Методика формирования элементарных правил этикета в 1 младшей группе
Одна из задач воспитания детей 1 младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Тем более ребёнок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе.
Прививаем навыки пользования столовыми приборами и соблюдение других правил этикета за столом
Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми 1 младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Учим детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, употреблять слова: спасибо, пожалуйста.
Выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении. Не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенные места.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимных моментах дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать.
Надо помнить еще одну важную особенность: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. В игре ребёнок совершенствует свои умения.
Поэтому основной приём – это игра-занятие, игра-упражнение.
Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Методы и приёмы, направленные на формирование элементарных правил этикета
* Доверительное общение взрослого с ребёнком, разговор по душам.
* Пояснение понятия конкретным примером
Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Педагог целенаправленно предлагает жизненные ситуации, поощряет доброжелательное отношение детей к сверстникам.
* Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением
* Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми
* Беседы на этические темы
* Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующим разбором
* Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.
Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.
Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.
Игровые приемы, используемые воспитателем, вызывают у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. В игре при этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.
Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.
Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Надевая на неё кофту и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.
* Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы ты сделал?», «Как поступил, если бы…»
* Решение проблемных этических ситуаций
* Дидактические игры, которые имеются у нас в группе по теме этикет – «Парные картинки», «Оцени поступок», «Наша сказка», «Этикет для малышей», «Поведение в театре», «Столовый этикет», «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
* Наблюдение за общением детей в процессе деятельности
Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.
* Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта)
* Наблюдение младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которого воспитатель разъясняет, в чём проявляется отзывчивость, щедрость, внимание друг к другу)
* Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, видеофильмов и т. д.
С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д. Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и безошибочно вешают одежду в свой шкаф.
Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою специфику. Они органично вписываются в «Социально-коммуникативную» образовательную область
Для воспитания этикетного поведения определили следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имени, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.
3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания
Работа с родителями:
* Встреча «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
* Обмен опытом семейного воспитания
* Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
* Разработка памяток
* Анкетирование
* Упражнения
* Рефлексия
* Оформление наглядного материала
Выводы:
- Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определённым внутренним моральным содержанием.
- Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества.
- Воспитание культуры – процесс длительный и происходит постепенно, зависит от единства педагогических усилий в ДОУ и семьи.