Технология проблемного обучения в начальной школе.




Аннотация: в данной работе я рассмотрела вопрос об актуальности использования технологии проблемного обучения в начальном образовании, используя материалы трех научных статей.

Определение проблемного обучения: по мнению Махмутова М.И., проблемное обучение – это «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности» [1, с. 34].

 

Необходимость в использовании технологии проблемного обучения в современном образовании, по мнению Килдияровой А.П., возникает в связи с произошедшими в последние годы в обществе изменениями, в именно: «от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда» [2, с. 170].

 

Килдияровой А.П. считает, что для решения данных задач необходимо использовать технологию проблемного обучения с целью повышения самостоятельной деятельности обучающихся: «одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Данный принцип реализуется в использовании технологии проблемного обучения» [2, с. 170].

 

Тривайло Н.П. также видит необходимость в проблемном обучении для повышения самостоятельности учеников, стремления к самостоятельному поиску решений возникших задач: «развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Ребенка можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов» [3, с. 75].

 

Солодкова Ю.М. в своей статье тоже указывает на нужность применения данной технологии для выработки необходимых в жизни качеств у обучающихся: «в проблемном обучении создаются наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному специалисту качеств личности, как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. Эти условия создаются благодаря активной поисковой познавательной деятельности обучающихся, решающих важные учебные проблемы, благодаря вооружению учащихся способами познавательной деятельности и формированию положительных мотивов учения. Центр тяжести в проблемном обучении переносится на активность самого ученика, учитель опирается на развитие его мыслительных процессов, а не только на его память и заучивание материала» [4, с. 233].

В вопросе об актуальности использования технологии проблемного обучения в начальном образовании все три автора статей сходятся в едином мнении – нужность технологии проблемного обучения неоспорима в повышении эффективности образовательного процесса и улучшении качества образования. Вот чем авторы это аргументируют это в своих статьях:

· Килдиярова А.П.: «главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка» [2, с. 171];

· Тривайло Н.П.: «актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Такое обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению» [3, с. 75];

· Солодкова Ю.М.: «актуальность технологий проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения» [4, с. 233].

 

 

Список использованной литературы

1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей/ Махмутов М.И. – М.: «Просвещение», 1977. – 240 с.

2. Килдиярова А. П. Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе [Текст] / А. П. Килдиярова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 окт. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 170–172.

 

3. Тривайло Н. П. Технология проблемного обучения с элементами рефлексии в начальной школе [Текст] / Н. П. Тривайло // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 05 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 74–76.

 

 

4. Солодкова Ю. М. Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Ю. М. Солодкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 232-234.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: