По источнику возникновения




Лекция 7. Коллектив как высшая стадия развития персонала.

Конфликты и стрессы в коллективе

Особенности трудового коллектива

Коллектив - определенный уровень развития персонала, который стал сообществом людей, сплоченных общими профессиональными целями и задачами, организационными ценностями, взаимопониманием и поддержкой и т. п.

Трудовой коллектив неоднороден по структуре, его образуют большие и малые группы.

Большой группой называют коллектив учреждения, где непо­средственное личное общение каждого с каждым практически невозможно (как правило, ввиду территориальной разобщен­ности).

В малой группе сотрудники связаны между собой непосредст­венными межличностными отношениями. Именно малые группы выражают сущность коллектива, посколь­ку входящие в них люди находятся в устойчивом взаимодействии и осуществляют совместные действия в течение определенного промежутка времени, они связаны общими интересами и целями, обладают определенным потенциалом, позволяющим адаптиро­ваться к окружающей среде ( коллективы сек­торов, отделов, филиалов и т. п. структурных образований).

Формальные и неформальные группы

Формальные группы создаются централизованно на основе специальных правил, постановлений, решений, регламентирую­щих их деятельность.

Для всех формальных групп характерны следующиепри­знаки:

- существование внутри единой системы социальных отно­шений и выполнение в ней строго определенных функ­ций;

- существование независимо от воли и желания индивидов;

- определение условий социального поведения группы;

- целостность и отграниченность от других групп;

- специфические социально-психологические характеристики, отражающие групповые интересы и ценности.

Управление формальными группами требует учета следующих факторов:

- размер и состав группы (размер группы определяется нормой управляе­мости, выражаемой формулой «7 + 2»);

- групповые нормы;

- сплоченность;

- конфликтность;

- статус и функциональная роль членов группы.

Неформальные группы - объединения сотрудников с одинаковыми интересами, увлечениями, привыч­ками, взаимной симпатией и т. п. Они регулярно общаются, что создает у них чувство психологического комфорта, не менее важ­ное для трудовой деятельности, чем заработная плата.

Неформальные группы могут быть закрытыми или открытыми для других членов коллектива, активными и пассивными, устойчивыми и неустойчивыми, влиятельными или нет.

Причины объединения сотрудников в неформаль­ные группы:

- эмоциональная по­требность в принадлежности к группе для общения, поддержки и защиты;

- необходимость получения важной информации - о со­кращениях и повышениях, перспективах организации, личной жизни сотрудников и т. п.;

- потребность приобретения профес­сионального и жизненного опыта;

- возможность избежать одино­чества и др.

Неформальную группу нередко объединяет неформальный лидер, т. е. наиболее авторитетный член группы, с мнением ко­торого считаются остальные.

Руководитель коллектива - официально назначенный лидер - должен учитывать закономерности возникновения и особенности функционирования неформальных групп, чтобы предотвращать или грамотно разрешать возникающие противоречия. Необходимо помнить, что:

- подавление неформальных групп может привести к проти­водействию;

- мнение неформальных лидеров и членов групп заслуживает внимания и признания в случае его пользы для достижения целей организации;

- привлечение членов неформальных групп к управлению способствует преодолению их сопротивления преобразова­ниям;

- каналы неформального общения могут использоваться для опровержения или препятствования распространению лож­ных слухов и негативной информации.

Взаимодействие формальных и неформальных структур в кол­лективе библиотеки должно быть сбалансировано, что позволяет быстро и конструктивно решать производственные вопросы.

Социально-психологический климат коллектива

Социально-психологический климат - качественная сторо­на межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

 

Конфликты и стрессы в коллективе

Природа конфликтов

Работающие в библиотеке люди в силу своего различия по-разному воспринимают свое окружение, возникающие проблемы в работе, что может приводить к несогласию между ними и на­пряженности в отношениях. Создается конфликтная ситуация. При активизации одной из сторон, происходит инцидент, перерастающий в конфликт - столкнове­ние противоречивых мнений, ведущих к серьезным последствиям.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Изучением природы конфликтов, причин их возникновения, разработкой методов их предупреждения и разрешения занима­ется специальная научная дисциплина - конфликтология.

Типология конфликтов

По времени протекания

Кратковременные - являются следствием простого недопонима­ния либо ошибки, разрешаются быстро и легко; затяжные связаны с объективными трудностями или глубокими нравственно-психо­логическими травмами, оказывают длительное негативное влияние на трудовую деятельность и взаимоотношения в коллективе.

По источнику возникновения

Объективные – возникают в сложной противоречивой ситуации (плохие условия труда, нечеткое распределение полномочий); субъективные возникают на почве резкого несовпадения личностных особенностей конфликтующих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: