Государство и право Великобритании в Новейшее время




• Великобритания (официальное название государства – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – одна из наиболее развитых европейских стран, с территорией 244,1 тыс. км и населением свыше 57 млн. человек. Она расположена на северо-западе Европы, на Британских островах и мелких архипелагах. В состав Великобритании входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер) с присущими им этническими особенностями.

• История развития британского государства после английской революции 17 века характеризуется многочисленными компромиссами между соперничавшими политическими силами, которые осознали, что на пути насилия общество было бы обречено на деградацию. Эти компромиссы и определяют эволюцию формы правления и государственного режима в стране.

Сегодня британская форма правления представляет собой парламентарную монархию, а государственный режим – систему кабинета, или министериализма. В то же время существует множество архаических институтов, архаичных, прежде всего по их названиям, да нередко и по существу, причем многие из них давно стали фиктивными, как, например, принадлежавшее королеве право абсолютного вето, которым она и ее предшественники уже около трехсот лет не пользуются.

• Хотя Шарль Монтескье считал Англию образцом системы разделения властей, в действительности многочисленные институциональные пережитки абсолютной и дуалистической монархии, сохранившиеся до настоящего времени, совершенно не укладываются в такую систему.

Главой государства является монарх, обладающий достаточно сильными полномочиями. Титул монарха звучит так: «Елизавета Вторая, милостью божьей королева Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества наций, защитница веры, суверен британских и рыцарских орденов».

• Однако фактически монарх выступает слабой политической фигурой, так как его полномочия либо совсем или почти не используются, именуясь «спящими прерогативами», либо используются не самостоятельно: по инициативе парламента или премьер-министра, либо санкцией последнего. Источником полномочий законодательной власти является народ, который непосредственно избирает парламент (а точнее его нижнюю палату – Палату общин, выполняющую важнейшие функции в законодательном процессе).

• По точному смыслу британской конституции Парламент – триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), Палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и Палату общин (исторически – палату простолюдинов).

Основными функциями Парламента являются представительства нации, законодательство, принятие бюджета и контроль за деятельностью Правительства.

• Считается, что английский Парламент существует с 1265 года, когда впервые было созвано собрание, ограничившее власть короля и достаточно широко представлявшее интересы страны.

• В современных условиях Парламент действует на основе двух уравновешивающих друг друга начал. С одной стороны, это доктринальный принцип парламентского верховенства и ответственного правления, с другой — сложившаяся практика двухпартийной системы и обусловленный ею государственный режим министериализма.

• Функционирование Парламента в условиях действия указанных факторов обеспечивает разумное сочетании элементов демократизма и рационализма британской парламентской системы и государственного механизма в целом.

Палата общин состоит из 659 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет, но часто бывают роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов (после второй мировой войны досрочный роспуск и выборы имели место 20 раз).

• Депутаты (в Великобритании их принято называть членами Парламента) обладают ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Депутат может быть лишен полномочий решением палаты.

• Он имеет ограниченный индемнитет: он не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбления монарха, Парламента, лиц, выполняющих властные функции и других. Наказанием может быть лишение слова, приостановление депутатского мандата. Депутаты имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы.

У спикера Палаты общин, как и в других странах англосаксонского права, большие полномочия:

• - обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

• - осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, спикер может воспрепятствовать применению правил «прекращения прений» (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

• - дает советы и разъяснения по правам процедуры Палаты общин;

• - обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

• - подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

• - удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Вторая палата Парламента Великобритании - это Палата лордов, которая ведет свое происхождение от «Большого Совета» (magnum concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами».

• В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

• 1. Духовные лорды: архиепископы Йоркский и кентерберийский и епископы англиканской церкви (26);

• 2. Лорды-юристы (12);

• 3. Наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное их число меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов);

• 4. Пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов).

В Великобритании среди законопроектов (и соответственно законов) различаются публичные и частные. Первые вносятся депутатами обычно через министров, вторые (локального и персонального характера) – в форме петиций. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства (в Великобритании – 95 %), для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю.

• Законопроект рассматривается в трех чтениях, в первом чтении клерк палаты обычно лишь зачитывает его заголовок (бывают и дискуссии), во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда и несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования.

Парламент в Великобритании принимает немного законов по сравнению с другими странами и, особенно с США – приблизительно 100 в год, и большинство из них – частные.

• Юридически правительство несет коллективную ответственность перед Парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки, но Премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр. Вопрос о вотуме доверия бывает только связанным, то есть он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом. Применяется этот институт очень редко.

• Наиболее частой формой контроля Палаты являются письменные и устные вопросы к Премьер-министру (для них отводится специальное время два раза в неделю по 15 минут) и к министрам («час вопросов» бывает 4 дня в неделю – это обычно 40-50 минут сразу после открытия пленарного заседания). Формой контроля являются дебаты по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозицией.

Исполнительная власть. Исполнительная власть теоретически принадлежит монарху. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит «правительство Его (Ее) Величества», точнее, его узкая часть – кабинет министров, в котором главную роль играет Премьер-министр.

• Глава государства в Великобритании – монарх, являющийся источником суверенной власти и символом нации. Монарх занимает свой пост не путём выборов, а по наследству. Согласно Акту о престолонаследии 1701 года в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии - дочерью. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона.

Группа полномочий политических прерогатив весьма обширна.

• В области внутренней политике королевской прерогативы можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

• Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружёнными силами; в) управление собственностью бороны; г) назначение епископов; д) жалованье почётных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

• Прерогатива в судебной области основана на правиле «монарх – источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

• Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарх осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 года практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента.

Конституционному праву хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с Премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность по закону – 95 человек), обычно это 75-80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд-хранитель печати и другие), младших министров, секретарей. Ранг министров имеют генеральный прокурор (он же генеральный – атторней) – юридический советник правительства, его представитель в суде. Титул государственного секретаря используется для важнейших министров: иностранных дел, внутренних дел и других.

• Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-23 человека), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и другие. Он созывается на заседания и принимает решения.

Деятельность кабинета закрыта. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Решения на заседаниях кабинета принимаются без голосования.

• Возглавляет Правительство Премьер-министр. Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетов министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.

• Премьер-министр осуществляет следующие функции: 1) формирует правительство и руководит его деятельностью; 2) поддерживает постоянные отношения между Кабинетом и монархом и даёт советы монарху по вопросам политики; 3) представляет Правительство в парламентских дебатах и отвечает на вопросы о правительственной политике в палатах; 4) информирует лидера оппозиции Правительства Её Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности; 5) -осуществляет контроль за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами; 6) участвует в принятие решений о назначениях на высшие государственные должности.

Несмотря на многочисленные реформы, британская судебная система остаётся чрезвычайно сложной. Традиционно суды подразделяются на высшие и низшие. Особое значение имеет деятельность высших судов, которые, разрешая конкретные дела, создают прецеденты.

• Высшими судебными органами, юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства, является Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе.

• Палата лордов как судебный орган представляет собой преимущественно апелляционную инстанцию по гражданским и уголовным делам.

• Закон 1876 года об апелляционной юрисдикции установил, что суд Палаты лордов как апелляционной инстанции имеет следующий состав: 1) Лорд-канцлер; 2) «ординарные лорды по апелляции; 3) лорды ранее занимавшие судебные должности. По гражданским и уголовным делам Палата лордов рассматривает жалобы на решения Апелляционного суда, Высокого суда Англии и Уэльса, Высокого суда Северной Ирландии. На решения Суда сессий Шотландии в Палату лордов можно апеллировать только по гражданским делам. Основанием для апелляционной жалобы по гражданским делам может быть и вопрос факта, и вопрос права, по уголовным делам – только вопросы права, имеющие важное общественное значение.

Судебный кабинет Тайного совета как судебный орган сохраняет своё значение как апелляционная инстанция на решения судебных судов и медицинских трибуналов.

• Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: 1) Апелляционный суд; 2) Высокий суд; 3) Суд Короны; 4) суды магистратов и суды графств.

• Апелляционный суд является вышестоящий судебной инстанцией. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая из трёх судей. Суд состоит из двух отделений: по гражданским и по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает апелляции на решения Высокого суда, судов графств, Апелляционного и других трибуналов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда Короны, слушая апелляции на обвинительные приговоры и высказывая суждения по вопросам права в связи с оправдательными приговорами.

Высокий суд состоит из судей, назначаемых монархом по рекомендации Лорда-канцлера из числа барристеров, имеющих стаж работы в этом качестве не менее 10 лет. Высокий суд включает в себя три отделения: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской семьи; 3) отделение по семейным делам.

• Канцлерское отделение в качестве суда первой инстанции рассматривает споры о недвижимости, о доверительной собственности, о торговых товариществах, об управлении наследственным имуществом, о взыскании налогов и так далее. В качестве апелляционной инстанции рассматриваются жалобы на решения судов графств по делам о банкротстве, земельной регистрации и по другим вопросам. Отделение королевской скамьи в качестве суда первой инстанции рассматривает широкий спектр гражданских дел, особенно в связи с выполнением договоров и деликтами. Отделение по семейным делам в качестве первой инстанции имеет исключительную юрисдикцию в решение споров по семейным делам.

Суд короны, созданный в соответствии с Законом о судах 1971 года, наделён исключительной юрисдикцией в отношении тяжких уголовных преступлений и ограниченной гражданской юрисдикцией в основном по делам о выдаче лицензий. В состав Суда Короны входят: 1) судьи Отделения королевской скамьи Высокого суда; 2) окружные судьи, назначаемые монархом по рекомендации Лорда-канцлера; 3) рекордеры по первой инстанции.

• Суд Короны заседает с участием присяжных (10-12 человек); в качестве апелляционной инстанции – рассматривает, обязательно с участием мировых судей, жалобы от лиц, осужденных в суммарном порядке в судах магистратов.

Судами графств рассматриваются гражданские дела с небольшой ценой иска – например, по искам из договоров и деликтов – до пяти фунтов стерлингов. Этих судов насчитывается более 350. Общее руководство судами графств осуществляет лорд-канцлер. В качестве судей в судах графств выступают окружные судьи или рикордеры. В каждом суде работает обычно один или два постоянных судьи. Кроме того, в каждом суде имеется один помощник судьи, назначаемый лордом-канцлером. Дела слушаются единолично судьями или рикордерами.

• Суды магистратов – это суды, состоящие из мировых судей, которые в большинстве случае не являются профессиональными юристами и не получают материального вознаграждения за свою деятельность. Магистратские суды обладают уголовной и гражданской юрисдикцией. Уголовную юрисдикцию в основном составляет рассмотрение суммарных преступлений. Гражданская юрисдикция распространяется на брачно-семейные дела, дела об установления отцовства и о взыскании некоторых обязательных платежей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: