Промежуточная аттестация. Допуск к промежуточной аттестации осуществляется по результатам текущего и




Допуск к промежуточной аттестации осуществляется по результатам текущего и рубежного контроля. Условиями допуска являются успешная сдача индивидуальных заданий и положительная интегральная оценка по результатам текущего и рубежного контроля.

Промежуточная аттестация, согласно РПД, проводится в виде экзамена по дисциплине устно по билетам. Билет содержит 3 теоретико-методологических вопроса для проверки усвоенных знаний и освоенных умений аргументировать выбор метода научного исследования в соответствии с его направлением для контроля уровня приобретенных владений всех заявленных дисциплинарных компетенций.

Билет формируется таким образом, чтобы в него попали вопросы, контролирующие уровень сформированности всех заявленных дисциплинарных компетенций.

Вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Методология экономических исследований»

1. Специфика экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая наука.

2. Классификация экономических наук.

3. Модель человека в классической политэкономии. Марксизм и маржинализм об «экономическом человеке». А. Маршалл и Дж.М. Кейнс об «экономическом человеке».

4. Неоклассический синтез и неоинституционализм об «экономическом человеке». Современная модель «экономического человека».

5. Экономическая реальность и экономические факты.

6. Метод и методология. Цели и задачи методологии. Выбор методологии. Основные типы и уровни методологии.

7. Философия как всеобщая методология всех наук. Общенаучная и частнонаучная методология.

8. Классификация методов экономических исследований.

9. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в. (концепция научных революций Т. Куна, концепция исследовательских программ И. Лакатоса, методологическая программа К. Поппера).

10. Цели и задачи экономической методологии. Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке.

11. Основные этапы экономического исследования.

12. Проблема истины в экономическом исследовании. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки.

13. Основные школы экономической методологии (методология классической политэкономии, экономическая методология марксизма, методология маржинализма и кембриджской школы, современные методологические направления в экономической науке).

14. Общая характеристика исторического метода. Исторический метод и экономическая наука.

15. Исторический метод в экономической истории. Сравнительно-исторический метод в экономической истории и истории экономической мысли. Исторический метод в истории экономических учений.

16. Исторический метод и историческая школа. Основные исторические школы в экономической методологии.

17. Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе. Эволюционный метод как логический метод в историческом познании экономических процессов.

18. Эволюционный метод как метод «естественного отбора»: экономическая перспектива. Эволюционный метод как метод истории экономики и анализа развития экономических организаций. Эволюционная экономика как направление в экономической науке.

19. Эволюционный метод как метод исследования истории экономической мысли. Эволюции и революции во всемирной экономической истории.

20. Наблюдение как метод исследования социальных процессов. Цели и задачи экономического наблюдения. Проблема интерпретации данных.

21. Экономическое измерение.

22. Виды экономического наблюдения. Интервьюирование и анкетирование в экономических исследованиях.

23. Экономический мониторинг как способ экономических исследований.

24. Экономический эксперимент, его цели, задачи и основные типы. История экономического экспериментирования. Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях. Перспективы развития экономического экспериментирования.

25. Статистический метод, его основные цели и задачи. История применения статистических методов в экономических исследованиях. Современная экономическая статистика: основные направления исследований.

26. Основные виды анализа в статистике. Оценки надёжности статистических методов. Место статистического метода среди других методов экономической науки.

27. Формализация и математизация как методы развития научного знания. Формализация и математизация в экономической науке.

28. Математический метод в истории экономической мысли. Пути развития математических методов в современных экономических исследованиях. Эконометрика, ее цели и задачи.

29. Математический эксперимент. Математический метод среди других методов экономической науки. Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин.

30. Анализ и аналитический метод в экономическом исследовании. Синтез и синтетический метод в экономическом исследовании. Междисциплинарный синтез в экономическом исследовании.

31. Индукция как метод познания. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке. Дедукция как метод познания. Дедуктивный метод в экономической науке.

32. Формальная силлогистика и проблема экономической софистики. Экономические парадоксы. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке.

33. Экономическая теория и её функции. Аксиоматический метод как метод научного исследования в экономической науке.

34. Метод аналогии в научном исследовании. Экономическая аналогия как метод экономических исследований.

35. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке.

36. Модель как способ воспроизведения экономической реальности. Основные типы экономических моделей и их применение в экономическом исследовании.

37. Деловая игра как способ моделирования экономической реальности. Основные типы деловых игр.

Процедура оценивания знаний, умений и владения навыками включает в себя:

- полноту и правильность устного ответа;

- полноту и правильность ответов на вопросы;

- качество оформления реферата и аналитического отчета, их соответствие установленным требованиям по структуре и содержанию;

- качество защиты (последовательность, логичность изложения материала, презентационное сопровождение, полнота и правильность ответов на вопросы);

- качество и уровень подготовленной публикации по результатам проведенного исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: