование благосостояния нации. Рассматривая государственную политику через эти аспекты, можно наиболее точно выделить пути повышения обеспеченности населения. Основными методами государственного вмешательства в экономику с целью повышения уровня жизни являются рычаги регулирования рынка рабочей силы, например понижение продолжительности трудового дня или повышение минимальной величины заработной платы, а так же при помощи фискальной политики, увеличивая или сокращая государственные закупки или изменяя налоговое законодательство. Государство, ставящее перед собой целью повышение благосостояния населения, в первую очередь начинает проводить изменения в экономической сфере. Как уже было сказано, таким образом результаты достигаются быстрее, но не на долгий срок. Внутренняя и внешняя политика государства так же влияют на уровень жизни населения. Так, например, присоединение Крыма к Российской Федерации положительным образом повлияло на психологический комфорт в обществе, а накаление отношений со странами Запада имеет негативные последствия для данного показателя. Для общего повышения благосостояния в России должен установиться политический климат, характерный для периода до Крымского кризиса, т.е. необходимо, чтобы на мировой политической арене Россия заняла положение не захватчика и агрессора, а мощной державы, ведущей миротворческую политику.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает в первую очередь такие сферы, как образование, медицина, оказание помощи многодетным семьям, расширение жилищных фондов. Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования. Региональные бюджеты пополняются за счет субсидий государства, и полученная финансовая поддержка направляется в общеобразовательные учреждения для закупки нового оборудования, программного обеспечения, модернизации учебной базы и повышения квалификации учителей.

Так же государство должно продолжать поддерживать развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства. При этом необходимо отслеживать работы строительных компаний, так как качество нового жилья обязательно должно соответствовать всем нормам.

Для российского государства очень важно избрать социальную политику как приоритетную и сконцентрироваться на качественно новых программах, способствующих улучшению уровня жизни населения. Необходимо уделить большое внимание поддержке малоимущих, обратить внимание на недостатки системы льготных выплат. Так же, учитывая большую численность населения в пенсионном возрасте, органы власти должны принять решение о реформировании пенсионного фонда (обеспечить увеличение пенсий, которое обошло бы темпы инфляции).[6]

Российское государство, будучи организующим элементом всего благосостояния нации, должно направить свои силы на взаимодействие народа и государства. Естественно, ничего не происходит в одно мгновение, а значит и устроение благосостояния – это длительный процесс, который может быть решен лишь при условии, что само государство будет руководить и, самое главное, искать пути соприкосновения с социальной средой. На сегодняшний день, экономика России во многом зависит от природных ресурсов, это условие позволяет стране держаться на достаточно высокой планке.

 

 

Заключение

 

Можно сделать вывод о том, что благосостояние нации зависит от множества критериев, которые невозможно осуществить за несколько лет. История требует времени, и времени требует устройство общества. Для того чтобы привести в порядок, например, медицинское обслуживание, необходимо задействовать множество структур, отделы кадров, различные виды проверок и т.п.

Социальная среда не может быть оценена на стопроцентной основе. С точки зрения учета ВВП на душу населения выявляются недостатки, которые присущи самому обществу (теневая экономика, неформальное производство и т.п.), исходя из этого, становится невозможным осуществить точный подсчет.

Социологические опросы также имеют свои недочеты. Данная проблема связана не только с тем, что какой-либо опрос может иметь содержание, которое не коснулось человека, но и с тем, что многие люди, выражают свое мнение не серьезно и их это может не интересовать, так как жизнь от этого не стала намного лучше.

Рассматривая благосостояние со стороны учета ИРЧП, мы получим более весомые показатели, способные достойно оценить благоустройство общества, (учет ВВП на душу населения, показатель рождаемости, учет степени образования…). Безусловно, данный способ является способным удовлетворить показатели для оценки общества, но всегда будет присутствовать степень обобщенности данных.

Таким образом, различные способы оценки благосостояния нации обречены на разного рода недочеты. Это связано с тем, что человек индивидуален, у него есть свои интересы и потребности и часто эти интересы различны.

 

Тем не менее, обобщенные способы учета благосостояния нельзя назвать обреченными, так как они показывают усредненную картину и будут полезными для определения благосостояния для, например годовых, периодов.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. М.: Дело и Сервис, 2015

2. Бондарь А.В. и др. Макроэкономика: учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2017. – 415 с.

3. Левин М.И. Общее экономическое равновесие: математические модели. М.: ИЭПП, 2016. – 75 с.

4. Бродская Т.Г. Экономическая теория: учебное пособие. М.: РИОР, 2018. – 207 с.

5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2015. — 576 с.

6. Экономический портал. - https://institutiones.com/strategies/1256-kurs-mikroekonomiki.html.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: