Рубежные контрольные работы




Пермский национальный исследовательский

Политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра «Экономика и финансы»

 

УтверждЕНО

на заседании кафедры ЭиФ

протокол №___ от __.__.2017

Заведующий кафедрой

______ И.В. Ёлохова

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Методология экономических исследований»

основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы прикладной магистратуры

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся по дисциплине

Программа прикладной магистратуры

Направление подготовки 38.04.01 «Экономика»

 

Направленность (профиль) образовательной программы: «Оценка и управление стоимостью предприятия»
   
Квалификация выпускника: магистр
   
Выпускающая кафедра: Экономика и финансы
   
Форма обучения: очная
     

 

Курс: _ 1 __. Семестр: _ 1 __

 

Трудоёмкость:

Кредитов по рабочему учебному плану: __ 3 ___ ЗЕ

Часов по рабочему учебному плану: __ 108 _ ч

 

Виды контроля:

Экзамен: - 1            

Пермь


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся является частью (приложением) к рабочей программе дисциплины «Методология экономических исследований» и разработан на основании:

- положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ПНИПУ, утвержденного «29» апреля 2014 г.;

- приказа ПНИПУ от 03.12.2015 № 3363-В «О введении структуры ФОС»;

- рабочей программы дисциплины «Методология экономических исследований », утвержденной «» ……………2017 г.

Перечень формируемых частей компетенций, этапы их формирования и контролируемые результаты обучения

Формируемые части компетенций

Согласно КМВ ОПОП учебная дисциплина ОК-1.Б1.Б.01 «Методология экономических исследований» участвует в формировании профессиональной компетенции ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

В рамках учебного плана образовательной программы в 1-м семестре на этапе освоения данной учебной дисциплины формируются следующие дисциплинарные части компетенции:

ОК-1.Б1.Б.01. Способность использовать научные методы при проведении экономических исследований.

 

1.2. Этапы формирования дисциплинарных частей компетенций, объекты оценивания и виды контроля

Согласно РПД освоение учебного материала дисциплины запланировано в течение одного семестра (1-го семестра базового учебного плана) и разбито на 2 учебных модуля. В каждом модуле предусмотрены аудиторные лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. В рамках освоения учебного материала дисциплины формируется компоненты дисциплинарных компетенций знать, уметь, владеть, указанные в РПД, и которые выступают в качестве контролируемых результатов обучения (табл. 1.1).

Контроль уровня усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений осуществляется в рамках текущего, рубежного и промежуточного контроля при изучении теоретического материала, сдаче экзамена. Виды контроля сведены в таблицу 1.1.


Таблица 1.1. Виды контроля освоения элементов и частей компетенций

Контролируемые результаты освоения дисциплины (ЗУВы) Вид контроля
ТК КР Р АнО Э
Знает:          
- основные методы и инструменты исследования социально-экономических и инновационных процессов +   +   +
Умеет:          
- формулировать цель и задачи исследования, осуществлять выбор методов исследования     + + +
- критически оценивать полученные результаты, формулировать выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования     + + +
Владеет:          
- навыками представления результатов проведенного исследования научному сообществу       + +

ТК – текущий контроль знаний по теме;

КР – рубежная контрольная работа по модулю;

Р –реферат;

АнО – аналитический отчет

Э – экзамен

Итоговой оценкой освоения дисциплинарных компетенций (результатов обучения по дисциплине) является промежуточная аттестация в виде экзамена, проводимая с учетом результатов текущего и рубежного контроля.

Виды контроля, типовые контрольные задания и шкалы оценивания результатов обучения

Текущий контроль

Текущий контроль для оценивания знаниевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) в форме собеседования или выборочного теоретического опроса студентов проводится по каждой теме. Результаты по 10 -балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

Тема 1. Экономическая реальность как объект исследования

1. Специфика экономической науки.

2. Позитивная и нормативная экономическая наука.

3. Классификация экономических наук.

4. Экономическая реальность и экономические факты.

Тема 2. Проблема метода и методологии в научных исследованиях

1. Метод и методология. Цели и задачи методологии.

2. Выбор методологии. Основные типы и уровни методологии.

3. Философия как всеобщая методология всех наук.

4. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в.

Тема 3. Экономическая методология как направление экономических исследований

1. Парадигмы в экономической науке.

2. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки.

3. Основные школы экономической методологии.

Тема 4. Исторический метод в анализе экономической действительности

1. Исторический метод и экономическая наука.

2. Основные исторические школы в экономической методологии

Тема 5. Эволюционный метод в экономическом исследовании

1. Эволюционный метод как метод «естественного отбора»: экономическая перспектива.

2. Эволюционная экономика как направление в экономической науке.

Тема 6. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях

1. Цели и задачи экономического наблюдения. Проблема интерпретации данных.

2. Виды экономического наблюдения.

3. Экономический мониторинг как способ экономических исследований.

4. Экономический эксперимент, его цели, задачи и основные типы.

Тема 7. Статистический метод в экономическом анализе

1. Современная экономическая статистика: основные направления исследований.

2. Место статистического метода среди других методов экономической науки.

Тема 8. Математический метод в экономическом исследовании

1. Формализация и математизация в экономической науке.

2. Эконометрика, ее цели и задачи.

3. Математический метод среди других методов экономической науки.

Тема 9. Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы в исследовании экономической реальности

1. Аналитический метод в экономическом исследовании.

2. Междисциплинарный синтез в экономическом исследовании.

3. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке.

4. Дедукция как метод познания.

5. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке.

6. Аксиоматический метод как метод научного исследования в экономической науке.

Тема 10. Аналогия и метод моделирования в экономическом анализе

1. Экономическая аналогия как метод экономических исследований.

2. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке.

3. Модель как способ воспроизведения экономической реальности.

Рубежный контроль

Рубежный контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) проводится согласно графика учебного процесса, приведенного в РПД, в форме защиты аналитического отчета, реферата, рубежной контрольной работы по модулям 1, 2 (после изучения каждого модуля учебной дисциплины).

Рубежные контрольные работы

Согласно РПД запланировано 2 рубежных контрольных работы после освоения студентами учебных модулей дисциплины. Первая КР по модулю 1 «Основы экономической методологии», вторая КР – по модулю 2 «Методы экономического исследования».

Вопросы для подготовки к контрольной работе по первому модулю «Основы экономической методологии»

1. Специфика экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая наука.

2. Классификация экономических наук.

3. Модель человека в классической политэкономии.

4. Марксизм и маржинализм об «экономическом человеке».

5. А. Маршалл и Дж.М. Кейнс об «экономическом человеке».

6. Неоклассический синтез и неоинституционализм об «экономическом человеке».

7. Современная модель «экономического человека».

8. Экономическая реальность и экономические факты.

9. Метод и методология.

10. Цели и задачи методологии. Выбор методологии.

11. Основные типы и уровни методологии.

12. Философия как всеобщая методология всех наук.

13. Общенаучная и частнонаучная методология.

14. Классификация методов экономических исследований.

15. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в. (концепция научных революций Т. Куна, концепция исследовательских программ И. Лакатоса, методологическая программа К. Поппера).

16. Цели и задачи экономической методологии. Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке.

17. Основные этапы экономического исследования.

18. Проблема истины в экономическом исследовании.

19. Мировоззренческие идеалы и стандарты экономической науки.

20. Методология классической политэкономии.

21. Экономическая методология марксизма.

22. Методология маржинализма и кембриджской школы.

23. Современные методологические направления в экономической науке).

Вопросы для подготовки к контрольной работе по второму модулю «Методы экономического исследования»

 

1. Общая характеристика исторического метода. Исторический метод и экономическая наука.

2. Исторический метод в экономической истории. Сравнительно-исторический метод в экономической истории и истории экономической мысли. Исторический метод в истории экономических учений.

3. Исторический метод и историческая школа. Основные исторические школы в экономической методологии.

4. Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе. Эволюционный метод как логический метод в историческом познании экономических процессов.

5. Эволюционный метод как метод «естественного отбора»: экономическая перспектива. Эволюционный метод как метод истории экономики и анализа развития экономических организаций. Эволюционная экономика как направление в экономической науке.

6. Эволюционный метод как метод исследования истории экономической мысли. Эволюции и революции во всемирной экономической истории.

7. Наблюдение как метод исследования социальных процессов. Цели и задачи экономического наблюдения. Проблема интерпретации данных.

8. Экономическое измерение.

9. Виды экономического наблюдения. Интервьюирование и анкетирование в экономических исследованиях.

10. Экономический мониторинг как способ экономических исследований.

11. Экономический эксперимент, его цели, задачи и основные типы. История экономического экспериментирования. Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях. Перспективы развития экономического экспериментирования.

12. Статистический метод, его основные цели и задачи. История применения статистических методов в экономических исследованиях. Современная экономическая статистика: основные направления исследований.

13. Основные виды анализа в статистике. Оценки надёжности статистических методов. Место статистического метода среди других методов экономической науки.

14. Формализация и математизация как методы развития научного знания. Формализация и математизация в экономической науке.

15. Математический метод в истории экономической мысли. Пути развития математических методов в современных экономических исследованиях. Эконометрика, ее цели и задачи.

16. Математический эксперимент. Математический метод среди других методов экономической науки. Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин.

17. Анализ и аналитический метод в экономическом исследовании. Синтез и синтетический метод в экономическом исследовании. Междисциплинарный синтез в экономическом исследовании.

18. Индукция как метод познания. Индуктивно-вероятностный метод в экономической науке. Дедукция как метод познания. Дедуктивный метод в экономической науке.

19. Формальная силлогистика и проблема экономической софистики. Экономические парадоксы. Гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод в экономической науке.

20. Экономическая теория и её функции. Аксиоматический метод как метод научного исследования в экономической науке.

21. Метод аналогии в научном исследовании. Экономическая аналогия как метод экономических исследований.

22. Метод экстраполяции и проблема прогнозирования в экономической науке.

23. Модель как способ воспроизведения экономической реальности. Основные типы экономических моделей и их применение в экономическом исследовании.

24. Деловая игра как способ моделирования экономической реальности. Основные типы деловых игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: