Памятка локомотивной бригаде по КЛУБ-У
БЭЛ-У - Блок электроники – предназначен для:
- приёма сигналов от приемных катушек КПУ-2 (катушки АЛСН), антенн точечного канала связи, приемопередатчика РК (радиоканала), СНС (спутниковой навигационной связи), датчиков пути и скорости (ДПС), датчиков давления (ТМ, УР, ТЦ), цепей локомотива, рукояток и кнопок БИЛ-УТ, систем САУТ (нет на тепловозе) и ТСКБМ;
- обработки принимаемой информации;
- выдачу информации на БИЛ-УТ для индикации и регистрации, в системы САУТ и автоведения (нет на тепловозе), управления клапаном ЭПК.
БКР-У – Блок коммутации и регистрации – предназначен для:
- приема информации и предварительной обработки собранной информации о:
n давлении в тормозной магистрали;
n давлении в главном и уравнительном резервуарах;
n параметрах электрической цепей локомотива (режим ЭПТ, тифон, включение реле генератора и вентилятора);
- подключения к блоку БЭЛ-У периферийных устройств, а также для их переключения при изменении кабины управления локомотива.
Для приема сигналов спутников систем GPS и Глоннас, по которым приемник определяет значения географической широты и долготы, текущего времени по Гринвичу и скорость движения поезда предназначена антенна приемника системы спутниковой навигации.
Антенна СНС – антенна спутниковой навигационной системы – делает запрос и принимает информацию от спутника о местонахождении и скорости локомотива, а также принимает информацию о точном земном времени;
РБ – Рукоятка бдительности машиниста;
РБС - Верхняя рукоятка бдительности машиниста – нажимается тогда, когда произошел пропуск светофой проверки бдительности КЛУБ-У (мигающий треугольник), а также, когда уровень бодрствования машиниста по ТСКБМ упал до нуля (загорелся красный светодиод на блоке ТСКБМ и замигала шкала со свистком ЭПК-150);
РБП – Рукоятка бдительности у помощника машиниста – используется с одновременным нажатием на РБ или РБС для подтягивания к красному, или для отправления на красный по одному из разрешений согласно ИДП;
ЭПК – Автостоп;
БИЛ-УТ – Блок индикации – дисплей КЛУБ-У для машиниста и кнопочный пульт для ввода данных и различных команд;
КР – кассета регистрации (флэш-память), которая вставляется в кассетоприемник;
ДПС - Датчик пути и скорости – считывает данные пути и скорости с колеса;
Антенна РК – антенна радиоканала – через нее происходит прием и передача данных диспетчерского радиоканала, радиоканала АБТЦ (автоблокировка тональная телемеханическая с централизованным управлением), а также системы МАЛС (маневровая автоматическая локомотивная сигнализация). Радиоканал РК ничего общего с поездной и маневровой радиосвязи не имеет, так как предназначен для передачи свободности пяти впередилежащих блок-участков на перегоне, возможности контроля и передачи команд диспетчером через КЛУБ-У (вплоть до экстренной остановки), передачи диагностики работы оборудования тепловоза и расхода топлива на пульт соответствующего диспетчера. На тепловозе все устройства радиоканала РК имеются, но пока на СКЖД не используется;
ППУ-РС – блок радиоканала РК;
Антенна ТКС – Антенна точечного канала связи – находится под тепловозом и принимает со специальных коротких (точечных) путевых шлейфов такие сигналы, которые проблемно передать по другим каналам (например в тоннеле, в «мертвых зонах радиоканала», или в зоне с большими помехами). На СКЖД пока не используется;
БВД-У – Блок ввода данных – переносной блок, который находится у специалистов КЛУБ-У. С его помощью производится диагностика КЛУБ-У, некоторые виды перепрограммирования, а также «закачка» новой электронной карты.
Понятие «электронная карта».
Это программа, в которой километровые столбы привязаны к координатам спутника. Расстояние между этими столбами автоматически разделено электронной картой на метры. По этой карте весь путь локомотива отслеживается через спутник и его местонахождение автоматически определяется в любой точке зоны действия карты после включения КЛУБ-У. Пройденный путь и скорость считается «с колеса», но через каждые 20 секунд корректируются спутником. Таким образом, КЛУБ-У не прекращает выдавать информацию даже при заезде в тоннели. Кроме того, спутник выдает эталонное земное время, которое могут передвинуть ровно на один час (зимнее-летнее) только специалисты КЛУБ-У. Эти функции электронной карты работают всегда и оперативно никак не отключаются.
Кроме того, на электронную карту специалистами дорожного центра КЛУБ-У наносятся ординаты светофоров, переездов, опасных мест, скорости движения и т.д., которые включаются в зависимости от направления движения поезда. Эти данные можно получить на блоке индикации включив электронную карту на соответствующее направление (специалистами используется термин «войти в конфигурацию карты»). Это выполняется вводом команд пути: «П 1» или «П2» (в зависимости от направления) с последующим подтверждением. Кроме того, после ввода пути, еще вводится «правильный -1» или «неправильный-0» пути с подтверждением. Таким образом электронная карта разворачивается на соответствующее направление. При выезде с узловых станций, когда электронная карта показывает соседнее направление, е можно принудительно переключить на соответствующий участок вводом команды «К 1» с подтверждением.
Отключается электронная карта вводом «П 0» с подтверждениями (специалистами используется термин «выйти из конфигурации карты»).
Рисунок 2. Блок индикации, кассетоприемник и блок регистрации КЛУБ-У.
Порядок приемки:
- Проверить наличие штамп- справки в журнале;
- Вставить кассету;
- Включить два автомата КЛУБ-У в кабине и тумблер на блоке БКР КЛУБ-У в коридоре. Должен загореться красный светодиод на блоке БКР и должны появиться показания на блоке индикации БИЛ-В в кабине машиниста. Обратить внимание, чтобы загорелся значок «Кассета» (без него не будет включаться маневровый режим, а на поездном не позволит отправиться автостоп). Если значок не горит, значит необходимо поправить кассету в кассетоприемнике (т.е. нет контакта);
- При давлении в главных резервуарах более 7 кГ/см², включить ключ ЭПК-150. Должны появиться показания локомотивного светофора.
- Проверить исправность модулей КЛУБ-У. Для этого ввести команду К71 и подтвердить ее. В информационной строке должно появиться: 1234-67-9--. Каждый модуль КЛУБа пронумерован своей цифрой, и при отсутствии хотя бы одной из вышеуказанных цифр, КЛУБ-У нормально работать не будет. Если вместо какой-то цифры прочерк, - это значит, что данный модуль неисправен, или его нет на локомотиве. В этом случае необходимо перезапустить КЛУБ-У и снова проверить. Если результата нет, то КЛУБ-У считается неисправным.
Включить электронную карту: для этого нажать П1 (или П2) и дважды подтвердить. В информационной строке должна появиться цифра «5». Электронная карта не включится в том случае, если ее нет, или локомотив находится вне зоны ее действия (например в Гуково).
Если включить ТСКБМ (телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста, т.е. нужен специальный браслет на руке), то в информационной строке появится буква «В».
В итоге, при включенной электронной карте и ТСКБМ, информационная строка примет вид: 1234567-9-В.
При отсутствии электронной карты или ТСКБМ, - КЛУБ-У работоспособности не теряет, но работает в упрощенном варианте (без электронной карты), или с периодическими проверками бдительности (без ТСКБМ).
Удалить информационную строку вводом команды К70 и подтверждением ее.
- Проверить номер электронной карты. Для этого вести команду К10 и подтвердить ее. В настоящее время свежей является карта №22. Каждой новой карте должен присваиваться очередной по счету номер. Если карта имеет устаревший номер, то КЛУБ-У будет показывать устаревшее расположение светофоров, опасных мест и скоростей движения.
- Нажать кнопку «Л» и ввести свой табельный номер (подтвердить), номер поезда (подтвердить), количество осей (подтвердить), количество вагонов (подтвердить), массу поезда (подтвердить).
Если выезжаем из депо, то при приемке тепловоза вводится только табельный номер, а все остальные данные обнуляются. Они вводятся тогда, когда будут полностью известны (после получения документов).
- Произвести приемку локомотива и тормозного оборудования согласно инструкции ЦВ-ЦТ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 и приказа 144/Н.
Выполнение маневровых передвижений:
1. Кнопкой РМП включить маневровый режим (должна загореться буква «М»). Этот режим будет позволять передвигаться со скоростью не более 60 км/ч и периодической проверкой бдительности.
При красно-желтом и красном огне на локомотивном светофоре, маневровый режим включить невозможно. Поэтому необходимо:
· Отключить электронную карту вводом команды «П 0» и подтверждением ее (если она была включена);
- Зажечь на локомотивном светофоре белый огонь командой К799 и двумя подтверждениями;
- Включить маневровый режим.
Примечание: В маневровом режиме КЛУБ-У позволяет передвигаться и без кассеты регистрации.
- При переходе из кабины в кабину:
- Произвести разрядку тормозной магистрали до нуля;
- Поставить ручку крана машиниста в 5 положение;
- Изъять рукоятку блокировки тормозов 367;
- Выключить ключ ЭПК-150;
- Отключить два автомата КЛУБ (в кабине);
- Изъять кассету;
- В тамбуре отключить тумблер КЛУБ-У на блоке БКР;
- Перейти в другую секцию;
- Вставить кассету;
- Включить два автомата КЛУБ-У(в кабине);
- Включить тумблер КЛУБ-У на блоке БКР в тамбуре;
- Вставить и повернуть рукоятку блокировки тормозов 367;
- Зарядить тормозную магистраль;
- Включить ключ ЭПК-150;
- Нажать кнопку «Л», ввести свой табельный номер, и четыре раза подтвердить. Если до этого табельный номер вводился (например при предыдущих переходах из кабины в кабину или заранее), то повторно его вводить нет необходимости, так как память его сохраняет до тех пор, пока не будет введен другой табельный номер.
3 Перед началом движения при маневрах, необходимо хотя бы кратковременно поставить рукоятку контроллера в тягу для того, чтобы КЛУБ-У не посчитал это движение, как самопроизвольный уход.
В пути следования:
- Перед началом движения должна быть включена (хотя бы на 1-2 секунды) тяга, иначе КЛУБ-У считает это самопроизвольным уходом;
- При трогании поезда на подъеме, необходимо, чтобы от момента включения тяги до появления скорости 2 км/ч на блоке индикации, прошло время не более 70 секунд. Иначе раздается свисток ЭПК-150, и после этого придется перезапускать КЛУБ-У. Для увеличения времени на взятие с места тяжелого поезда, необходимо ввести команду К263 и включить тягу в течение 1 минуты. Время увеличится до 120 секунд. Если не включили тягу в течение минуты, то перед троганием повторно вести команду К263.
- На участке с электронной картой, она должна быть включена.
Разрешается электронную карту отключать:
- при следовании по боковым путям (т.е. после проследования входного или маршрутного светофора ввести «П3» или «П4» и подтвердить два раза);
- при несоответствии ограничения скорости КЛУБ-У приказу начальника дороги о скоростях движения (ввести «П 0 » и подтвердить один раз);
- При постоянных сбоях в работе самой электронной карты (самопроизвольный сброс, самопроизвольные переключения на другое направление, непонятные показания в информационной строке, и неправильные или резко-меняющиеся допустимые скорости).
- Следование по участку при отключенной электронной карте:
Следовать, как с обычной АЛСН, но иметь ввиду, что:
- Допустимая скорость по зеленому огню локомотивного светофора будет постоянно 80 км/ч;
- При появлении желтого огня на локомотивном светофоре, допустимая скорость постепенно снизится до 60 км/ч через 600 м;
- При появлении красно-желтого огня на локомотивном светофоре, допустимая скорость постепенно снизится до 20 км/ч через 600 м. Менее 20 км/ч скорость снижаться не будет;
- При появлении белого огня, скорость сразу начнет постепенно снижаться до 40 км/ч;
- При включенной электронной карте, КЛУБ-У позволяет вести поезд по установленным скоростям движения, ограничивая их в местах постоянных ограничений скорости, при приближении к желтому огню светофора (до 60 км/ч), и при появлении белого огня (до 40 км/ч). При появлении красно-желтого огня, КЛУБ-У позволяет следовать со скоростью не более 60 км/ч, но по мере приближения к светофору, допустимая скорость начинает снижаться посте пенно до нуля. Принцип такой: чем ближе нужно подъехать к светофору, тем меньше должна быть скорость. При приближении к красному огню светофора и скорости близкой к допустимой, если замигает фактическая скорость (зеленая), - это говорит о том, что необходимо немедленно тормозить и останавливаться, иначе произойдет превышение допустимой скорости и остановка автостопом.
- Подтягивание грузового поезда к красному без остановки при отлюченной электронной карте. При отключенной электронной карте допустимая скорость КЛУБ-У не снижается ниже 20 км/ч, а поэтому подтягивание производится обычным порядком.
- Подтягивание поезда к красному после остановки. Необходимо одновременно нажать кнопки РБ и РБП (у пом. машиниста), а затем включить тягу не позднее, чем через 5 секунд. Далее подтягивать описанными выше способами. Если в течение 5 секунд тяга почему-то включена не была, то повторно нажать РБ и РБП.
- Проследование запрещающего сигнала по одному из разрешений согласно ИДП при включенной электронной карте. Разрешается только с остановкой. Для этого, остановить поезд тогда, когда расстояние до цели на блоке индикации будет менее 150 м. Получить разрешение. Нажать кнопку ВК на блоке индикации (БИЛ): допустимая скорость поднимется до 20 км/ч. Нажать одновременно кнопки РБ и РБП (у пом.машиниста) и в течение 10 секунд включить тягу. После проследования запрещающего сигнала и появления на локомотивном светофоре красного огня, подтвердить свисток ЭПК нажатием РБ.
- Проследование запрещающего сигнала по одному из разрешений согласно ИДП при отлюченной электронной карте (с бокового пути станции, или на участке, где не работает электронная карта.
Необходимо Нажать одновременно кнопки РБ и РБП (у пом.машиниста) и в течение 5 секунд включить тягу. После проследования запрещающего сигнала и появления на локомотивном светофоре красного огня, подтвердить свисток ЭПК нажатием РБ.
- Проследование запрещающего сигнала по одному из разрешений согласно ИДП без остановки у светофора по станции, разрешается только тяжеловесным поездам, если его основная часть находится на затяжном подъеме. Когда скорость поезда снизится менее 20 км/ч, после получения соответствующего разрешения необходимо отключить электронную карту вводом «П 0» и одинарным подтверждением. Допустимая скорость в этом случае не будет снижаться менее 20 км/ч и светофор проследуется обычным порядком. После того, как появится разрешающее показание на локомотивном светофоре, необходимо снова включить электронную карту.
- Отправление на неправильный путь по двусторонней автоблокировке или по сигналам АЛСН.
Необходимо ввести:
Соответствующий путь перегона «П 1 или П2 », подтвердить, затем ввести «ноль » (1-правильный путь, а 0 – неправильный) и снова подтвердить. Электронная карта будет показывать все светофоры, допустимые скорости и т.д., находящиеся на неправильном пути.
12. Отправление на правильный или неправильный путь по телефонным средствам связи (путевой
записке):
Отключить электронную карту вводом «П 0» и однократным подтверждением.
Ввести команду К799 и подтвердить ее. Далее, ввести установленную скорость на перегоне и подтвердить ее. Загорится белый огонь на локомотивном светофоре и КЛУБ-У позволит следовать на перегон по белому огню с той скоростью, которую установили.
После проследования перегона и заезде на станцию, после снижения скорости поезда до 40 км/ч, ввести команду К800 и подтвердить ее для сброса режима команды К799.
- Следование по участку, где нет электронной карты
После въезда на такой участок, километровые столбы к спутниковым координатам не привязаны, и поэтому счет расстояния и скорости будет происходить «от колеса». Показания километража при этом соответствовать реальности не будет. Следовать, как с обычной АЛСН, но иметь ввиду, что:
- Допустимая скорость по зеленому огню локомотивного светофора будет максимально-допустимая (например 130 км/ч);
- При появлении желтого огня на локомотивном светофоре, допустимая скорость постепенно снизится до 60 км/ч через 600 м;
- При появлении красно-желтого огня на локомотивном светофоре, допустимая скорость постепенно снизится до 20 км/ч через 600 м. Менее 20 км/ч скорость снижаться не будет;
- При появлении белого огня, скорость сразу начнет постепенно снижаться до 40 км/ч;
- Подъезд к красному огню светофора, подтягивание к нему, и проезд его по одному из разрешений согласно ИДП, - выполняется также, как при выключенной электронной карте;
- Следование на участок и по участку с полуавтоблокировкой:
Во время следования по станции Замчалово или перед отправлением со станции Гуково, при разрешающем показании светофора, ввести команду К809 и подтвердить ее. Далее ввести допустимую скорость по перегону и подтвердить ее. КЛУБ-У будет позволять следовать по участку по белому огню локомотивного светофора с установленной скоростью. Коды АЛСН при этом не блокируются (в отличие от команды К799). При следовании на красно-желтый огонь локомотивного светофора, команда К809 блокирована, поэтому вводить ее в этом случае необходимо только после появления разрешающего или белого огня.
При следовании из Гуково в Лихую, по станции Замчалово ввести команду К800 и подтвердить ее для сброса режима полуавтоблокировки. При наличии белого огня на локомотивном светофоре, команду К800 вводить при скорости поезда не более 40 км/ч, иначе после ввода этой команды, допустимая скорость резко упадет до 40 км/ч и произойдет ее превышение.
Проследование запрещающего входного или выходного светофора на участке с полуавтоблокировкой поизводится:
- По бланку зеленого цвета с заполнением пункта 1 или регистрируемому приказу: обычным порядком, как при АЛСН. КЛУБ-У, не имея электронной карты на данном участке, позволит отправиться или проследовать на ходу запрещающий сигнал со скоростью не более 20 км/ч. Перед отправлением, обязательно одновременно нажать кнопки РБ и РБП;
- По телефонным средствам связи (путевой записке):
Ввести команду К799 и подтвердить ее. Далее, ввести установленную скорость на перегоне и подтвердить ее. Загорится белый огонь на локомотивном светофоре и КЛУБ-У позволит следовать на перегон по белому огню с той скоростью, которую установили.
После проследования перегона и заезде на станцию, после снижения скорости поезда до 40 км/ч, ввести команду К800 и подтвердить ее для сброса режима команды К799.
- Следование во второй тяге или подталкивающим локомотивом (режим РДТ):
Отключить электронную карту вводом команды «П 0» и подтверждением ее;
Ввести команду К799 и подтвердить ее. Далее, ввести максимальную установленную скорость на участке и подтвердить ее. Загорится белый огонь на локомотивном светофоре и КЛУБ-У позволит следовать на перегон по белому огню с той скоростью, которую установили.
Для включения режима «РДТ», одновременно нажать рукоятки РБ и РБП (у помощника),а затем нажимать кнопку «РМП» до тех пор, пока на блоке индикации не появится «Поездной мигающий режим» (вверху «П» мигающая).
В результате,
- Отменяется однократная проверка бдительности при трогании;
- Отменяется контроль самопроизвольного ухода (не надо перед троганием включать тягу);
- Отменяется экстренное торможение КОНом при отключении ключа ЭПК;
- Сохраняется периодическая проверка бдительности при включении ключа ЭПК для подталкивания.
Для отключения режима РДТ, необходимо кнопкой «РМП» включить поездной или маневровый режим (выход из РДТ), а затем ввести команду К800 и подтвердить ее (чтобы появились коды АЛСН).