ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.
Методика 1. Экспериментальная беседа
Цель:
определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.
Вопросы для собеседования:
1. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?
2. Ты хочешь идти в школу?
3. Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Почему ты хочешь идти в школу?
7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
8. Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
9. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?
Оценка ответов:
Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:
1. Хочу идти в школу.
2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).
3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).
4. Люблю, когда мне читают книжки.
5. Сам прошу, чтобы мне почитали.
6.
7.
8. Хочу быть учеником.
9. Пусть урок будет длиннее.
Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.
Ключ:
7 баллов - готов к обучению в школе
4- 6 баллов - условно готов
1- 3 балла - не готов
Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.
Методика 2. Диагностика уровня развития
Произвольного внимания и произвольной памяти.
Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
|
Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.
Оценка выполненного задания:
5. баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.
4. балла – допущена одна ошибка.
3. балла – допущены две ошибки.
2. балла – допущены три ошибки.
1. балл – более трех ошибок.
1. баллов – не справился с заданием.
Ключ:
5 баллов - готов к обучению в школе
3 – 4 балла - условно готов
0-2 балла - не готов
Методика 3. Тест «Шифровка».
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.
|
Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.
Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»
Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.
Анализ результатов:
5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.
4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.
|
3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.
2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).
1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.
0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).
Ключ:
4-5 баллов – готов к обучению в школе;
2-3 балла – условно готов к обучению в школе;
0 -1 балл – не готов к обучению в школе
Методика 4.