Законом предусмотрен определённый порядок подачи кассационных жалоб и протестов (ст. 283 ГПК). Решения районных (городских) народных судов могут быть обжалованы в Верховный Суд республики в составе РФ, в краевой, областной, городской суд, суд автономной области или суд автономного округа, а решения Верховных судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов – в Верховный Суд РФ. Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший решение. Подача жалобы или протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. Однако до вступления решения в законную силу дело никем не может быть истребовано из суда первой инстанции. Лица, участвующие в деле, и прокурор вправе знакомиться в самом суде с материалами дела и с поступившими жалобами или протестом (ч.2. ст. 289 ГПК).
В широком смысле порядок подачи кассационной жалобы и протеста охватывает также правила о сроке этого действия, а также требования, предъявляемые к содержанию жалобы и протеста и последствия их несоблюдения.
Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба или протест, поданные по истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему жалобу или протест. Поскольку присоединение к кассационной жалобе (ст.290 ГПК) не носит характер самостоятельного обжалованию судебного решения и не ограничено сроком, предусмотренным ст. 284 ГПК, заявление о присоединении к жалобе соучастников и третьих лиц, выступающих на той же стороне в процессе, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, может быть подано вместе с кассационной жалобой, а также самостоятельно, в том числе в процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
|
При проверке соблюдения лицом, подавшим жалобу (протест), 10-дневного срока кассационного обжалования (опротестования), необходимо учитывать, что началом течения указанного срока в соответствии со ст. 284, 100 ГПК является день, следующий за днём вынесения решения в окончательной форме, а не день вручения либо направления сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии решения по делу. При исчислении срока кассационного обжалования следует также иметь ввиду, что в случае отложения судом составления мотивированного решения на срок до трёх дней, срок на подачу кассационной жалобы (протеста) на решение в окончательной форме должен исчисляться со дня, следующего за днём, установленным судом для ознакомления с мотивированным решением[15].
В случае подачи жалобы (протеста) по истечении срока на кассационное обжалование су должен разъяснить лицу, обжалующему решение, его право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. Заявление о восстановлении срока кассационного обжалования (опротестования) рассматривается по правилам ст. 105 ГПК судом, вынесшим решение, только в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
Судья отказывает в принятии жалобы или протесты, если они поданы на решение, не подлежащее обжалованию (опротестованию). Такая жалоба и такой протест не могут служить основанием для возбуждения кассационного производства.
|
Неправильным является мнение, согласно которому отказ в принятии кассационной жалобы (протеста) допустим в двух случаях: если жалоба (протест) подана лицом, не обладающим таким правом, либо заявителем пропущен срок на кассационное обжалование, и он не просит о восстановлении этого срока. В этих случаях судья должен оставить жалобу (протест) без рассмотрения (ср.: ч. 2 ст. 102, ч. 1 ст. 143, ст. 221, ст. 284 ГПК РСФСР).
Если кассационная жалоба или протест, поданные в установленный срок или после восстановления пропущенного срока, поступят кассационную инстанцию после рассмотрения дела по другим жалобам или протесту, суд обязан принять такие жалобы к своему производству. В тех случаях, когда кассационная инстанция, рассматривая такую жалобу или протест, придёт к выводу, что определение по жалобе или протесту должно повлечь изменение или отмену ранее вынесенного определения, кассационная инстанция, вынося определение, направляет дело с отдельным представлением председателю суда, который приносит протест в порядке надзора на одно или оба определения.
В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу только по рассмотрении дела вышестоящим судом (ч. 1 ст. 208 ГПК). Если кассационная жалоба (протест) подана не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 294 ГПК вправе в интересах законности проверить решение в полном объёме.
|
В законе регламентируется также содержание кассационной жалобы или протеста (ст. 286 ГПК РСФСР). Кассационная жалоба или протест должны содержать:
1) наименование суда, которому адресуется жалоба или протест;
2) наименование лица, подающего жалобу или протест;
3) указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и суд, постановивший это решение;
4) указание, в чём заключается неправильность решения, и просьбу лица, подающего жалобу или протест;
5) перечень прилагаемых в к жалобе или протесту письменных материалов.
При сопоставлении кассационной жалобы важно учитывать, что ссылка лица, подающего кассационную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается лишь в случае обоснования им в жалобе невозможности их представления в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 286 ГПК).
КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА ПОДПИСЫВАЕТСЯ ЛИЦОМ, ПОДАЮЩИМ ЖАЛОБУ, ИЛИ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ. Кассационный протест подписывается прокурором. К кассационной жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, если в деле не имеется такого полномочия. К кассационной жалобе прилагается также документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины. Согласно п/п 8 п. 1 ст. 4 Закона «О государственной пошлине» с кассационных жалоб на решения суда взимается 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле. Заявление о присоединении к жалобе государственной пошлиной не оплачивается (ст. 290 ГПК).
Кассационная жалоба или протест представляются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. В необходимых случаях народный судья или председатель суда могут обязать лицо, подающее кассационную жалобу, или прокурора, приносящего протест, представить копии приложенных к кассационной жалобе или протесту письменных материалов по числу лиц, участвующих в деле (ст. 287 ГПК). Такая необходимость, в частности, возникает, если в этих материалах содержаться данные, которые могут повлиять на вывод суда кассационной инстанции о законности и обоснованности обжалованного (опротестованного) решения.
При подаче кассационной жалобы или протеста, не подписанных подающими их лицами, без указания на решение, которое обжалуется или опротестовывается, либо без приложения всех необходимых копий, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, народный судья или председатель суда выносит определение, которым оставляет жалобу или протест без движения и назначает лицу, подавшему жалобу или протест, срок для исправления недостатков. Срок исправления недостатков кассационной жалобы (протеста), установленный судьёй, должен быть назначен с учётом реальной возможности получения заявителем справок, копий документов и иных материалов, необходимых для приобщения к жалобе[16].
Если лицо, подавшее жалобу или протест, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении, жалоба или протест считаются поданными в день первоначального представления в суд. В противном случае жалоба или протест считаются не поданными и возвращаются лицу, подавшему жалобу или протест (ст. 288 ГПК).
Народный судья или председатель суда в соответствии со ч. 1 ст. 289 ГПК после получении кассационной жалобы или протеста обязаны:
1) направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы или протеста и приложенных к ним письменных материалов;
2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы или протеста в кассационном порядке в Верховном суде автономной республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа. О дне рассмотрения кассационной жалобы или протеста в Верховном Суде лиц, участвующих в деле, извещает Верховный Суд;
3) по истечении срока, установленного для обжалования и опротестовывания, направить дело в кассационную инстанцию.
Лица, участвующие в деле, вправе представить объяснения на жалобу или протест с приложением документов, подтверждающих эти объяснения. В необходимых случаях народный судья или председатель суда могут обязать представить объяснения и приложенные к ним документы с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Указанные копии вручаются лицами, участвующим в деле (ст. 291 ГПК).
В случае, когда по жалобе или протесту, поступившим непосредственно в кассационную инстанцию, необходимо произвести действия, предусмотренные статьями 288 и 289 ГПК, жалоба или протест направляются в суд, вынесший решение, а если содержится просьба о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы или протеста, то и для решения этого вопроса. Если жалоба или протест, не оформлены в соответствии со ст. 288, поступили в кассационную инстанцию вместе с делом, то вопрос о возвращении их в суд первой инстанции для восполнения пробелов в оформлении, когда недостатки могут быть устранены в процессе подготовки дела к рассмотрению в кассационном порядке, разрешаются единолично председателем суда или его заместителем с изложением мотивов возврата в письме, либо судом кассационной инстанции в коллегиальном составе путём вынесения мотивированного определения.