Основные задачи специалиста в работе с родителями ребенка с СДВГ




Недосекина Е.А.

учитель начальных классов

СБОУ «Лицей № 12 г. Донецка»

Оказание помощи родителям в понимании своего ребенка и его особенностей связанных с СДВГ

Для этого используется психологическое просвещение следующими путями:

• Встречи родителей со специалистами

• Рассказ родителям об СДВГ во время индивидуальных встреч

• Круглые столы, лекции, тренинги, семинары, конференции для родителей

• Буклеты, памятки, газеты, листовки и другие печатные материалы

• Видеопоказы

• Общение в интернете

Само информирование об СДВГ родителей снимает ряд проблем возникающих у ребенка, так как те меняют к нему отношение и понимают, что происходит с ним, становятся в состоянии оказать ему необходимую помощь и поддержку.

Поддержка родителей в решении собственных психологических трудностей

Родители ребенка с СДВГ часто испытывают эмоциональные проблемы, вызванные негативными мыслями:

• Ребенок не любит меня и не уважает, поэтому он ведет себя так специально.

• У него ужасный характер и это невозможно изменить

• Он ничего в жизни не добьется

• Он ужасный

• Все проблемы в семье из-за него

• Я очень плохой родитель

• Это моя вина, что он так себе ведет

• В этих проблемах виноват учитель (жена, муж...)

• Я никак не могу на это повлиять

Важно помочь родителю осознать иррациональность этих убеждений и избавиться от них или смягчить веру в эти мысли. Можно рекомендовать книги по самопомощи (например, книги Альберта Эллиса «Психотренинг по методу Эллиса» и «Не давите мне на психику!) или помочь найти психотерапевта.

Помогать снизить уровень напряженности в семье и улучшить отношения в ней.

Неблагоприятные отношения в семье, различные проблемы с которыми она сталкивается, могут усугубить нарушения ребенка и не давать возможности для работы с ним родителями и специалистами.

 

Для решения этой задачи специалист должен ответить на вопросы:

• Что служит источником напряжения?

• Какие проблемы самые основные? Какие из них можно решить, а какие принять? Как можно решить?

• Какие конкретно средства могут помочь?

• Какая социальная поддержка есть у родителей?

• Как восприятие родителями проблем влияет на их решение?

• Как пара может помочь друг другу?

• Как помочь паре научиться расслабляться и отдыхать?

• Как помочь им позаботиться о своем здоровье?

• Не испытывают ли они выраженных психологических сложностей? Не нуждаются ли они в книгах по самопомощи или психотерапии?

• Какие сферы жизни могли бы помочь им?

• Какие сферы жизни недостаточно развиты?

• Как улучшить использование времени?

• Какие ценности и философию исповедуют родители? Помогает или мешает им это? Не требует ли она изменений?

• Как родители относятся к религии? Как это влияет на семью?

Ответив для себя на эти вопросы специалист решает часть из них, если они входят в сферу его компетенции, а для решения других направляет к другим специалистам.

 

Помощь родителям улучшить отношения с ребенком.

В семье часто существует дисфункциональное общение. Его основные проявления:

• несоответствие вербального и невербального языка («двойное послание»), когда родители, например, говорят, что любят ребенка, но при этом говорят это раздраженно

• избегание зрительного контакта

• негативные тон, мимика

• склонность перебивать и не выслушивать

• невнимательность

• отсутствие обратной связи, то есть слов о том, что собеседника поняли правильно

• осуждение и обвинение

• неумение сотрудничать

• непродуктивные способам решения конфликтов (обиды, агрессия)

• общение без проявления эмоций

Необходимо провести беседу с родителями на эту тему и провести тренинг функционального общения. Так как дисфункциональное общение не способствует устранению нарушений и вызывает вторичные изменения у ребенка такие как снижение самооценки, тревога, депрессия.

 

Помощь в формировании самооценки ребенка

Ошибки родителей:

• неадекватная критика

• неадекватная идеализирующая похвала

• навешивание ярлыков и осуждение ребенка

• угрозы лишить любви и семьи

• негативные отношения с ребенком

• сравнение с другими

• демонстрация разочарования

• отказ в поддержке

Такое общение с ребенком приводит к ухудшению его отношения к себе, появлению различных дополнительных эмоциональных и поведенческих проблем.

Отношение, которое помогает адекватной самооценке и предотвращает дополнительные проблемы:

• безусловное принятие

•позитивные отношения основанные на уважении к ребенку

•похвала и критика без осуждения

•поддержка ребенка в осознании ценности каждой личности и восприятии недостатков других людей без осуждения их личности в целом

•помощь в осознании того, что не бывает людей лучше или хуже, что все люди разные, но равные

•поддержка раскрытия способностей ребенка

•обучение навыкам решения проблем как через демонстрацию так и напрямую

•обучение спокойному восприятию как успехов, так и неудач

Необходимо провести с родителями беседу о самопринятии и том, как они могут обучить ему ребенка.

Обучить родителей принципам модификации поведения ребенка

Модификация поведения на сегодняшний день является наиболее эффективным методом терапии СДВГ наряду с медикаментозным лечением. Осуществляется она в первую очередь родителями, которые реализуют ее с помощью специалиста.

Для того, чтобы эффективно выполнить модификацию поведения необходимы следующие условия:

• проанализированы проблемы семьи и разработан план их решения

• создана атмосфера сотрудничества и понимания между родителем и специалистом

• родители осознают, что изменить можно, а что нет. Понимают какими могут быть реалистичные цели.

 

• семья получила и получает помощь для решения кризисных проблем.

Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведенческая терапия и тренинг социальных навыков с ними являются достаточно эффективным способом сделать поведение ребенка более функциональным и упорядоченным. Это может улучшить отношения с учителями, родителями и другими детьми. В ходе занятий ребенок получает сведения как наиболее эффективно выстраивать общение, научиться управлять своим эмоциональным состоянием и мыслями, учиться организовывать свою деятельность. Также он использует эти знания практически, выполняя упражнения. Но стоит отметить, что основная проблема при СДВГ не в неосведомленности ребенка, а в нейрофизиологической трудности обработки информации. Именно поэтому работа с созданием благоприятной среды через обучение педагогов и родителей является более эффективной. К тому же тренинг не является естественной средой. Навыки полученные там могут не распространиться на поведение в школе и семье. Соответственно тренинг с детьми без работы с окружающей средой не окажет желаемого эффекта.

Около половины детей с СДВГ подвергаются социальной изоляции из-за первичных нарушений (невнимательности, импульсивности и гиперактивности). Родители, дети и учителя вольно или невольно обращают внимание на негативные стороны поведения ребенка, критикуют его, часто могут отвергать. В результате ребенок начинает негативно воспринимать себя, теряет возможность взаимодействия с окружающими. Лишение возможности общения приводит к тому, что первичные нарушения могут усугубиться, так как отсутствует возможность для развития внимания, самоконтроля и усидчивости в естественной среде. Появляются вторичные расстройства в форме депрессии, тревоги, агрессивного поведения, которые еще более изолируют ребенка от окружения, что еще более усугубляет первичные нарушения.1

 

Если этот порочный круг не будет разорван, если ребенок не сможет выработать компенсаторные стратегии, то это может привести к асоциальному поведению, аутоагрессивным тенеденциям, развитию расстройств личности и нарастающей социальной дезадаптации.

Поэтому важно не допустить развития этой замкнутой цепи, как с помощью медикаментозного лечения (при необходимости), создания благоприятной среды в школе и дома (обязательно), так и с помощью тренинга с детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: