Управленческие обусловлены ошибками и недостатками управленческой деятельности в целом; организационные – неэффективной организацией трудовой деятельности, распределением обязанностей и т. п.; технологические – недостатками применяющейся технологии, низкой квалификации сотрудников; структурные возникают в связи с неудовлетворительной структурой организации, чрезмерной либо недостаточной централизацией и т.п.; информационные провоцируются плохим информированием сотрудников по производственным и социальным вопросам; поведенческие – связаны с нарушением трудовой дисциплины, неисполнением обязанностей; ценностные отражают расхождение во взглядах, неприятие норм и ценностей культуры данной организации.
По степени выраженности
Открытые – характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов, спорами, ссорами; скрытые – проявляются не во внешней агрессии, а в использовании косвенных методов психологического давления, пренебрежения, склонны переходить в стадию открытого противостояния.
По предмету
Деловые связаны с производственной деятельностью; личностные обусловлены личной неприязнью и отражаются на трудовой деятельности.
По реальности
Истинные и ложные. Под ложным конфликтом подразумевается ситуация, когда для собственно конфликта нет повода или причины, и он «придуман» кем-то из участников.
По объему (составу участников)
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтов целей и взглядов; межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (самый распространенный тип конфликта).
|
Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов, это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на ее динамику и результаты работы. М ежгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основы, обычно такие конфликты носят интенсивный характер. Развитие подобного рода конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.
По уровню организационного воздействия
Вертикальные – широко распространенные в организациях конфликты между руководителем и подчиненными; горизонтальные – конфликты типа «сотрудник-сотрудник», «сотрудник-группа», «группа-группа».
По последствиям
Конструктивные способствуют совершенствованию деятельности библиотеки, деструктивные, напротив, ее тормозят.
Управление конфликтами
Управление конфликтами включает в себя ряд последовательных этапов: прогнозирование, устранение причин, разрешение.
Цель прогнозирования заключается в том, чтобы в процессе подготовки тех или иных управленческих, организационных, технологических и прочих решений анализировать их с точки зрения возможностей провоцирования конфликтных ситуаций.
Следующий этап — устранение причин, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. На этом этапе управления конфликтами необходимо выявить противоречия и споры в деятельности трудового коллектива, провести анализ проблемной ситуации и откорректировать деятельность в целях ликвидации причин конфликтов. Если же конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходимо ее разрешение. Задача управления конфликтами заключается в том, чтобы стремиться к его скорейшему разрешению, к недопущению перерастания в затяжной.
|
Стратегии поведения руководителя в конфликте. Выделяют пять таких стилей (стратегий) поведения:
Избегание - это полное игнорирование руководителем конфликтной ситуации.
Приспособление - уступка оппонентам, на которую может пойти руководитель, чтобы снизить напряжение в группе.
Компромисс - такой вариант разрешения конфликта, когда вовлеченные в него сотрудники делают взаимные уступки. Это вынужденная мера, поскольку стороны не удовлетворяют свои интересы полностью.
Соперничество - это разрешение конфликта только в пользу одной из сторон при игнорировании интересов другой. Такое решение руководителя будет временной мерой, погасившей конфликт, но не разрешившей самую ситуацию.
Сотрудничество - это стремление к поиску решения, удовлетворяющего интересы всех конфликтующих сторон. Именно такой вариант стратегии поведения руководителя в конфликте является оптимальным.
Моббинг
Термин «моббинг» означает — притеснять, преследовать, грубить, придираться.
Отличительными особенностями моббинга как своего рода «психологического террора» является систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких работников, направленное против другого работника (одного или нескольких).
|
Для преодоления моббинга работникам рекомендуется предпринимать следующие меры:
1. Открыто бороться со сплетнями и клеветой, напрямую разоблачать сплетников.
2. Не делиться со всеми подряд сведениями о своей личной жизни.
3. Не впадать в эмоциональную зависимость от кого бы то ни было.
4. Научиться контролировать свои негативные эмоции и отталкивающее поведение.
5. Трезво анализировать отношения с коллегами, выявлять расстановку сил.
6. «Солидаризироваться» с агрессором — попытаться выяснить, почему он так действует, понять его мотивы, спокойно высказать свою точку зрения.
7. Формировать своих сторонников.
8. Профессионально выполнять работу, исключая промахи и ошибки, укреплять свои профессиональные позиции.
Стресс
Стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
Психологический словарь дает несколько определений стресса:
1) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование;
2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей;
Стресс может быть вызван факторами:
- перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка,
- конфликт ролей ( к работнику предъявляют противоречивые требования),
- неопределенность ролей ( работник не уверен в том, что от него ожидают; сотрудники должны иметь правильное представление об ожиданиях руководителя — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать),
- неинтересная работа.
- плохие физические условия труда ( отклонения в температуре помещения библиотеки, плохое освещение или чрезмерный шум).
Управление стрессами в целом подчинено тем же правилам, что и управление конфликтами.