Лекция 15.
Ответственность за нарушение таможенных правил экономическими субъектами – участниками внешнеэкономической деятельности.
План.
1. Таможенный контроль.
2. Общие положения о нарушении и ответственности таможенных правил.
3. Некоторые виды нарушений таможенных правил и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
4. Производство по делам о нарушении таможенных правил.
вопрос. Таможенный контроль.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Донецкой Народной Республики, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, экологический и радиационный, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таможенный контроль товаров, транспортных средств и других предметов в пунктах пропуска через государственную границу Донецкой Народной Республики осуществляется согласно технологическим схемам таможенного контроля, которые утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.
|
Таможенному контролю подлежат все товары, транспортные средства и иные предметы, которые перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной и (или) письменной форме.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной форме, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Законом;
2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
|
3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
4) лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них.
Таможенный контроль товаров, транспортных средств и других предметов в пунктах пропуска (пунктах контроля) через таможенную границу Донецкой Народной Республики осуществляется:
1) в случае ввоза на таможенную территорию Донецкой Народной Республики – после проведения пограничного контроля;
2) в случае вывоза с таможенной территории Донецкой Народной Республики – до проведения пограничного контроля.
Товары и иные предметы, перемещаемые через таможенную границу Донецкой Народной Республики, находятся под таможенным контролем:
1) при ввозе на таможенную территорию Донецкой Народной Республики для свободного обращения – с момента ввоза и до момента выпуска товаров в свободное обращение;
2) при вывозе за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики для свободного обращения – с момента предъявления таможенному органу товаров и иных предметов, необходимых для таможенного контроля документов на такие товары и иные предметы до вывоза за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики;
|
3) при временном ввозе на таможенную территорию Донецкой Народной Республики – с момента ввоза и до вывоза за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики;
4) при временном вывозе за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики – с момента предъявления таможенному органу товаров и иных предметов, необходимых для таможенного контроля документов на такие товары и иные предметы до пропуска через таможенную границу Донецкой Народной Республики при обратном ввозе;
5) при транзите через территорию Донецкой Народной Республики – с момента ввоза в Донецкую Народную Республику и до вывоза из Донецкой Народной Республики;
6) при иных, предусмотренных настоящим Законом, таможенных режимах, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем в течение всего времени действия таможенного режима.
Таможенный контроль заканчивается:
1) в случае ввоза на таможенную территорию Донецкой Народной Республики – после осуществления в полном объеме таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Донецкой Народной Республики, за исключением таможенных режимов, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем в течение всего времени действия таможенного режима;
2) в случае вывоза за границы таможенной территории Донецкой Народной Республики – после осуществления в полном объеме таможенного оформления товаров и транспортных средств и пересечения ими таможенной границы Донецкой Народной Республики, за исключением таможенных режимов, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем в течение всего времени действия таможенного режима.
При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их проведение.
В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля.
В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр, на основании решения руководителя таможенного органа или старшего дежурной смены, может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. При этом составляется акт таможенного досмотра.
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений, необходимых для такого контроля;
2) учет товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики;
3) устный опрос граждан и должностных лиц субъектов хозяйствования, организаций;
4) проверка проверки системы отчетности и учета товаров, которые перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики, а также своевременности, достоверности, полноты начисления и оплаты таможенных платежей и сборов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами взимаются при перемещении товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики;
5) осмотр территорий и помещений складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, которые подлежат таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
6) таможенный осмотр и таможенный досмотр.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, в правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными законодательством и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
При проведении таможенного контроля, таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменном форме дополнительные документы и сведения, с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Запрос дополнительных документов и сведений, их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено таможенным законодательством.
Вопрос. Общие положения о нарушении и ответственности таможенных правил.
Нарушение таможенных правил – административное правонарушение, представляющее собой противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) действие или бездействие, которое посягает на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Донецкой Народной Республики. Предъявления их таможенному органу для проведения таможенного контроля и таможенного оформления, осуществления операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, или контроль за которыми возложен на таможенные органы
Административная ответственность за правонарушение, наступает в случае, если это правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовную ответственность.
Субъектами административной ответственности за нарушение таможенных правил могут быть граждане, которые на момент совершения такого правонарушения достигли 16-летнего возраста, а при совершении нарушений таможенных правил юридическими лицами – должностные лица таких юридических лиц.
Совершение нарушений таможенных вследствие аварии, действий и обстоятельств непреодолимой силы, либо противоправных действий третьих лиц, что подтверждается соответствующими документами, выданными уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, не влечет за собой административной ответственности.
За нарушение таможенных правил могут быть наложены административные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) конфискация:
а) товаров, иных предметов,
б) транспортных средств;
в) транспортных средств со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для утаивания товаров – непосредственных предметов нарушения таможенных правил от таможенного контроля;
г) транспортных средств, которые использовались для перемещения товаров, иных предметов, являющихся непосредственными предметами нарушения таможенных правил через таможенную границу Донецкой Народной Республики.
Предупреждение и штраф могут применяться только как основные административные взыскания за нарушение таможенных правил. Конфискация товаров, транспортных средств может применяться как основное и как дополнительное административное взыскание. За одно и то же нарушение таможенных правил может накладываться только одно основное или основное и одно или несколько дополнительных административных взысканий.