Лекция 7. Коллектив как высшая стадия развития персонала.
Конфликты и стрессы в коллективе
Особенности трудового коллектива
Коллектив - определенный уровень развития персонала, который стал сообществом людей, сплоченных общими профессиональными целями и задачами, организационными ценностями, взаимопониманием и поддержкой и т. п.
Трудовой коллектив неоднороден по структуре, его образуют большие и малые группы.
Большой группой называют коллектив учреждения, где непосредственное личное общение каждого с каждым практически невозможно (как правило, ввиду территориальной разобщенности).
В малой группе сотрудники связаны между собой непосредственными межличностными отношениями. Именно малые группы выражают сущность коллектива, поскольку входящие в них люди находятся в устойчивом взаимодействии и осуществляют совместные действия в течение определенного промежутка времени, они связаны общими интересами и целями, обладают определенным потенциалом, позволяющим адаптироваться к окружающей среде ( коллективы секторов, отделов, филиалов и т. п. структурных образований).
Формальные и неформальные группы
Формальные группы создаются централизованно на основе специальных правил, постановлений, решений, регламентирующих их деятельность.
Для всех формальных групп характерны следующиепризнаки:
- существование внутри единой системы социальных отношений и выполнение в ней строго определенных функций;
- существование независимо от воли и желания индивидов;
- определение условий социального поведения группы;
- целостность и отграниченность от других групп;
- специфические социально-психологические характеристики, отражающие групповые интересы и ценности.
|
Управление формальными группами требует учета следующих факторов:
- размер и состав группы (размер группы определяется нормой управляемости, выражаемой формулой «7 + 2»);
- групповые нормы;
- сплоченность;
- конфликтность;
- статус и функциональная роль членов группы.
Неформальные группы - объединения сотрудников с одинаковыми интересами, увлечениями, привычками, взаимной симпатией и т. п. Они регулярно общаются, что создает у них чувство психологического комфорта, не менее важное для трудовой деятельности, чем заработная плата.
Неформальные группы могут быть закрытыми или открытыми для других членов коллектива, активными и пассивными, устойчивыми и неустойчивыми, влиятельными или нет.
Причины объединения сотрудников в неформальные группы:
- эмоциональная потребность в принадлежности к группе для общения, поддержки и защиты;
- необходимость получения важной информации - о сокращениях и повышениях, перспективах организации, личной жизни сотрудников и т. п.;
- потребность приобретения профессионального и жизненного опыта;
- возможность избежать одиночества и др.
Неформальную группу нередко объединяет неформальный лидер, т. е. наиболее авторитетный член группы, с мнением которого считаются остальные.
Руководитель коллектива - официально назначенный лидер - должен учитывать закономерности возникновения и особенности функционирования неформальных групп, чтобы предотвращать или грамотно разрешать возникающие противоречия. Необходимо помнить, что:
|
- подавление неформальных групп может привести к противодействию;
- мнение неформальных лидеров и членов групп заслуживает внимания и признания в случае его пользы для достижения целей организации;
- привлечение членов неформальных групп к управлению способствует преодолению их сопротивления преобразованиям;
- каналы неформального общения могут использоваться для опровержения или препятствования распространению ложных слухов и негативной информации.
Взаимодействие формальных и неформальных структур в коллективе библиотеки должно быть сбалансировано, что позволяет быстро и конструктивно решать производственные вопросы.
Социально-психологический климат коллектива
Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Конфликты и стрессы в коллективе
Природа конфликтов
Работающие в библиотеке люди в силу своего различия по-разному воспринимают свое окружение, возникающие проблемы в работе, что может приводить к несогласию между ними и напряженности в отношениях. Создается конфликтная ситуация. При активизации одной из сторон, происходит инцидент, перерастающий в конфликт - столкновение противоречивых мнений, ведущих к серьезным последствиям.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Изучением природы конфликтов, причин их возникновения, разработкой методов их предупреждения и разрешения занимается специальная научная дисциплина - конфликтология.
|
Типология конфликтов
По времени протекания
Кратковременные - являются следствием простого недопонимания либо ошибки, разрешаются быстро и легко; затяжные связаны с объективными трудностями или глубокими нравственно-психологическими травмами, оказывают длительное негативное влияние на трудовую деятельность и взаимоотношения в коллективе.
По источнику возникновения
Объективные – возникают в сложной противоречивой ситуации (плохие условия труда, нечеткое распределение полномочий); субъективные возникают на почве резкого несовпадения личностных особенностей конфликтующих.