Доставка информации с помощью телефонных сетей связи является наиболее распространенным и массовым способом проводной телефонной связи. С телефонного аппарата, включенного в городскую АТС, можно передать информацию абоненту, находящемуся в любой точке страны, где имеется соответствующая АТС. Однако данный способ связи не является оптимальным для передачи оперативной информации, особенно касающейся пожаров или чрезвычайных ситуаций, поскольку ему присущи следующие недостатки:
– непроизводительные затраты времени на установление соединений с помощью номеронабирателя;
– наличие не состоявшихся соединений из-за занятости абонентов или приборов коллективного пользования;
– невозможность организации связи с группой абонентов и проведения конференц-связи;
– обезличивание входящего вызова на телефонный аппарат.
В связи с этим возникает необходимость создания сетей оперативной диспетчерской телефонной связи (как основного средства доставки речевой информации) на основе некоммутируемых сетей связи. Под некоммутируемыми линиями (сетями) связи понимается такое сочетание устройств проводной связи, которые обеспечивают соединение между собой пульта связи или станции и абонента или группы абонентов без использования приборов коммутации (соединителей-искателей).
Диспетчерская оперативная связь отличается от автоматической телефонной связи наличием жестких, заранее определенных взаимосвязей и простейшим способом установления связи (нажатием ключа; снятием микротелефонной трубки и т. д.). Перечисленные особенности обеспечивают оперативность связи, при которой исключаются потери, вызванные занятостью абонентов или приборов. Применительно к подразделениям пожарной охраны диспетчерская связь – это управление силами и средствами.
|
Устройства диспетчерской связи должны оперативно обеспечивать установление избирательной и циркулярной связи между старшим лицом (диспетчером, дежурным и др.) и исполнителями, а также возможность группового вызова.
В таких системах связь устанавливается немедленно, и они лишены отмеченных выше недостатков.
Система оперативно-диспетчерского управления предъявляет определенные требования к организации системы диспетчерской оперативной телефонной связи пожарно-спасательного гарнизона, а именно:
– состав абонентов диспетчерской связи должен быть таким, чтобы диспетчер (дежурный) имел возможность разрешить возникающие в ходе его оперативной деятельности вопросы;
– диспетчер должен иметь возможность вести переговоры одновременно с несколькими абонентами или с группой абонентов;
– диспетчер должен иметь возможность пользоваться всеми видами оперативной связи (телефонная, радиотелефонная, громкоговорящая, телевизионная, телеграфная, факсимильная);
– технические средства диспетчерской телефонной связи должны обладать достаточной надежностью и обеспечивать удобства пользования ими.
Диспетчерская связь ГПС – это связь оперативного управления, позволяющая установить избирательную и циркулярную связь между руководителем (диспетчером) и подчиненными (исполнителями).
Для организации основных видов связи ГПС необходимо предусмотреть соответствующие каналы связи со следующими абонентами:
|
– УСС по линиям укороченной значности;
– аппаратурой автоматической пожарной сигнализации непосредственно на ЦУС и на особо важных объектах города;
– коммутаторами органов внутренних дел и пунктами централизованного наблюдения вневедомственной охраны;
– всеми стационарными пунктами связи подразделений гарнизона;
– аварийными, оперативными и экстренными службами гарнизона;
– пожарными автомобилями, находящимися в пути следования;
– подразделениями ГПС, находящимися на пожаре, для передачи сообщений о ходе тушения пожара, вызове дополнительных сил и средств, передачи требований РТП аварийным, оперативным и экстренным службам гарнизона.
Кроме того, диспетчерская связь ГПС обеспечивает:
– прямую телефонную связь ЦУС с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;
– телефонную связь с подразделениями, работающими на пожаре;
– прямую телефонную связь со службами взаимодействия.
В состав диспетчерской оперативной связи, структурная схема которой представлена на рис. 9.2, входят:
– центральный пульт на ЦУС (ЦП);
– групповые пульты (или станции) в ПСЧ (ГП);
– оконечные абонентские устройства (АУ), подключенные к групповым пультам через абонентские линии (АЛ).
Абоненты диспетчерской связи могут быть разделены на отдельные подгруппы, в которых абонентские аппараты включены параллельно. Примером организации системы оперативно-диспетчерской связи служит принятая в эксплуатацию МЧС России сеть оперативной связи управления силами и средствами ГПС муниципальных образований. Сеть позволяет обеспечить задачи связи и автоматизации управления с требуемым качеством по устойчивости, непрерывности и оперативности в условиях возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций при обеспечении безопасности муниципальных образований. | Рис. 9.2. Состав диспетчерской оперативной связи |
Система оперативно-диспетчерской связи является интегрированной сетью связи и передачи данных с обеспечением передачи речи и данных по единому цифровому каналу. Она позволяет организовать выделенные линии связи на основе аналоговых и (или) цифровых каналов для организации как открытой, так и специальной оперативной связи.
|
Вопросы и задания
1. Что собой представляет сеть проводной связи пожарно-спасательного гарнизона?
2. Как телефонной сети делятсяпо категориям пожарной опасности абонентов?
3*. Нарисовать схему связи абонентов АТС с диспетчером ЦУС и выполнить таблицу следующей формы:
Условные обозначения на схеме связи абонентов АТС с диспетчером ЦУС
Обозначение в виде абревиатуры | Расшифровка абревиатуры | Назначение элемента схемы |
ПРИМЕР: ТА – телефонный аппарат –устройство в системе телефонной связи, служащее главным образом для передачи и приёма речевой информации; АК – абонентский комплект–...
4**. Что происходит при наборе цифр «0» и «1» на УСС и при связи абонентов с диспетчером пожарной охраны?
5*. Как работает показанная на рис. 9.1 схема связи по линиям «01» пожарно- спасательного гарнизона?
6. Почему способ автоматической телефонной связи не является оптимальным для передачи оперативной информации, особенно касающейся пожаров или чрезвычайных ситуаций (*дать полный ответ)?
7. Каковы преимущества диспетчерской оперативной связи?
8**. Какие требования к организации системы диспетчерской оперативной телефонной связи пожарно-спасательного гарнизона предъявляет система оперативно-диспетчерского управления?
9. Что собой представляет диспетчерская связь ГПС, что она обеспечивает и позволяет?
10. С какими абонентами необходимо предусмотреть соответствующие каналы связи для организации основных видов связи ГПС?
11.Что входит в состав диспетчерской оперативной связи, структурная схема которой представлена на рис. 9.2?