проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 10 глава




Методы преподавания, по В.А. Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива и т. п. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Органической частью дидактической системы, применявшейся В.А. Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

3. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив в теории и практике В.А. Сухомлинского

Пропагандировавшийся В.А. Сухомлинским гуманизм по своей природе имеет коллективистский характер. Поэтому гуманистическое воспитание возможно только в коллективе и через коллектив. В.А. Сухомлинский продолжает развивать теорию воспитания личности в коллективе.

В центр всей организационно-педагогической деятельности Сухомлинский В.А. ставит личность ребенка в ее сложной диалектике взаимоотношений с коллективом с постоянно меняющимися духовно-нравственными потребностями, исходя из главного принципа: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Педагог считал, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог, где есть культ Человека, Разума, Счастья, Свободы, Справедливости, Совести. В своих работах «Воспитание коллективизма у школьников», «Методика воспитания коллектива» В.А. Сухомлинский раскрывает особенности воспитания личности в коллективе:

– коллектив является основной социальной средой, где воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности;

– нельзя переносить на ученический коллектив социологию взрослого коллектива (это касается аспекта осуждения ребенка коллективом за ошибки);

– в центре внимания всей технологии воспитания – ученик с его здоровьем, убеждениями, деятельностью, активной позицией; каждый ученик должен иметь посильное задание, чтобы каждый «пережил радость собственного обновления»;

– интеллектуальная общность;

– выговоры, внушения нужно делать наедине, а поощрения – в коллективе;

– чем меньше коллектив занимается разбирательством конфликтов, тем больше воспитательная его сила в возвышении духа ребенка через коллектив;

– коллектив достигает цели тогда и там, где гуманное отношение друг к другу и гармоническое развитие каждого является главной целью, где есть культ Справедливости, Свободы, Разума, Человека;

– коллектив создается совместным трудом школьников, в процессе которого они взаимно обогащают друг друга;

– доказывал целесообразность макаренковских разновозрастных коллективов.

Моральные принципы и, прежде всего, коллективизм предполагают заботливое отношение человека к человеку, которое должно проявляться в конкретных делах: самая большая человеческая радость – жить для людей. В.А. Сухомлинский никогда не абсолютизировал добро, не игнорировал его социальной сущности. Нужно быть добрым для людей, которые заслуживают добра, В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. Воспитание в коллективе не исключает и индивидуальной работы с учащимися, индивидуального подхода к ним. Необходимо создавать условия для того, чтобы каждый член коллектива сохранил свою индивидуальность.

Главным содержанием и смыслом всей организационно-педагогической деятельности школьного коллектива Павлышской средней школы было «воспитание отдельного гражданина – к коллективу и от коллектива – к отдельной личности». Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть, воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

Сухомлинский В.А. часто высказывал свою мысль «Воспитайте гражданина, и вы воспитаете коллектив», что явилось новым направлением в развитии теории воспитания с коллективистских позиций.

По В.А. Сухомлинскому, непосредственное влияние воспитателя на воспитанника – такой же необходимый и важный фактор воспитания, как и влияние коллектива. Коллективная одухотворенность, коллективное настроение, коллективные переживания – великая сила, которая должна органически сочетаться с разумным индивидуальным воздействием воспитателя.

Благодаря многогранным взаимовлияниям в коллективе обогащается как индивидуальность, так и сам коллектив. Поэтому логика коллективистского воспитания должна строиться по принципу: от коллектива к личности и от личности к коллективу.

В.А. Сухомлинский много сделал для повышения педагогической культуры учителя. Вся система идей, которые он пропагандировал в своих произведениях, сориентирована не только на решение сегодняшних задач школы, но одновременно и на развитие педагогики завтрашнего дня.

В.А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство, т.е. высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности.

Василий Александрович Сухомлинский один из немногих теоретиков и практиков образования, который сохранил, уберег и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее педагогам новых поколений. Разработанная им педагогическая система обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями в области теории и практики образования и воспитания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как В.А. Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

2. Раскройте основное содержание вопросов воспитания в трудах В. А. Сухомлинского.

3. Раскройте сущность гармонического развития личности по Сухомлинскому.

4. Напишите рецензию на прочитанную книгу В.А. Сухомлинского.

5. Составьте опорный лист «Основные направления воспитания в школе В.А. Сухомлинского».

 

Рекомендуемая литература

1. Глейзер Г.Д. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский. М., 1997.

2. Быблюк М. Интерес не ослабевает //Народное образование. – 1994, № 6.

3. Балеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика. 1996, №6.

4.Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования /В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

5.Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского М., 1974.

6.Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика. – 1991, № 9.

7. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.

8.Радчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.

9.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. – М., 1986.

10.Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1979.

11. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1969.

13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1970.

14. Сухомлинский В.А.Родина в сердце. – М., 1970.

15. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 1961.

16. Сухомлинский В.А.Разговор с молодым директором школы. – М., 1977.

Раздел 3.

частные вопросы образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: