Пермский национальный исследовательский
Политехнический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра «Экономика и финансы»
УтверждЕНО
на заседании кафедры ЭиФ
протокол №___ от __.__.2017
Заведующий кафедрой
______ И.В. Ёлохова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Методология экономических исследований»
основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы прикладной магистратуры
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся по дисциплине
Программа прикладной магистратуры
Направление подготовки 38.04.01 «Экономика»
Направленность (профиль) образовательной программы: | «Оценка и управление стоимостью предприятия» | |
Квалификация выпускника: | магистр | |
Выпускающая кафедра: | Экономика и финансы | |
Форма обучения: | очная | |
Курс: _ 1 __. Семестр: _ 1 __
Трудоёмкость:
Кредитов по рабочему учебному плану: __ 3 ___ ЗЕ
Часов по рабочему учебному плану: __ 108 _ ч
Виды контроля:
Экзамен: | - 1 |
Пермь
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся является частью (приложением) к рабочей программе дисциплины «Методология экономических исследований» и разработан на основании:
- положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ПНИПУ, утвержденного «29» апреля 2014 г.;
- приказа ПНИПУ от 03.12.2015 № 3363-В «О введении структуры ФОС»;
- рабочей программы дисциплины «Методология экономических исследований », утвержденной «» ……………2017 г.
Перечень формируемых частей компетенций, этапы их формирования и контролируемые результаты обучения
Формируемые части компетенций
Согласно КМВ ОПОП учебная дисциплина ОК-1.Б1.Б.01 «Методология экономических исследований» участвует в формировании профессиональной компетенции ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
В рамках учебного плана образовательной программы в 1-м семестре на этапе освоения данной учебной дисциплины формируются следующие дисциплинарные части компетенции:
ОК-1.Б1.Б.01. Способность использовать научные методы при проведении экономических исследований.
1.2. Этапы формирования дисциплинарных частей компетенций, объекты оценивания и виды контроля
Согласно РПД освоение учебного материала дисциплины запланировано в течение одного семестра (1-го семестра базового учебного плана) и разбито на 2 учебных модуля. В каждом модуле предусмотрены аудиторные лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. В рамках освоения учебного материала дисциплины формируется компоненты дисциплинарных компетенций знать, уметь, владеть, указанные в РПД, и которые выступают в качестве контролируемых результатов обучения (табл. 1.1).
Контроль уровня усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений осуществляется в рамках текущего, рубежного и промежуточного контроля при изучении теоретического материала, сдаче экзамена. Виды контроля сведены в таблицу 1.1.
Таблица 1.1. Виды контроля освоения элементов и частей компетенций
Контролируемые результаты освоения дисциплины (ЗУВы) | Вид контроля | ||||
ТК | КР | Р | АнО | Э | |
Знает: | |||||
- основные методы и инструменты исследования социально-экономических и инновационных процессов | + | + | + | ||
Умеет: | |||||
- формулировать цель и задачи исследования, осуществлять выбор методов исследования | + | + | + | ||
- критически оценивать полученные результаты, формулировать выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования | + | + | + | ||
Владеет: | |||||
- навыками представления результатов проведенного исследования научному сообществу | + | + |
ТК – текущий контроль знаний по теме;
КР – рубежная контрольная работа по модулю;
Р –реферат;
АнО – аналитический отчет
Э – экзамен
Итоговой оценкой освоения дисциплинарных компетенций (результатов обучения по дисциплине) является промежуточная аттестация в виде экзамена, проводимая с учетом результатов текущего и рубежного контроля.
Виды контроля, типовые контрольные задания и шкалы оценивания результатов обучения
Текущий контроль
Текущий контроль для оценивания знаниевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) в форме собеседования или выборочного теоретического опроса студентов проводится по каждой теме. Результаты по 10 -балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.
Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования
1. Специфика экономической науки.
2. Позитивная и нормативная экономическая наука.
3. Классификация экономических наук.
4. Экономическая реальность и экономические факты.
Тема 2. Проблема метода и методологии в научных исследованиях
1. Метод и методология. Цели и задачи методологии.
2. Выбор методологии. Основные типы и уровни методологии.
3. Философия как всеобщая методология всех наук.
4. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в.
Тема 3. Экономическая методология как направление экономических исследований
1. Парадигмы в экономической науке.
2. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки.
3. Основные школы экономической методологии.
Тема 4. Исторический метод в анализе экономической действительности
1. Исторический метод и экономическая наука.
2. Основные исторические школы в экономической методологии
Тема 5. Эволюционный метод в экономическом исследовании
1. Эволюционный метод как метод «естественного отбора»: экономическая перспектива.
2. Эволюционная экономика как направление в экономической науке.
Тема 6. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях
1. Цели и задачи экономического наблюдения. Проблема интерпретации данных.
2. Виды экономического наблюдения.
3. Экономический мониторинг как способ экономических исследований.
4. Экономический эксперимент, его цели, задачи и основные типы.
Тема 7. Статистический метод в экономическом анализе
1. Современная экономическая статистика: основные направления исследований.
2. Место статистического метода среди других методов экономической науки.
Тема 8. Математический метод в экономическом исследовании
1. Формализация и математизация в экономической науке.
2. Эконометрика, ее цели и задачи.
3. Математический метод среди других методов экономической науки.
Тема 9. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности
1. Аналитический метод в экономическом исследовании.
2. Междисциплинарный синтез в экономическом исследовании.
3. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке.
4. Дедукция как метод познания.
5. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке.
6. Аксиоматический метод как метод научного исследования в экономической науке.
Тема 10. Аналогия и метод моделирования в экономическом анализе
1. Экономическая аналогия как метод экономических исследований.
2. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке.
3. Модель как способ воспроизведения экономической реальности.
Рубежный контроль
Рубежный контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) проводится согласно графика учебного процесса, приведенного в РПД, в форме защиты аналитического отчета, реферата, рубежной контрольной работы по модулям 1, 2 (после изучения каждого модуля учебной дисциплины).
Рубежные контрольные работы
Согласно РПД запланировано 2 рубежных контрольных работы после освоения студентами учебных модулей дисциплины. Первая КР по модулю 1 «Основы экономической методологии», вторая КР – по модулю 2 «Методы экономического исследования».
Вопросы для подготовки к контрольной работе по первому модулю «Основы экономической методологии»
1. Специфика экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая наука.
2. Классификация экономических наук.
3. Модель человека в классической политэкономии.
4. Марксизм и маржинализм об «экономическом человеке».
5. А. Маршалл и Дж.М. Кейнс об «экономическом человеке».
6. Неоклассический синтез и неоинституционализм об «экономическом человеке».
7. Современная модель «экономического человека».
8. Экономическая реальность и экономические факты.
9. Метод и методология.
10. Цели и задачи методологии. Выбор методологии.
11. Основные типы и уровни методологии.
12. Философия как всеобщая методология всех наук.
13. Общенаучная и частнонаучная методология.
14. Классификация методов экономических исследований.
15. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в. (концепция научных революций Т. Куна, концепция исследовательских программ И. Лакатоса, методологическая программа К. Поппера).
16. Цели и задачи экономической методологии. Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке.
17. Основные этапы экономического исследования.
18. Проблема истины в экономическом исследовании.
19. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки.
20. Методология классической политэкономии.
21. Экономическая методология марксизма.
22. Методология маржинализма и кембриджской школы.
23. Современные методологические направления в экономической науке).
Вопросы для подготовки к контрольной работе по второму модулю «Методы экономического исследования»
1. Общая характеристика исторического метода. Исторический метод и экономическая наука.
2. Исторический метод в экономической истории. Сравнительно-исторический метод в экономической истории и истории экономической мысли. Исторический метод в истории экономических учений.
3. Исторический метод и историческая школа. Основные исторические школы в экономической методологии.
4. Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе. Эволюционный метод как логический метод в историческом познании экономических процессов.
5. Эволюционный метод как метод «естественного отбора»: экономическая перспектива. Эволюционный метод как метод истории экономики и анализа развития экономических организаций. Эволюционная экономика как направление в экономической науке.
6. Эволюционный метод как метод исследования истории экономической мысли. Эволюции и революции во всемирной экономической истории.
7. Наблюдение как метод исследования социальных процессов. Цели и задачи экономического наблюдения. Проблема интерпретации данных.
8. Экономическое измерение.
9. Виды экономического наблюдения. Интервьюирование и анкетирование в экономических исследованиях.
10. Экономический мониторинг как способ экономических исследований.
11. Экономический эксперимент, его цели, задачи и основные типы. История экономического экспериментирования. Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях. Перспективы развития экономического экспериментирования.
12. Статистический метод, его основные цели и задачи. История применения статистических методов в экономических исследованиях. Современная экономическая статистика: основные направления исследований.
13. Основные виды анализа в статистике. Оценки надёжности статистических методов. Место статистического метода среди других методов экономической науки.
14. Формализация и математизация как методы развития научного знания. Формализация и математизация в экономической науке.
15. Математический метод в истории экономической мысли. Пути развития математических методов в современных экономических исследованиях. Эконометрика, ее цели и задачи.
16. Математический эксперимент. Математический метод среди других методов экономической науки. Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин.
17. Анализ и аналитический метод в экономическом исследовании. Синтез и синтетический метод в экономическом исследовании. Междисциплинарный синтез в экономическом исследовании.
18. Индукция как метод познания. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке. Дедукция как метод познания. Дедуктивный метод в экономической науке.
19. Формальная силлогистика и проблема экономической софистики. Экономические парадоксы. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке.
20. Экономическая теория и её функции. Аксиоматический метод как метод научного исследования в экономической науке.
21. Метод аналогии в научном исследовании. Экономическая аналогия как метод экономических исследований.
22. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке.
23. Модель как способ воспроизведения экономической реальности. Основные типы экономических моделей и их применение в экономическом исследовании.
24. Деловая игра как способ моделирования экономической реальности. Основные типы деловых игр.